Как уникальные подразделения северян помогли защитить родину
Под занавес российского Года памяти и славы, года 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Сыктывкаре открылась выставка, посвященная оленно-транспортным батальонам и их вкладу в защиту советского Заполярья.
Экспозиция «Оленно-транс-портные батальоны в снегах Заполярья» открылась 29 декабря в зале Финно-угорского культурного центра России. На ней можно узнать, что северные олени возят не только сани Санта-Клауса, они транспортировали оружие, бойцов, раненых, грузы во время войны.
Выставка создана на основе архивных фотоматериалов, предоставленных Ижемским районным историко-краеведческим музеем, Мурманским областным краеведческим музеем и Этнокультурным центром Ненецкого автономного округа.
– Выставочная галерея будет состоять из тридцати архивных фотоснимков, – рассказала «Республике» руководитель Финно-угорского культурного центра России Татьяна Барахова. – Сегодня мы представляем зрителям только первую часть нашей планшетной экспозиции – это восемнадцать фотографий с текстами. В следующем году распечатаем оставшиеся работы. Также в начале следующего года выставка дополнится буклетом. Помимо этого, в 2021-м в рамках проекта «Помним. Гордимся. Сохраним» в Сыктывкаре состоятся концерты военно-патриотической песни, пройдут творческие встречи и кинопоказы документальных фильмов об истории оленно-транспортных батальонов.
Впервые в Красной армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время финской войны. Эксперимент с организацией трех оленеводческих батальонов полностью себя оправдал, и затем сформировали еще несколько таких же транспортных оленьих подразделений. Правда, организовать и опробовать все задуманное до начала Великой Отечественной войны так и не успели. В ноябре 1941 года Иосиф Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны страны «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области». Защищать северные рубежи родины отправились тысячи ижемских, ненецких, саамских и мансийских оленеводов. Карельский фронт, где они воевали, стал единственным участком границы СССР, который не смогли перейти фашистские захватчики.
В конце 1941 года для формирования этих батальонов было призвано более трехсот ижемцев и отобрано более одной тысячи двухсот оленей. Среди мобилизованных значились не только оленеводы, но и речники, судостроители, служащие и колхозники. И аргиши из Коми потянулись по тундре на запад, в сторону Архангельска. Переходы проходили в тяжелейших условиях. В феврале-марте 1942 года из уроженцев Ненецкого округа и Коми АССР сформировали оленно-лыжные батальоны. Оленеводы занимались не только транспортными операциями. Без воинов-погонщиков не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан.
На заполярной линии Карельского фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. Передвижение любого транспорта (тракторов, грузовиков, лошадей) в тундре было практически невозможно из-за бездорожья, глубокого снежного покрова и сложного рельефа местности. И лишь олени-вездеходы могли бегать по тундре, заснеженным сопках и горным ущельям Кольского полу-острова. Даже оказавшись в ледяной воде, олени передними копытами ломали ледяную кромку, пробивались к прочному льду и вытягивали нарты с грузом. К тому же северный олень сам добывает себе корм в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины и даже, будучи раненным, не издаст звука.
Одной из задач оленных частей являлась эвакуация раненых, которых подбирали в радиусе до десяти километров от полевого медпункта. Не менее важной считалась доставка грузов и срочных донесений, а также офицеров связи по бездорожью в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы. Опасной была работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин, упавших в малодоступной местности. Отдельно вывозили моторы с подбитых машин. На оленях во время войны с линии фронта и из тыла противника было вывезено 10 142 раненых солдата, перевезено к переднему краю восемь тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.
Благодаря усилиям оленной армии и лыжного батальона в 1942 году был разрушен важный стратегический объект врага – петсамский аэродром.
При этом оленеводов мобилизовали и с другой стороны фронта. Причем финны активно использовали оленей еще в ходе советско-финской войны. Сохранилось немало снимков, на которых запечатлены финские солдаты из оленно-лыжных батальонов.
Памятники воинам-оленево-дам установлены в Ижме, в деревне Новикбож (Усинский район) и в городе Нарьян-Маре. В Ижемском краеведческом музее собраны воспоминания ветеранов оленно-лыжных батальонов. Сейчас никого из них уже нет в живых.
В следующем году экспозиция отправится в «гастроли» по районам республики, а затем ее увидят в тех регионах, в которых формировались и воевали оленно-транспортные батальоны.
Выставка создана в рамках культурно-просветительского проекта «Помним. Гордимся. Сохраним», который реализуется на средства гранта главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности на 2020 год.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Оленеводы на фронте"