В уходящем году аферисты обманули граждан России на сумму в 150 миллиардов рублей, 66 миллиардов из которых перевели псевдобанковским сотрудникам. В 2019 году объем незаконных денежных операций, совершенных без согласия клиентов, составил всего 6,4 миллиарда рублей. На втором и третьем местах по «прибыльности» стоит обещание предоставления фиктивных медицинских услуг и деятельность поддельных интернет-магазинов. Такой всплеск мошенничества эксперты связывают с переходом большого количества россиян на удаленную работу. Эти данные приводит РИА «Новости».
Обращение по имени-отчеству
Немалую сумму в общей сложности перечислили мошенникам и жители Коми. По информации МВД региона, размер ущерба, причиненного разного рода аферистами, за 11 месяцев 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года увеличился в 6,5 раза. Если за 11 месяцев 2019 года ущерб по статье 159 УК РФ (мошенничество) в Коми составлял 142 миллиона рублей, то в 2020 году – 923 миллиона рублей. Впрочем, в республиканском министерстве внутренних дел причину столь резкого увеличения «доходов» мошенников видят не только в росте доверчивости граждан. Просто если в прошлом году достаточно распространенный вид преступного обмана квалифицировался как кража с банковской карты и ущерб по этой статье подсчитывался отдельно, то теперь складываются все суммы, перечисленные мошенникам любым способом и под любыми предлогами.
Суть самого распространенного вида махинаций проста и широко известна: мошенники звонят по разным номерам и всеми способами пытаются заполучить номер банковской карты собеседника, пин-код и прочую информацию, которую сообщать посторонним нельзя. Тем не менее многие граждане все еще верят аферистам, представляющимся банковскими работниками. Потерпевшие объясняют, что доверие вызывает осведомленность собеседника, который называет владельца телефона по имени и отчеству. Обычно именно так и обращаются к клиентам сотрудники банка. Но, как пояснили в полиции, личные данные владельца телефонного номера можно раздобыть без труда – даже если просто умеешь искать информацию в интернете. Мошенники заранее «пробивают» номера телефонов и уже обращаются к потенциальным жертвам по имени и отчеству. Действуют так убедительно, что некоторые граждане по просьбам мошенников переводят на чужие счета миллионы рублей. Причем используют не только свои средства, но и берут кредиты в банке. При этом с накоплениями расстаются не только пожилые люди, бдительность которых ослаблена из-за возрастных особенностей. На уловки мошенников попадаются и граждане среднего возраста.
Например, житель Ухты 1982 года рождения, поверив аферистам, лишился крупной суммы денег. Ему позвонил неизвестный. Представившись сотрудником банка, собеседник проинформировал: постороннее лицо пытается оформить на ухтинца кредит. После этого «сотрудник банка» стал уговаривать владельца электронного кошелька опередить жулика: самому взять кредит и перевести полученные средства на «безопасные» счета банка.
По инструкции звонивших мужчина оформил заявку на кредит и получил на карту сумму почти 500 тысяч рублей. Далее он направился к банкомату, где снял эти деньги и перевел на счета нескольких мобильных телефонов.
На следующий день мужчине снова позвонил «консультант» из банка и сообщил: от ухтинца снова поступила заявка на заем. Действуя по уже знакомой схеме, мужчина через три банкомата перевел на счета злоумышленников еще 500 тысяч рублей, взятые в кредит.
После этого он больше не смог дозвониться до виртуальных «помощников» и обратился в полицию. Потерпевший пояснил, что слышал о дистанционных мошенничествах, но поддался на уговоры жуликов, оказавшихся хорошими психологами.
Те люди, которые не поддались на уловки мошенников, уверены: причина успешности действий аферистов в том, что любой человек склонен излишне волноваться, когда ему сообщают о покушении на его финансовое благополучие. Если не поддаваться панике, раскусить мошенника можно в первую же минуту разговора. Настоящие представители банков не раз подчеркивали, что банковские сотрудники звонят клиентам только для продвижения каких-либо новых услуг, но никогда не спросят номер карты или пин-код.
Под маской правоохранителей
Если до последнего времени аферисты звонили с обычных мобильных номеров телефонов, то сейчас они научились «подменять» свои номера номерами банков и разных официальных структур. С этой относительно новой схемой хищения средств со счетов граждан столкнулись сотрудники УМВД России по Сыктывкару.
Как пояснили в пресс-службе МВД, семеро сыктывкарцев потеряли более двух миллионов рублей, поверив в «легенды» телефонных аферистов. А одна жительница столицы благодаря своей бдительности сумела сохранить 500 тысяч рублей.
Женщине позвонил работник службы безопасности банка и предупредил, что на ее имя недобросовестные банковские служащие оформили кредит и вскоре с ней свяжется «руководитель одного из отделов полиции». Злоумышленник позвонил с номера телефона, который действительно был указан на официальном сайте ведомства, и представился именем ныне действующего сотрудника правоохранительного ведомства.
Лжеполицейский предупредил: ни в коем случае не надо идти в банк, потому что якобы по данному факту возбуждено уголовное дело, в офисах идут обыски. Все операции он рекомендовал сделать онлайн, выполняя его инструкции: чтобы срочно аннулировать кредитную заявку, надо взять новый кредит. Сыктывкарка, сверив в интернете номер телефона, убедилась, что он действительно существует. Однако зная из СМИ об обманах, она прервала разговор с незнакомцем и позвонила по телефону сама. Выяснилось, что ее обманывают. Женщина отправилась в полицию, где возбудили уголовное дело по факту покушения на мошенничество.
В иных случаях мошенники использовали идентичные «легенды», действуя как от имени банковских работников, так и «под маской» других служащих или правоохранителей.
Аферисты звонили на мобильные телефоны сыктывкарцев, сообщали о подозрительных операциях с банковскими счетами или несанкционированных займах. Для убедительности они говорили, что сейчас с потерпевшим свяжется сотрудник полиции, который в дальнейшем проинструктирует, как предотвратить хищение денег. И через несколько минут на дисплее гаджета заявителя высвечивался номер телефона полиции или банка, а на другом конце провода мужчина сообщал фамилию, имя, отчество и должность реально действующих руководителей подразделений.
В действительности же мошенники перезванивали, используя возможности интернет-сервисов подмены телефонных номеров. Затем, как только гражданин называл номер банковской карты, срок ее действия и секретный код, со счета исчезали крупные суммы. Или после звонка «правоохранителей» с гражданами связывались липовые менеджеры банков и оформляли на них кредиты, которые потерпевшие сами переводили на счета аферистов.
«Спасибо» от мошенников
Аферисты не планируют «останавливаться на достигнутом» и придумывают новые предлоги для хищения средств. В УМВД России по Сыктывкару поступили заявления жителей города, которые лишились накоплений, поверив в одну и ту же «легенду» злоумышленников.
Во всех случаях незнакомцы представлялись сотрудниками крупного банка и предлагали получить дополнительные денежные призы – бонусы «Спасибо». Для их зачисления жителям столицы было необходимо только сообщить все данные своих банковских карт. Поскольку многие граждане уже привыкли получать бонусы и расплачиваться ими за разные товары, а банки иногда проводят рекламные акции, предложение не вызвало у «клиентов» подозрений. В итоге общая сумма ущерба составила 119 тысяч рублей.
Так, жительнице Сыктывкара 1963 года рождения в социальной сети «ВКонтакте» поступило сообщение от имени незнакомца. Дата получения письма совпала с днем рождения заявительницы, поэтому предложение дополнительных бонусов показалось ей вполне обоснованным «подарком». Женщина перешла по ссылке, которая была во вложении.
Для получения обещанных пяти тысяч рублей требовалось ответить на вопросы теста и заполнить данные о своих банковских картах. Спустя некоторое время сыктывкарке на телефон пришло СМС-сообщение с числовым кодом, который она передала в переписке. Ожидая зачисления бонусов, женщина проверила приложение онлайн-переводов и обнаружила, что со счета исчезли 90 тысяч рублей. В полиции потерпевшей разъяснили, что своими действиями она предоставила мошенникам возможность управлять ее счетами. Получив выписку, дама выяснила, что злоумышленники пытались похитить более крупную сумму, но банк заблокировал сомнительные переводы.
Мужчина 1970 года рождения ответил на телефонный звонок с незнакомого номера, после чего в погоне за бонусными средствами доверчиво назвал лжесотрудникам банка все данные электронного кошелька. Кроме того, будучи введенным в заблуждение, он также передал мошенникам сведения о карте своего друга, который находился рядом и тоже захотел получить бонусы. Вскоре приятели обнаружили, что у них списали имеющиеся на счетах деньги. У одного из них пропали порядка трех тысяч рублей, у второго – более 20 тысяч рублей.
Аналогичным образом дистанционные мошенники обманули еще одну жительницу столицы – женщину 1952 года рождения. Получив в социальной сети «ВКонтакте» сообщение о призовой выплате, она согласилась на условия и заполнила анкету, сообщив все данные карты и код подтверждения. В результате пенсионерка потеряла более шести тысяч рублей.
Светлана СОЛОВЬЕВА
Фото gazeta.ru
Оставьте первый комментарий для "Жители Коми отдали мошенникам почти миллиард рублей"