В начале декабря приказом министра культуры России Ольги Любимовой старейший молодежный коллектив Коми – ансамбль песни и танца «Сигудэк» Республиканского центра дополнительного образования был удостоен звания «Заслуженный коллектив народного творчества РФ». Это уникальное событие для республики, так как такие звания присуждаются в основном коллективам, работающим в сфере культуры, а «Сигудэк» зародился и достиг творческих высот, будучи коллективом отрасли образования. О том пути, который прошел «Сигудэк» за более чем полувековую историю существования, и как он живет сегодня, в интервью «Республике» рассказала его руководитель Надежда Наркевичус.
– «Сигудэк» для многих мальчишек и девчонок стал местом раскрытия таланта, многих трудных подростков он увлек в мир красоты и творчества. Но, став взрослыми, ребята покидали ансамбль. Как получилось, что вы связали с ним свою профессиональную судьбу?
– Я попала в «Сигудэк» осенью 1973 года, когда ансамблю было всего семь лет и он только начинал обретать широкую популярность. Я очень любила танцевать и до прихода сюда танцевала в самодеятельности сыктывкарского педучилища №1, в Доме культуры строителей, в областном доме профсоюзов. Когда узнала про «Сигудэк», решила рискнуть, вдруг меня возьмут. И меня взяли. В сравнении с прежними коллективами, конечно, это был совершенно другой уровень и хореографии, и вокала. Мы начали выезжать на концерты, и я почувствовала такой кайф от этого: молодость, сцена, аплодисменты.
Почти сразу меня заметила и сделала на меня ставку балетмейстер, народная артистка республики Тамара Борисова. Я танцевала хорошо, была темповая, ритмичная, всегда была солисткой танцевальной группы. Постепенно я стала помощницей Тамары Николаевны, перенимала ее опыт, только ей свойственную манеру – легкость и мягкость в исполнении коми танца. Мне предложили вести подготовительную группу, была методистом, потом рекомендовали на должность художественного руководителя.
Изначально ансамбль был организован как коллектив учащихся профтехучилищ и методический центр с целью развития художественной самодеятельности в системе профтехобразования. А в 1991 году на его базе организовали Республиканский центр дополнительного образования. Тогда к нам из Воркуты приехал Андрей Брызгалов, который его возглавил. А мне предложили стать заместителем директора, потому что к тому времени у меня уже накопился большой опыт. В 1996 году я уехала в Москву, где тоже работала с детьми, была директором самобытной школы современной хореографии и детского театра танца. Помимо сыктывкарского педучилища и СГУ, я окончила двухгодичные курсы хореографов при институте культуры в Москве. А в 2013 году меня опять пригласили в Сыктывкар возглавить «Сигудэк». Я с удовольствием приняла предложение.
– Просто бросили столицу и вернулись в провинциальный Сыктывкар?
– Я давно об этом думала. Здесь остался мой сын, и у меня все время душа болела о том, что у него ребенок, а я, бабушка, живу далеко и не могу ничем помогать молодой семье. А тут вдруг это предложение, словно сама судьба пошла мне навстречу. Тогда министром образования был Владимир Шарков, который поставил задачу – сделать все, чтобы возродить былую славу ансамбля «Сигудэк». Именно эту задачу поставила передо мной Наталья Валерьевна Арабова, директор Республиканского центра дополнительного образования. Надо было омолаживать коллектив, набирать новых юных участников. Артисты в коллективе в основном уже были взрослые, а «Сигудэк» всегда славился юным задором.
Для меня важно было найти мальчиков, так как девочек найти всегда было проще. Я пошла по всем школам Сыктывкара. Тогда я нашла яркого исполнителя нашего коллектива – Андрея Мозера. Помню, пришла в школу №4, в седьмой класс. Вдохновенно рассказываю им о том, что это за коллектив такой – «Сигудэк», а мальчишки буквально лежат на партах с унылыми лицами: всем своим видом спрашивая, когда я уже уйду. Я всем раздала визитки с адресом РЦДО и ушла. Буду, говорю, ждать желающих 13 сентября в 18 часов.
И вот пришел этот день. В 18 часов зашла в раздевалку, а там сидит щупленький подросток. Это был Андрей Мозер. Настороженно спрашиваю его: «Ты куда пришел?» «В «Сигудэк», – отвечает. У меня чуть слезы не брызнули: мальчишка пришел. Первый мальчишка! Он очень быстро вошел в коллектив. В 2015 году, когда мы поехали в Сочи, Андрей уже был солистом ансамбля. Когда он танцует, у меня слезы наворачиваются: это стихия эмоций. Мне кажется, он себя чувствует на сцене легче, увереннее, радостнее, чем в жизни.
В 2014 году мы открыли подготовительные группы. С тех пор коллектив стабильно развивается. У нас сейчас 150 детей от пяти лет. Сформировалась прекрасная команда педагогов, единомышленников-профессионалов. С ними я уверена, что «Сигудэк» в надежных руках. Это балетмейстер ансамбля, руководитель основного балетного состава, народный артист республики Олег Ваганов, солист государственного ансамбля «Асъя кыа». В 2013 году он только начинал свою педагогическую деятельность в нашем ансамбле, а сейчас это успешный и достойный мастер своего дела. Дети его по-настоящему уважают. Два наших воспитанника – Никита Постнов и Андрей Мозер за эти семь лет выросли и ушли в профессиональный ансамбль «Асъя кыа». В новом коллективе их полюбили. Всякий раз после очередного их концерта, на котором я присутствую, ребята меня спрашивают: «Ну как, Надежда Михайловна, мы вас не подвели?» Это очень отрадно, что наши ученики чувствуют ответственность перед теми, с кем делали первые шаги в танце.
Прекрасный педагог-хореограф Ирина Панюкова. В ее группе более 30 мальчишек от пяти до 12 лет. В Сыктывкаре мальчики в творческих коллективах вообще редкость, а девчонок и не счесть – более 50 человек. Также я очень благодарна моему помощнику, хормейстеру Наталье Уляшевой, которая много лет занимается с ребятами вокалом. Она умеет передать артистам хора округлость звука, лиричность и мягкость коми песни. Совсем недавно к нам пришла молодой хормейстер Леночка Чупрова, она занимается с молодежью и большое внимание уделяет нашим вокалистам-солистам. Большую помощь в ее кропотливой работе ей оказывает концертмейстер Аркадий Исупов, заслуженный работник России. Музыкальную и эмоциональную выразительность в создании концертных программ нам помогают создать профессиональные музыканты под руководством народного артиста Коми Сергея Гусева. Вот такая яркая плеяда мастеров.
Отдельная благодарность директору РЦДО Наталье Валерьевне Арабовой за ее постоянную поддержку всех наших инициатив.
А как-то ко мне пришли ветераны «Сигудка»: «Надежда Михайловна, давайте мы соберемся». Я согласилась и взяла на себя на общественных началах занятия с ветеранами. В этой группе звезды ансамбля «Сигудэк» – те, кому уже 30, 40, 50 лет. Вспомнили они свою старую программу, успешно участвовали в конкурсах, занимали призовые места, пока не наступила пандемия.
– «Сигудэк» – один из немногих коллективов, который начал выезжать за границу еще во времена «железного занавеса» и производил там настоящий фурор. Как вы, юные артисты, воспринимали эти заграничные турне? И выезжаете ли вы сейчас со своим коллективом за рубеж?
– Через год после моего прихода в ансамбль, в 1974-м, мы уже поехали в Польшу. Руководителем ансамбля был тогда заслуженный работник культуры, композитор Николай Губин. Это удивительный человек, он горел своей работой и к тому же был еще и прекрасный менеджер, умел пробить для коллектива костюмы, поездки. Перед выездом нас собирали в областном комитете комсомола, давали наказы, как вести себя за границей, напоминали правила этикета. В Польше мы собирали полные залы.
В те годы «Сигудэк» побывал в Англии, Франции, Германии и Индии. И везде нас принимали овациями. Помню, во Франции наша солистка – молодая, красивая, зажигательная Валя Родимушкина (Королева) пела «Семеновну», и французы, не зная, как выразить свой восторг, начали ей деньги на сцену бросать. Она растерялась и говорит Николаю Губину: «Что мне делать-то?» А он ей: «Ну что делать? Бери! Нельзя же пренебрегать!» В Англии проходил фестиваль «School prom». Из России там были только «Сигудэк» и, не помню, чей коллектив, «Ивушка». Перед тем как нас выпустить за границу, в Москве в Центральном доме профтехобразования нашу программу предварительно отсматривали, дали какие-то новые костюмы.
В Лондоне на гала-концерте фестиваля, а проходило это в Альберт-холле, где вмещается более шести тысяч зрителей, мы исполняли танец «Выль пимы». Выходят девчонки в красивых малицах, в пимах. В зале тишина необыкновенная, слышно только щелканье фотоаппаратов. И тут среди нашего мягкого, тихого женского танца под мощные аккорды на сцену врываются оленеводы с криками «хоп-хоп-хоп», с колотушками. Это был такой ажиотаж. Зал взорвался аплодисментами, и только наш коллектив три раза вызывали на бис. Потом нас пригласили на «Би-би-си», брали интервью, снимали на телевидении. В одном из английских журналов наш ансамбль назвали послом мира. Мы были звезды. Нас и в республике, и в России принимали с полными залами.
В конце 70-х мы были в круизе по Балтийскому морю. Запомнился мне показательный случай. Сидим всем коллективом, ждем обеда, а обед почему-то запаздывает. Автобус уже ждет, пора ехать на концерт, а мы есть хотим. Там ведь, если пропустишь обед или завтрак, никто больше кормить не будет. И тут Николай Губин нам не громко, но очень жестко: «Встали! Пошли!» И мы, голодные, пошли, дали концерт. Никто даже и не пикнул. Дисциплина прежде всего. Зритель нас ждать не должен. Тем более мы за границей и представляем Россию.
Бывало, кто-то в пути потеряет чемодан с костюмами, которые каждый таскал сам. В таких случаях приходилось быстро, за полчаса до концерта менять все. Эту пару снимали с концерта. А если одну пару снимешь, надо и вторую для ровного счета снять. Вот так подведешь один раз товарищей, в другой раз никогда уже чемодан свой не потеряешь – будешь беречь его как зеницу ока.
В те годы мы ездили бесплатно, за счет государства. А это ведь очень дорого – дорога, питание, проживание, экскурсии. Сейчас, конечно, так ездить за границу мы не можем. Планировалась поездка в Чехию, но не получилось. Но до пандемии мы с ансамблем объехали практически всю Россию. Побывали на фестивалях народного творчества в Сочи, Краснодаре, Чебоксарах, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Везде получали только призовые первые места и Гран-при. Мне радостно, что ребята любят «Сигудэк». На наши концерты билетов никогда не остается.
– Как вам удалось выдвинуться на звание заслуженного коллектива?
– У нас было уже столько достойных, серьезных грамот, что я решила: надо что-то делать. И случай представился. Как-то на одном из фестивалей очень авторитетные в области культуры люди посоветовали мне выдвинуть свой коллектив на звание заслуженного. Я говорю: «Но ведь мы относимся к сфере образования, а не культуры. Разве это возможно?» Ничего, говорят, страшного – пробуйте.
Я вернулась и начала эту идею обдумывать. Звание образцового коллектива мы получили в 2018 году. Сразу после этого я начала собирать документы. Пришла в Республиканский центр народного творчества. Там говорят: «Ну, давайте попробуем». Так хорошо к нам все отнеслись. Нас ведь знают в республике. Наши документы рассмотрели на коллегии министерства культуры и отправили в Москву. 7 декабря был подписан приказ о присвоении звания заслуженного коллектива народного творчества ансамблю «Сигудэк». Всего это звание получили 28 коллективов со всей России. Получить его очень сложно, потому что требования очень высокие.
Я как человек, практически всю жизнь посвятивший ансамблю «Сигудэк», считаю, что коллектив должен жить. Ведь он не просто так был создан, а чтобы приобщать ребят к культуре, к изучению языка своего народа, к творчеству, заниматься правильным делом, развивать их таланты. К нам за эти годы много ребят приходило из числа трудных, у которых были приводы в милицию, а сейчас, будучи взрослыми и состоявшимися людьми, они говорят: «Если б не «Сигудэк», неизвестно что бы со мной было».
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото из архива Надежды Наркевичус
Спасибо большое за Сигудек!