Ольга Латышева: «Театр для юных актеров – это школа жизни»

21 марта отмечается Международный день кукольника – профессиональный праздник работников кукольного театра. О закулисной жизни старейшего в республике детского кукольного театра «Буратино» сыктывкарского Дворца творчества детей и молодежи, о его радостях и трудностях «Республике» рассказала руководитель театра Ольга Латышева.

– Современных детей мало чем можно удивить, трехлетние малыши зачастую самостоятельно находят себе мультики в смартфоне. Насколько востребован сегодня у детей кукольный театр?

– Востребован, и с каждым годом даже все более. Мы каждое воскресенье показываем спектакли для всех желающих. И если раньше это был один спектакль, то сейчас два – в 10.00 и в 11.15. Дети ходят с удовольствием. У нас есть страница в соцсетях, где мы выкладываем репертуар на месяц.

Репертуар разный: есть для маленьких, в основном это узнаваемые спектакли – «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Колобок», «Репка». Узнаваемые спектакли – это уже половина успеха, на них всегда полный зал. А есть более сложные постановки для детей постарше, такие как «Кот в сапогах», над которыми уже нужно думать.

К сожалению, в Сыктывкаре малышей даже повести в выходной день некуда: в музыкальном театре они не высиживают – слишком долго и неудобно сидеть. Республиканский драматический театр пока не отвечает всем запросам маленького зрителя. Поэтому наш театр с каждым годом посещает все больше ребят. Кто-то сначала приводил своих детей, теперь уже приходит с внуками. Именно по этой причине я никак не могу уволиться: потому что зрительский интерес не падает, и, если театр закрыть, деткам больше некуда будет пойти, а замены себе я пока не могу найти.

– А если вырастить себе смену?

– Как-то так получалось, что выпускники нашего театра надолго не удерживались. Сравнительно недолго здесь поработала ученица моей предшественницы Галины Герчиковой, некоторое время работала и моя выпускница, очень талантливая девушка. Сложность этой работы объясняется спецификой театра: мы же относимся не к сфере культуры, а к сфере образования. И соответственно, задачи руководителя несколько иные, чем в профессиональных театрах.

– Как происходит набор юных актеров в ваш театр? Есть ли какие-то условия или конкурс?

– Конечно, желательно, чтобы ребенок был живой, эмоциональный, с приятной внешностью. Потому что мы ведь и живой план используем, а к зрителю не выпустишь актера лохматого, неряшливого, с невнятной речью. Но специфика нашего театра такова, что мы обязаны брать всех желающих, потому что в наши задачи не входит воспитание профессионалов. Ребенок имеет право попробовать себя во всем, что его заинтересовало. И театр не исключение. Поэтому самое сложное в таком самодеятельном театре – это воспитать хорошего актера из ребенка, у которого нет особых данных. В основном ребят приводят родители, и они почему-то думают, что театр – это что-то вроде кабинета логопеда, где ребенку с плохой дикцией развивают речь. Но отказать мы никому не можем.

– Нынешние ваши воспитанники как-то отличаются от тех ребят, что приходили в театр 10-15 лет назад?

– Поскольку я в театре уже четверть века, то наблюдаю, как меняется каждое новое поколение. Нынешние дети стали не только хуже говорить, хуже слушать, хуже двигаться, они также не могут долго удерживать внимание. Их сложно организовать на «просто посидеть, поговорить, обсудить пьесу». Так, видимо, сказывается тесная дружба с интернетом. Поэтому приходится подстраиваться под них и постоянно менять формы работы: посидели, поговорили, поиграли, опять поговорили.

Поскольку дети очень быстро говорят, надо их постоянно притормаживать, потому что быстрая речь – это необдуманная речь, а успешен может быть только думающий, внимательный актер. Бывают ребята со слабо выраженной эмоциональностью, что тоже нехорошо для театра. Вообще, важнее всего для актера – способность быстро соображать. Потому что мало только выучить текст, нужно следить за тем, чтобы вовремя подали твой реквизит, между картинами успеть декорации поменять. У нас же нет рабочих сцены, нет декораторов, мы сами переставляем декорации, сами пишем и ставим фонограммы. Звукозапись заказываем, потому что сами зарабатываем на спектаклях.

– Сколько желающих заниматься в театре вы можете принять?

– Вообще, у детского театра масса ограничений, которые нельзя игнорировать. Например, по санитарным нормам в первый год должно быть 15 человек в группе, во второй год с учетом отсева может быть 12 человек. Но у нас камерный театр, и 15 человек на шести квадратных метрах за кулисами – очень много. Оптимальное количество актеров в наших условиях – восемь человек. Этого вполне хватает и на спектакль, и на помощь друг другу, и декорации потаскать.

Я набираю группу раз в три года, а занятия проводим в воскресные дни, чтобы вся группа собиралась, так как ребята учатся в разные смены. Занимаются у меня дети с 3 по 11 класс. Выпускники, конечно, работают уже на ура. Малышам труднее, потому что освоение кукловождения – процесс длительный. Куклы непростые – у них открывается рот, крутится голова, а ручки работают от гапита – это такая палка внутри куклы, которая держит голову и плечи.

Чтобы правильно управлять куклой, надо «ставить» ребенку руку. Ведь нужно, чтобы руки у куклы не висели, а были в действии, а жесты отражали характер. Если жест будет неверный, зрители не поверят персонажу. Дети иногда думают, что выучили текст, и этого уже достаточно. Но если кукла при этом не ходит, а скачет, как горилла, ничего не получится. Самое трудное – чтобы дети поняли, как это важно. Тут надо или отдаваться полностью, или ничего не получится.

Нужно, чтобы ребенок привык руку держать на уровне, чтобы не опускалась ниже «грядки». Держать руку сорок минут спектакля и не опускать очень тяжело. Конечно, есть подставочки, но кукла же на месте не стоит, ей надо двигаться. А детям свойственна нетерпеливость, им хочется взять куклу и без всякой подготовки тут же выступать, поэтому в процессе работы происходит естественный отбор, до финиша доходят сильнейшие. Зато те, кто дошел до сцены, за кулисами просто наслаждаются. Я очень люблю наблюдать, как ребята реагируют на возгласы из зала. Позитивная реакция зрителей во время спектакля и аплодисменты для них – лучшая награда, им хочется повторять это еще и еще раз. А чтобы повторять, нужно много работать: учить тексты, тренировать координацию.

– Стал ли кукольный театр для кого-то из ваших учеников стартовой площадкой для большой сцены?

– Конечно, некоторые ребята находят себя в сфере культуры, но таких единицы. Да я и не стремлюсь сделать из них профессиональных актеров и подготовить к поступлению в театральный вуз, потому что актеров распределяет небо. Если бы это был профессиональный театр и я бы набирала труппу, то из 39 оставила бы только двоих. Здесь же приходится работать со всеми желающими. Все же главная моя задача – через работу с образами воспитать из них хороших, порядочных людей.

Программа рассчитана на шесть лет. А для ребят, которые прошли шестилетнее обучение, разработана более сложная программа «на бис» – «Играем в куклы всерьез». Они уже осваивают перчаточные, тростевые, планшетные, плоскостные куклы. У нас нет только марионеток, так как наш театр не профессиональный. К тому же марионетки очень сложные, потому что нужно уметь координировать их движения, а с координацией у детей неважно.

– Все куклы в спектаклях сделаны вами. Но ведь работа над куклой отнимает массу времени и требует большого количества материалов. Как вам удается совмещать это с режиссерской работой?

– Именно из-за того, что куклы стоят дорого, в республике очень мало самодеятельных кукольных театров. Есть кукольный театр при гимназии искусств в Воркуте, в сравнении с нами они неплохо живут, потому что финансируются из республиканского бюджета, а у нас бюджет городской. К тому же в наследство им достаются старые куклы Воркутинского кукольного театра. Но у нас таких условий нет. Когда я приняла театр, в нем не было ни одного полного комплекта кукол ни для одного спектакля, потому что Галина Герчикова большую часть реквизита унесла с собой. Мне пришлось по специальной литературе осваивать искусство создания авторских кукол. Мы же каждый год ставим новый спектакль, а на спектакль нужны куклы.

Конечно, сделать настоящую театральную куклу детям не по силам, но, чтобы они любили персонаж, с которым будут работать, они должны тоже принимать участие в его создании, вложить в него хоть какой-то труд, поэтому в программу включены и занятия по изготовлению кукол. Дети режут детали из поролона, делают папье-маше по заготовке, пришивают бусины и пуговицы к кукольным платьям. У нас уже отработанная технология: голова – из надутого воздушного шарика, глаза отдельно из шариков. Еду – сардельки, пирожки, торты – дети уже сами делают из поролона и раскрашивают. Это значительно облегчает мне работу, потому что кукол приходится мастерить во внерабочее время.

Что касается материала, то почти все родители и воспитанники уже знают, что нужно для изготовления кукол, и несут мне все – от тряпочек, поролона, старых париков и меха до бусин, ленточек и разных украшений. Благо новые ткани для изготовления кукол не требуются, потому что куклы из новых тканей не делаются, они не несут нужной энергетики, поэтому приходится их состаривать.

– У вас очень характерные куклы. Как рождается образ будущего сказочного персонажа?

– Сначала я ищу пьесу, которую «вытянут» мои дети и которая понравится и им, и зрителю. То, что я свободна в выборе постановок, – это для меня большая радость, потому что, как я уже говорила, во многом другом педагог дополнительного образования очень стиснут рамками различных норм и требований. Я очень люблю детские книжки с иллюстрациями известных художников, собираю рисунки волков, белочек, троллей, елочек и так далее. Когда приходит время делать тот или иной персонаж, либо собираю образ из разных рисунков, либо беру готовый и делаю.

– Для творческого подъема необходима смена зрителя и обстановки. Удается ли вам выезжать на гастроли?

– Звание образцового детского коллектива обязывает нас все время создавать что-то новое. А для этого нужно перенимать опыт и выезжать на гастроли. Мы ездим на различные конкурсы всероссийского уровня, выезжаем в детские учреждения города и близлежащих районов. Это непростая работа, потому что в наш небольшой автобус нужно погрузить все декорации, реквизит и кукол, потом все это расставить на новом месте, дать спектакль, снова собрать и погрузить. Можно, конечно, сидеть на месте, но для ребят это школа жизни.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ольга Латышева: «Театр для юных актеров – это школа жизни»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.