Гости УФСИН побывали в роли «спецконтингента»
Сотрудники республиканского управления ФСИН организовали для общественников и журналистов пресс-тур в СИЗО №1. Прошел он не в обычном формате экскурсии, а с полным погружением в тему: участники на своем личном опыте смогли понять, что испытывает человек, обвиняемый в совершении преступления и лишенный свободы, – в следственный изолятор их доставили в автозаке и с соблюдением всех формальностей поместили в камеру.
Долю спецконтингента решили испытать на себе не только журналисты, но и председатель общественного совета при УФСИН Любовь Максимова и член общественной наблюдательной комиссии Коми Елена Щербина. По итогам мероприятия гости СИЗО пришли к выводу, что условия перевозки и содержания осужденных и обвиняемых в совершении преступлений улучшаются, но в такие места, как следственный изолятор, лучше все же не попадать. Хотя общественники напомнили и поговорку о том, что в России от сумы и тюрьмы не зарекаются. Поэтому человек, оказавшийся за решеткой, должен знать свои права и не забывать об обязанностях – это поможет адаптироваться в непривычной среде.
Поскольку в средствах массовой информации появлялись статьи о жалобах осужденных на условия перевозки в автозаках, об обращениях в Европейский суд по правам человека по этому поводу, сотрудники УФСИН рассказали о прошлом и настоящем автомобилей для перевозки спецконтингента. Старший инспектор отдела организации службы управления по конвоированию УФСИН Игорь Сорвачев ознакомил гостей с экспонатами учебного городка, где сотрудники караула готовятся к службе.
Одним из тренажеров для отработки действий караула при конвоировании и перевозке осужденных теперь является спецавтомобиль, который использовался в России с 1991 года. В региональном управлении ФСИН он служил для перевозки спецконтингента до 2013 года. К этому автомобилю заключенные и предъявляли претензии.
Пространства в автозаке действительно немного, высота дверного проема – 1,6 метра. Как пояснил Игорь Сорвачев, некоторая нехватка пространства внутри автомобиля обусловлена и его конструктивными особенностями, и необходимостью лишить представителей спецконтингента возможностей для нападения на конвой или побега.
Сейчас сотрудники УФСИН в Коми используют для перевозки осужденных и обвиняемых новые современные автозаки на базе грузовика КамАЗ. В машине можно перевозить до 31 пассажира, но, по утверждению сотрудников ФСИН, полная загрузка бывает очень редко – возможно, не чаще одного раза в год. Автомобиль оборудован по классу «Евро-5», кузов герметичен, чтобы из машины не выходило тепло, высота дверного проема уже больше – 1,74 метра. В автозаке две камеры, где помещается до пятнадцати человек, и одна одиночная камера. Автомобиль оборудован камерами видеонаблюдения, кондиционером, системой обогрева и биотуалетом. На случай чрезвычайных происшествий, таких как ДТП или возгорание, есть аварийный люк, через который пассажиры смогут оперативно покинуть камеры.
Игорь Сорвачев отметил, что при переводе заключенных из одной колонии в другую у пассажиров всегда много вещей. Поэтому, чтобы баулы с пожитками не отнимали место, которого по-прежнему не очень много, багаж перевозят в другом спецавтомобиле. В пути следования через каждые два-три часа машина останавливается, чтобы пассажиры могли поесть, если надо, сходить в туалет.
Перед посадкой в автозак всем участникам эксперимента сообщили, что им нельзя шуметь, курить, находиться у решетки двери и загораживать внутреннюю часть камеры, разговаривать и перестукиваться с заключенными, которые находятся в соседней камере. Женщин поместили в одну камеру, мужчин – в соседнюю. Когда ключ повернулся в замке, все «заключенные» почувствовали себя как-то неуютно – возможно, так подействовало отсутствие окон в салоне автомобиля. Одна из участниц эксперимента даже поинтересовалась, как конвой будет себя вести, если пассажир заявит, что страдает боязнью замкнутого пространства. Сотрудники УФСИН заверили, что в таком случае будет приглашен врач. Если пассажир симулирует, медик распознает ложь, если же говорит правду, возможно рассмотрение иного способа перевозки. Перед отправкой у каждого пассажира спрашивают, есть ли жалобы на условия перевозки или действия конвоя. Если таковые имеются, незамедлительно проводится проверка.
В «женской» камере оказались всего четыре пассажирки, поэтому места было достаточно. Обсудив условия перевозки, участницы эксперимента пришли к выводу, что в час пик в общественном транспорте условия перевозки бывают намного хуже.
– У нас по крайней мере никто стоя не ездит, – согласился с «заключенными» конвоир.
В СИЗО №1 во время «приемки и оформления» у прибывших вновь интересовались жалобами на условия перевозки и действия конвоя. Если бы такие были высказаны, в дальнейшем проводилась бы служебная проверка. Процесс перевозки спецконтингента фиксирует видеокамера, поэтому факт нарушения скрыть не удастся.
Женщин поместили в камеру сборного отделения. Дамы уже хотели было возмутиться отсутствием условий для хранения личных вещей – в помещении не было даже тумбочек, только железные койки, стол и крошечные полки. Но сотрудники УФСИН объяснили, что в этой камере обвиняемые не проводят много времени – чаще всего несколько часов, поэтому и вещи им здесь раскладывать незачем.
Зато в помещении обнаружился информационный стенд, на котором размещен распорядок дня, а также адреса и телефоны организаций, в которые можно обратиться с жалобой на условия содержания в СИЗО, с любыми другими проблемами, возникающими у сидельцев. Любовь Максимова и Елена Щербина с удовлетворением обнаружили в списке координаты общественного совета при УФСИН и общественной наблюдательной комиссии. Правда, не без неудовольствия отметили, что их организации указаны одной строкой мелким шрифтом в общем списке, а для Европейского суда по правам человека выделен отдельный лист с подробной инструкцией, куда и как обращаться.
Хотя, по данным сотрудников УФСИН, жалоб в Европейский суд по правам человека в последние годы стало меньше – во всяком случае, на условия содержания. Елена Щербина объяснила, что в общественную наблюдательную комиссию жалобы из СИЗО практически не поступают, обращаются за помощью уже заключенные из колоний. Часто поводом для обращения становится пресловутый жилищный вопрос: бывает, что родственники заключенного, пока он отбывает наказание, продают общую квартиру, и выясняется, что после освобождения гражданину негде жить. Если говорить об условиях перевозок, то, по мнению Елены Щербины, «критическое напряжение» на сегодня снято, хотя несколько лет назад проблема была острой.
Любовь Максимова сообщила, что в общественный совет при УФСИН поступают разноплановые жалобы – но тоже не из СИЗО, а из колоний. Каждую жалобу общественники проверяют, но обоснованными из них оказываются единицы.
Завершилась экскурсия дегустацией обеда. Гостей заверили, что их угощают теми же блюдами, которыми потчуют всех остальных сидельцев. В меню были суп, картошка с мясом, хлеб и чай. Общественники заметили, что обед в СИЗО не только сытный, но даже и вкусный: по качеству блюда не хуже, чем в среднестатистической столовой. Вот только чай показался излишне сладким.
Людмила ВЛАСОВА
Фото УФСИН РФ по РК
Оставьте первый комментарий для "Общественников отправили «по этапу»"