У жителя Емвы Андрея Амосова редкая профессия – он летчик-наблюдатель, работает в Коми лесопожарном центре с 1993 года. В нашей республике всего 16 представителей этой профессии. В его функционал входит патрулирование лесов, обнаружение лесных пожаров и контроль за работой пожарных-десантников. В преддверии пожароопасного сезона Андрей Амосов рассказал «Республике» о рабочих буднях людей, спасающих северные леса от разгула огненной стихии.
В советские времена Андрей работал диспетчером в аэропорту Емвы. Но в постперестроечные годы, когда местные авиарейсы стали отменять, в аэропорту начались сокращения. Андрей перешел в авиалесоохрану десантником, неоднократно участвовал в тушении лесных пожаров. Потом ему предложили выучиться на курсах подготовки летчиков-наблюдателей в подмосковном Пушкино. Для того чтобы зачислили на эти курсы, необходимо было иметь высшее образование, стаж лесоохранной работы и хорошее здоровье. У него это было.
Курсы эти хоть и не очень длительные – всего семь месяцев, но подготовка таких специалистов обходится государству недешево, так как во время учебы будущие летчики-наблюдатели изучают многочисленные авиационные и лесопожарные дисциплины. Пожарная охрана лесов, стратегия и тактика тушения пожаров, радиосвязь, парашютный десант, взрывное дело, геоинформационные системы, аэродинамика, авиационная метеорология, психология, устройство самолетов – все это должен освоить летчик-наблюдатель.
В задачи летнаба входит регулярное патрулирование лесных участков, обнаружение лесных пожаров, выбор площадки для высадки десанта и контроль над тушением. Он должен обеспечивать приход самолета из точки А в точку Б в назначенное время, наблюдать, что происходит в лесу и организовывать тушение.
– У нас в республике восемь авиаотделений, почти во всех находятся самолеты малой авиации для патрулирования. Десант обычно с Ан-2 высаживают, а Ан-2 сейчас крайне мало осталось, в основном Вильга-35 и Сессна-172, поэтому мы летаем и в Троицко-Печорск, и в Кослан, и в Ухту. Напряженность работы напрямую зависит от того, какое лето. Если лето дождливое, то в иной год больших пожаров и не бывает. Например, в прошлом году пожары в основном происходили по вине местного населения. А мы обычно высаживаем десант на те пожары, которые возникают от грозы, потому что они самые тяжелые и случаются в труднодоступных местах, – рассказал «Республике» Андрей Амосов.
Сложность работы заключается в том, что большие пожары не всегда можно сразу обнаружить, потому что появляются они, как правило, в глубине тайги, далеко от коммуникаций. Ближние пожары легче определить, потому что поблизости всегда есть хоть какие-то дороги, а значит, люди. В тайге же обнаружить возгорание можно только патрулированием с воздуха.
Однако просто так каждый раз поднимать самолет в воздух – мероприятие дорогостоящее, поэтому частые облеты территорий обычно проводятся только при погоде третьего класса опасности: в сухую и жаркую. В самый пик жары летчики-наблюдатели, бывает, работают от восхода до заката солнца. А в другую погоду на патрулирование летают самолеты малой авиации.
– Диспетчерский центр составляет маршрут патрулирования. Мы с командиром самолета его изучаем, рассчитываем время, топливо и летим. Если что-то обнаруживаем, сходим с обозначенного маршрута и летим на пожар. Определяем место пожара, координаты, принадлежность лесничеству, особенности местности. Если огонь обнаружен в наземной зоне, то передаем, что можно туда добраться по земле, и десантники добираются по земле. А если невозможно, то берем на борт Ан-2 парашютистов и высаживаем их в зоне, близкой к пожару, – рассказал собеседник издания.
История парашютно-десантной пожарной службы Авиалесоохраны России началась 19 июня 1936 года, когда в Горьковской (Нижегородской) области ученый Георгий Мокеев совершил первый в мире парашютный прыжок с целью тушения лесного пожара.
Эксперимент показал, что идея использовать парашютистов для тушения труднодоступных лесных пожаров, казавшаяся многим безумной фантазией, имеет право на жизнь. Вскоре был создан Всесоюзный трест лесной авиации. Под руководством Георгия Мокеева было подготовлено 18 первых представителей новой профессии – «парашютист-пожарный», предполагавшей огромную степень риска. Во многих странах мира при создании парашютно-пожарных служб использовался опыт именно нашей страны, ставшей в этом деле первопроходцем. На данный момент численность парашютистов-десантников (авиапожарных) Авиалесоохраны России составляет 3,5 тысячи человек.
Площадь лесного фонда России – более одного миллиарда ста миллионов гектаров. По большей части это труднодоступные и удаленные территории, где нет дорог. На тушение лесного пожара в таких районах можно попасть только десантированием с парашютом или спуском на спусковом устройстве. А бороться с огнем приходится ручным способом, технику на такие пожары доставить невозможно.
Обнаружить пожар в лесной глуши – полдела. Самое главное – выбрать площадку для высадки парашютистов-пожарных. Это всегда сложнее, потому что в глухой тайге не так много открытых мест. Нужно, чтобы были поляна, луг, высохшее болото или широкая просека. Для того чтобы выбрать и хорошо рассмотреть площадку, летчик снижает самолет до 100 метров над землей. Для высадки людей должно быть учтено все: и пути отхода, и вся информация о пожаре.
Для обеспечения безопасной высадки на выбранную площадку необходимо в первую очередь определить, куда дует ветер. Чем сильнее ветер, тем сложнее приземление. И потом уже самолет заходит против ветра, и летчик-наблюдатель сбрасывает вниз пристрелочную ленту. По ленте точнее определяются направление и скорость ветра и расстояние между упавшей ленточкой и площадкой, которое называется «выдержка». Все эти хитрости позволяют максимально снизить риски приземления. За все годы работы Андрея Амосова летчиком-наблюдателем несчастных случаев не происходило.
Для работы на лесном пожаре сбрасывают обычно одну группу численностью пять-шесть человек. Для человека непосвященного это может показаться романтикой: на парашюте – в лесную глушь, но на самом деле работа авиапожарного невероятно тяжелая и опасная. Она предполагает не только прыжки и спуски, но и жизнь в жестких полевых условиях, которая может длиться неделями, а в сухое жаркое лето и дольше. Даже дорога от таежного лагеря до пожара – нелегкое испытание, ведь двигаться чаще всего нужно по почти непроходимой тайге, где прежде не ступала нога человека, подниматься на взгорки, перелезать через упавшие деревья, перенося на собственной спине тяжелое оборудование. А после такого перехода еще и приходится работать весь день, часто на жаре, в дыму, среди туч мошки, комаров и клещей, прокладывая минерализованные полосы, валить опасные деревья, тушить огонь. Но тем ценнее профессиональные кадры лесопожарной службы: это люди, прошедшие непростые испытания.
С самолета десантникам сбрасывают весь необходимый пожарный инвентарь – мотопомпы, бензопилы, лопаты. Они разбивают палаточный лагерь, в котором обживаются на время ликвидации огня. Обычно еду берут на три дня, но иногда приходится оставаться на более длительное время, и тогда питание им доставляют вертолетом. По ходу тушения десантники сообщают на базу, каково состояние пожара. А когда пожар потушен, за ними отправляют вертолет.
В зависимости от того, в какое время и в каком месте произошло возгорание, лесные пожары тоже имеют разную квалификацию. К примеру, весенние пожары зачастую беглые. Это когда горит беломошник. Они не так страшны. Чтобы их локализовать, обычно выкапывают минерализованную полосу или сбивают пламя. Низовой пожар, как правило, начинается в ельниках. Он распространяется не так быстро. А вот самый опасный – верховой. Этот может захватить большие территории. Для его остановки тоже прокладывают минерализованную полосу и метров за сто от пожара пускают встречный отжиг, чтобы пламя не перескочило полосу. Огонь движется навстречу основному пожару, эти два пламени встречаются и «съедают» друг друга.
– Осенью, когда пожароопасный сезон заканчивается, мы составляем отчеты, зимой уходим в отпуск, а ближе к весне опять начинаются тренировочные прыжки, прохождение медкомиссии, учеба: нужно восстанавливать навыки, – говорит наш собеседник. – Вылеты возобновляются в мае. Вот как только установится третий класс пожароопасности, опять начнем летать.
Галина ГАЕВА
Фото предоставлено Коми лесопожарным центром
Оставьте первый комментарий для "Сезон пожароопасной работы"