«Республика» продолжает цикл статей о любительских, народных театральных коллективах Коми. Один из самых нестандартных из них – «Синяя птица», единственный в регионе библиотечный театр, созданный около тридцати лет назад в Воркуте. На недавней «Неделе театра в Прилузье» гости из Заполярья представили постановку по славянским мифам и легендам «Песни птицы Гамаюн».
Театр при библиотеке поселка Воргашор, перекочевавший потом в библиотеку имени Александра Пушкина в Воркуту, возник благодаря энтузиазму местной жительницы Елены Соколовой. Энергичная библиотекарь создала буквально на рабочем месте самодеятельную труппу, дабы через искусство театра приобщать посетителей библиотеки – детей и молодежь в первую очередь – к чтению. Ставили небольшие спектакли, устраивали литературные гостиные с чтением отрывков из произведений классиков, потом начали выезжать на гастроли, побывали в Абези, Инте, Усть-Цильме, Печоре, Ухте, Емве. За основу чаще брали классическую литературу, например, в прошлом году «Синяя птица» представила зрителям постановки по произведениям Тургенева, Чернышевского, Бунина. До этого были Блок, Булгаков, Карамзин.
В ноябре 2018 года воркутинский библиотечный театр приобрел интинский «акцент». Режиссерскую эстафету у Елены Соколовой приняла Екатерина Довганич, бывший руководитель детского театра «Изюминка» из Инты, выпускница Пермской академии культуры и искусства, которая перебралась в заполярный город, поскольку муж-шахтер устроился на работу в Воркуте. А создательница «Синей птицы» переехала на юг, в село Троица Кировской области, где тут же набрала новый театральный коллектив и развила бурную культурно-массовую деятельность.
Первый свой спектакль в Воркуте Екатерина Довганич решила поставить по мотивам славянской мифологии, взяв за основу легенду о вещей птице Гамаюн, совета у которой спрашивают даже боги, и мотив противостояния Солнца и Месяца, дня и ночи. Приехав в Воркуту, она познакомилась с местным шаманом Дмитрием Мамайкиным и решила, что будет неплохо, если и он примет участие в постановке. А почему бы и нет, если спектакль на основе языческих легенд? Шаман согласился и даже взялся отвечать за музыкальное оформление спектакля.
Жанр «Песен птицы Гамаюн» режиссер определяет как «сказ в четырех действиях». Длится постановка всего около 45 минут и вообще довольно минималистична, фактически без декораций, а за славянский дух отвечают костюмы героев, тоже достаточно простые. Крылья птицы Гамаюн, например, символически обозначены вышитым рушником, переброшенным через плечо. При этом облик самой птицы оказался сюрпризом для зрителей.
– Так получилось, что у нас в библиотечном театре проблема с девушками – остро не хватает актрис. Поэтому некоторые женские роли играют мужчины. Вот и птицу Гамаюн исполнил мой супруг Александр, – рассказала «Республике» Екатерина Довганич. – Но он эту роль, я считаю, весьма артистично исполнил, и благодаря тому, что у нас такая условная форма сказа, смотрелось это хорошо. В другом случае, пожалуй, возникли бы вопросы, почему прекрасную женщину-птицу играет лысый мужчина с бородой.
В постановке «Песни птицы Гамаюн» задействовано шесть человек, а в целом в «Синей птице» около двадцати самодеятельных актеров. Кроме упомянутого шамана выступают шахтеры, железнодорожники, представители других профессий. Например, роль красавицы Зари Заряницы, из-за которой соперничают бог Солнца Ярило-Хорст и Ясный Месяц, на фестивале в Прилузье исполнила Виктория Карпаева, сотрудник Воркутинского горно-экономического колледжа. Актрисой она становиться и не думала, пришла в библиотеку учебники сдать, а у нее спросили: «Любишь театр?» Девушка ответила утвердительно и тут же оказалась в труппе.
Ярило – Леонид Плигач, студент ВФ УГТУ, а Месяц – Тимур Белоусов, полицейский, который говорит, что самодеятельный театр для него – настоящая отдушина после непростой службы. Из-за того что все артисты – люди занятые, организовать репетиции и выступления, по признанию Екатерины Довганич, бывает сложно, в этом смысле со школьниками было намного проще. Но зато и постановки со взрослыми артистами получаются совершенно иные, жизненный опыт помогает лучше вживаться в роли.
Своей сцены у «Синей птицы» нет, и выступают, и репетируют прямо в библиотеке.
– Библиотека в Воркуте работает до семи, потом мне отдают ключи, приходят ребята, мы сдвигаем столы в читальном зале, убираем стулья, вот и получается площадка. Помещение небольшое, но у нас и постановки камерные, тесный контакт со зрителем – глаза в глаза. В Объячево мы тоже выступали не на сцене, а в выставочном зале, места еще меньше, поэтому не удалось правильно поставить ширму, фонари, которые создают особое освещение для спектакля, такое, как мы задумывали, вместо таинственности получилось все как на открытой ладони, – рассказала Екатерина Довганич. – Но, мне кажется, зрителям понравилось. А вот в Воркуте «Песни птицы Гамаюн» восприняли неоднозначно. Кто-то говорит, что нужно этот спектакль показывать дальше, везти, например, по воркутинским поселкам. Кому-то наоборот, не понравилось, что мы взяли за основу языческие мифы, а постановку показали впервые накануне христианского праздника – выступили незадолго до Крещения. В общем, ажиотаж был большой, поэтому мы с ребятами посоветовались и решили: а давайте вывезем спектакль, послушаем мнение профессионалов, актеров и режиссеров из других театров. Мы очень благодарны директору Библиотечной системы Воркуты Наталье Кузьминой, которая сделала все, чтобы эта поездка состоялась. А от жюри фестиваля мы услышали, что наш спектакль получился атмосферным, тема очень хорошая и оставлять ее нельзя, но необходимо доработать с помощью театрального художника. К сожалению, у нас в Воркуте такого нет, так что буду искать помощи в других городах. Меня такая оценка очень подбодрила.
В ближайших планах у «Синей птицы» – постановка по Николаю Гоголю, к работе над которой привлекут местный украинский хор. Ближе к зиме воркутинцы рассчитывают поставить небольшой спектакль по произведениям Василия Шукшина.
– Еще мечтаю поставить, но катастрофически нет времени, пьесу «Пеликаны в пустыне» Валентина Красногорова. Я уже ребятам давала ее почитать. Шикарная пьеса, тоже короткая, на 45-50 минут, а это именно то, что нам нужно, – пояснила режиссер «Синей птицы». – Обязательно будем ставить что-то по классической литературе, мы же библиотечный театр и должны целенаправленно идти на развитие чтения, чтобы человек посмотрел нашу постановку и захотел взять книгу. Но очень хочется ту же классику ставить по-новому, поэтому будем искать новые формы, новые прочтения. Чтобы к нам на постановки приходили новые люди, и у библиотеки появлялись новые посетители. Пока наши зрители – это в основном пенсионеры, но уже начала понемногу подтягиваться молодежь, а то некоторые из них, с детства живя в Воркуте, даже не знали, где находится Центральная библиотека. Будем привлекать к постановкам другие творческие коллективы Воркуты. И, конечно, в будущем хочется попробовать выступить с нашим театром на настоящей сцене перед большим залом.
Анна ПОТЕХИНА
Фото vk.com
Оставьте первый комментарий для "Артисты между стеллажами"