Исконное и современное, традиционное и нестандартное – все гармонично сплелось в работах художников-этнофутуристов на выставке «Архаика и современность», открывшейся в Национальном музее Коми. Выставка стала итогом международного симпозиума «Понять друг друга через искусство», который прошел в августе в Финно-угорском культурном этнопарке села Ыб Сыктывдинского района.
Идея проведения самого симпозиума давно будоражила сыктывкарского художника-этнофутуриста Павла Микушева – постоянного и частого участника подобных пленэров, проходящих в разных финно-угорских регионах и городах России. Реальные черты проекта стали вырисовываться, когда в Сыктывдинском районе построили этнопарк, а за раскрутку проекта взялась его директор Елена Иванова.
С 6 по 16 августа в этнопарке проходил симпозиум, подаривший его участникам немало творческих озарений и идей. Конгресс-холл и центр этнопарка почти на две недели превратились в огромную мастерскую – мастёру, как назвала ее Татьяна Зыкова из Удмуртии. Интернациональная команда художников работала на глазах журналистов, сотрудников и посетителей туристического культурно-познавательного комплекса.
На выставке в музее представлены работы художников-этнофутуристов из Башкортостана, Коми, Марий Эл, Мордовии, Пермского края, Татарстана, Удмуртии и Эстонии. Полотна продолжают идею осмысления мотивов древнего искусства и традиций народной культуры современными художниками. В поисках новых образов, актуальных изобразительных техник и материалов художники, которые успели на время симпозиума познакомиться с красотами села Ыб, а также побывать в художественной усадьбе Юрия Филипповского в деревне Разгорт, в отделе этнографии Национального музея, погружались в архаичные пласты коми и в целом финно-угорской культуры, их историко-культурный и природный ландшафт.
В числе других были и участники первой в республике выставки финно-угорских художников, которая проходила в стенах Нацмузея в 1995 году. Многие помнят замечательные гобелены из травы тогда удмуртской, а теперь еще и эстонской художницы Зои Лебедевой. Полотна были необычные, креативные. На сей раз художница сразила окружающих потрясающим перформансом. Обойдя зал, она выбрала несколько человек и дала им в руки нити, обратная сторона которых была вплетена в небольшой лоскут. Заставляя участников поочередно поднимать руки, художница прямо на глазах из этих нитей создавала полотно. Получался такой живой ткацкий стан, который работал под стук барабана и удивительную этническую музыку. В какой-то момент нити были обрезаны. Результатом работы стал яркий красный фартучек, который художница в знак благодарности подарила директору этнопарка Елене Ивановой.
Зоя Лебедева – художник вечного поиска. Когда она начала писать полотно, посвященное традиционным деревенским мотивам, она и не подозревала, во что это выльется, так как судьба вложила ей в руки сочинение ыбского пятиклассника Леонида Мальцева. И картина заговорила другим голосом, рассказав об эмоциях ребенка, который стал получать двойки и «покатился клубочком» по дремучему лесу незнаний.
Еще один перформанс, представленный на симпозиуме, потребовал от зрителей терпения. Спектакль «Чудины-7: плач по матери», где «варились» волшебные слова с участием мастера батика и росписи по шелку, креативного модельера, педагога, нашей землячки, ныне проживающей в Санкт-Петербурге Ирины Федосовой и известного в республике поэта и переводчика Нины Обрезковой, шел долго. Те, кто следит за этнокультурой республики, помнят самый первый перформанс Федосовой и Обрезковой «Чудины», где девушки в глине показывали рождение жизни и идеи.
Ирина Федосова привезла в Ыб выставку работ своих учеников «Этника». И кстати, впервые в жизни она прикоснулась к живописи на холсте, а не на ткани, написав очень глубокое полотно, которое нужно «читать».
Архаичный мир женского и мужского, созданный по мотивам керамики, ландшафтов, в виде карт представила художник из Удмуртии Татьяна Зыкова («Архаичный мужской мир существует всегда»). Оленя с прекрасным женским эго – полотно «Белый олень Йиркапа» написала по мотивам известной коми легенды художница из Татарстана Альфия Саргин.
Идею одномоментного проживания традиционного и современного показал в работе «Пестрядь» художник из Башкортостана Ринат Миннебаев: на прекрасный тонкий текстиль нанесены разводы нефти.
В основу второй его композиции положена маска Гая Фокса, ставшая интернет-мемом и символом анонимности интернет-сети. Маска на фоне конкретного отпечатка пальца. У человека несколько ипостасей. Кто он на самом деле, что в нем истинное, а где он прикрывается безликой маской?
Измаил Ефимов, вдохновившись историей путешествия Кандинского по Зырянскому краю, передал Национальному музею диптих «Диалог с Кандинским в Коми».
Основатель мастерской этнической одежды «Горт», автор коллекций этноодежды в коми-пермяцкой национальной традиции Вера Мехоношина на симпозиуме провела всего два дня, оставив после себя прекрасные ткани с набойками – это весьма актуальная сегодня техника нанесения краски.
Марина ЩЕРБИНИНА
Оставьте первый комментарий для "Переплетение времен"