Особо охраняемые территории страдают от отсутствия закона

Общественники Коми призвали парламентариев поторопиться с принятием республиканского закона об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) регионального и местного значения. Документ обсуждается и дорабатывается уже почти три года, и только на нынешней мартовской сессии Госсовета был принят в первом чтении с большим количеством поправок. А природные территории региона тем временем продолжают страдать от браконьеров и массового нашествия людей.

Минприроды республики попросило Общественную палату Коми обсудить законопроект с экспертами, чтобы к следующей сессии он приобрел завершенный облик. Как пояснил участникам встречи директор регионального Центра по особо охраняемым природным территориям Александр Ермаков, действующего федерального закона №33 об ООПТ недостаточно, поскольку в нем учтены далеко не все категории охраняемых территорий, а только основные: природные заповедники, национальные и природные парки. Поэтому большинство субъектов страны, и Коми в том числе, принимают собственные законы.

Республиканский закон охватит и государственные природные заказники, и памятники природы, и охраняемые ландшафты и местности, и зоологические парки. Кроме того, закон позволит создавать новые охраняемые зоны. Например, сейчас Центр по ООПТ планирует вычленить дополнительно к имеющимся еще три вида ландшафта – на севере республики и в Прилузском районе. Это необходимо для обеспечения здоровой среды проживания местного населения, сохранения видового разнообразия флоры и фауны, мест обитания видов, которые занесены в Красную книгу и имеют угрозу исчезновения.

Всего к первому чтению в законопроект было внесено 23 замечания, с 17-ю из них эксперты согласны, эти поправки, по мнению Александра Ермакова, действительно улучшили закон.

Главный пункт документа связан с ограничением хозяйственной деятельности на особо охраняемых территориях, и здесь очень важно соблюсти баланс интересов – сохранить природу и в то же время не препятствовать развитию экономики.

– Наши решения должны быть взвешенными, поскольку мы изымаем существенные территории из хозяйственного оборота. Сорок процентов от общей площади лесов в Коми – охранные, то есть в них нельзя заготавливать древесину, – отметил Александр Ермаков.

Также он добавил, что ООПТ составляют 13 процентов от всей площади республики.

Закон позволит регулировать вопросы, связанные с нарушением экологического баланса и превышением предельно допустимых нагрузок на окружающую среду.

– Например, если бы мы путем наших пока бесплатных пропусков не ограничивали въезд в заказник «Белый», то мы бы просто его потеряли. Реальна угроза санитарной безопасности – из заказника «Белый» приходится вывозить огромное количество мусора, и мы видим, что с этим не справляемся. Необходимо обеспечить пропускной режим, содержать охрану, создать инфраструктуру, выставить аншлаги с информацией, как себя вести на этой территории. Плата будет вводиться для решения задач обустройства и поддержания в нормальном состоянии дорог, – рассказал директор Центра по ООПТ.

Помимо «Белого» к проблемным относятся заказники «Белогорский», «Параськины озера», «Вымский» и «Удорский». Как явствует из доклада сотрудников академии наук, в настоящее время стадо семги в Вымском заказнике находится в критическом состоянии. Там настоящий разгул браконьерства. Федеральная рыбинспекция охраной регионального заказника не занимается, а своих инспекторов всего девять на всю республику. Получается парадоксальная ситуация: 80 процентов нерестилищ семги расположены в региональных ООПТ, но остаются без охраны. Проблема настолько серьезная, что руководитель Центра по ООПТ предлагает обсудить вопрос на заседании комиссии по рыболовству в минсельхозе и на четыре года запретить всякую рыбалку на Выми и на Мезени в период нереста.

Это предложение поддержала представитель фонда «Серебряная тайга» Валентина Семяшкина, рассказавшая, что каждую осень экологи проводят мониторинг нерестилищ в верховьях Мезени и находят следы варварской деятельности браконьеров. Те орудуют сетями, берут только крупную рыбу, а мелкую выбрасывают. Необходимо разработать межрегиональную программу сохранения мезенской семги, и главная трудность здесь – чтобы программу приняли и утвердили на межрегиональном уровне – не только Коми, но и соседние регионы неукоснительно выполняли требования по охране ценного вида рыбы.

Как выяснилось в процессе разговора, в необходимости скорейшего принятия регионального закона об ООПТ кровно заинтересован и Республиканский центр экологического воспитания, известный в народе как станция юннатов. Представитель экологического центра Марина Сивкова поведала, что коллектив этой образовательной организации уже четыре года безуспешно добивается перевода своей территории в статус ООПТ.

– Мы находимся в центре Сыктывкара, и на территории нашего центра расположены дендропарк и зоопарк. Четыре года мы ходим по инстанциям, везде встречаем понимание и сочувствие, но помочь нам никто не может, поскольку в республике нет нормативного акта, который бы четко определял процесс изменения статуса земель, порядок их оформления, разграничение полномочий. Мы подошли к последнему шагу – государственной экологической экспертизе регионального уровня, однако не можем ее завершить – нет средств на ее проведение, ведь центр получает финансирование только на образовательный процесс. Поэтому мы с нетерпением ждем принятия регионального закона об ООПТ, – подчеркнула Марина Сивкова.

Зашла речь на встрече и о кадровой проблеме – сейчас охраняемые территории попросту некому контролировать.

– Министерство природных ресурсов России выпустило приказ о создании на территории субъектов штабов общественных инспекторов. С помощью этих людей мы бы решили некоторые вопросы, ведь нам важно, чтобы на каждой охраняемой территории были люди – наши глаза, которые могли бы вовремя сказать, где творится беспредел, – внесла предложение заместитель директора Центра по ООПТ Татьяна Плато.

Подводя итоги обсуждения, модератор встречи Сергей Чечеткин высказал общее мнение: настоятельно рекомендовать Госсовету «резину с принятием этого закона больше не тянуть».

Галина ВЛАДИС

Фото rkomi.ru и минприроды Коми

Оставьте первый комментарий для "Особо охраняемые территории страдают от отсутствия закона"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.