Уроки Полины Марковой

25 декабря исполнилось бы 95 лет Полине Степановне Марковой – талантливому педагогу, руководителю, удивительному человеку. В истории образования Республики Коми она останется первым и единственным педагогом, удостоенным звания Героя Социалистического Труда.

В Сыктывкаре ее имя увековечено на мемориальных досках, установленных на зданиях Коми государственного пединститута и столичной школы №4. Эти два старейших учебных заведения сыграли огромную роль в формировании Полины Марковой как педагога. В КГПИ она получила высшее образование, а впоследствии работала там преподавателем-методистом, совмещая эту работу с директорством в школе №4. В свою очередь можно с уверенностью сказать, что школа №4 – это детище учителя, которое она взращивала с самого открытия, вкладывая в него всю свою душу. О том, какой запомнилась коллегам Полина Маркова, «Республике» рассказали учитель-историк Людмила Голосова, долгое время работавшая с ней бок о бок, а также ее бывшие ученики.

Жизненный путь Полины Марковой (в девичестве – Сукачевой) был нелегким. Она родилась 25 декабря 1922 года в селе Репное Воронежской области в крестьянской семье. В 1930 году их семью раскулачили и отправили на поселение в Корткеросский район Коми. По дороге к месту высылки двое из пяти детей умерли. Спустя недолгое время на лесозаготовках погиб отец, получивший серьезные травмы, а вскоре за ним ушла и мама. Полину, которая была старшей из трех оставшихся в живых детей, вместе с сестрой Дусей и братом Колей отправили в Корткеросский детский дом. Здесь она окончила семилетку и поступила на учебу в Сыктывкарское пед-училище, которое успешно окончила в 1940 году.

18-летнюю девушку направили учителем истории в школу-семилетку села Воч Усть-Куломского района, где она проработала пять лет. Поскольку учителей в селе не хватало, преподавала не только историю, но и другие предметы. Никто из сельчан по-русски почти не говорил, и Полина вела уроки на коми языке, который выучила еще в детском доме. В 1945 году она поступила на исторический факультет Коми пединститута. Сначала училась заочно, потом перевелась на очное отделение и, так как помогать финансово ей было некому, одновременно работала секретарем в деканате, потом – лаборантом.

В 1948 году после окончания пединститута ее направили в Сыктывкарскую женскую среднюю школу №1 учителем истории 5-10 классов.

Выпускница пединститута – Герой Социалистического Труда Полина Маркова (третья слева). Из архива газеты «Республика».

– Она всегда учила детей мыслить, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими документами, – вспоминает ее коллега. – Еще один важный момент: она никогда не повторяла материал учебника, а использовала дополнительные исторические источники, поэтому ее уроки всегда были содержательными и интересными.

Будучи классным руководителем, Полина Маркова знала каждую свою ученицу, их семьи, бытовые условия. На ее уроки уже тогда приходили студенты и молодые учителя, у нее была своя методика, которую она постоянно совершенствовала. В небольшом городе слава о талантливом учителе распространилась быстро. И в 1957 году Полину Маркову пригласили в Коми пединститут работать по совместительству методистом.

– Там я и познакомилась с Полиной Степановной, она читала нам методику преподавания истории. Мы, студенты, буквально влюбились в нее. Ее лекции не были похожи на лекции других преподавателей: они были научными, но совсем не скучными и наполненными жизненными примерами. Она приглашала нас на свои школьные уроки, где мы могли наглядно убедиться, как теория соединяется с практикой. Нам хотелось включаться в урок, поднимать руку вместе с учениками – так захватывала нас работа учителя, – рассказала Людмила Голосова.

В 1961 году Полине Марковой было присвоено звание «Заслуженный учитель школы Коми АССР». А осенью того же года средняя школа №1 стала школой №4 и переехала в новое здание по улице Орджоникидзе. А после полета в космос Юрия Гагарина постановлением городской администрации школе №4 присвоили имя первого космонавта. Через год Полина Степановна стала директором этой школы. Школа была большая, двухсменная, число учеников доходило до полутора тысяч. Старые учителя помнят, что это такое, когда в классах было по 40-42 человека. И вот такой огромной школой начала руководить Полина Маркова. Непростая жизнь научила ее разбираться в людях, она была хорошим стратегом и понимала, что кадры решают все. Поэтому учителей в свою школу подбирала сама. Она и пригласила выпускницу КГПИ Людмилу Голосову к себе на работу.

– Наверное, работники гороно обижались на нее за то, что она обходила их в этом вопросе, но она сумела создать крепкий, работоспособный, творческий коллектив, в котором в одной связке работали ветераны педагогического труда и молодые учителя, – рассказала собеседница издания. – В 1962 году она пригласила и меня работать учителем истории в свою школу. Первыми помощниками директора тогда были завучи Люция Васильевна Сюткина и Зинаида Захаровна Тульчинская. Они работали дружно, согласованно, вели за собой коллектив и решали поставленные перед школой задачи.

Ученики для Полины Марковой всегда были центром всего воспитательного и образовательного процесса. В интересах ученика был выстроен весь педагогический процесс. По ее глубокому убеждению, жизненным кредо любого учителя должна была стать истина: учитель умнее и мудрее ученика, поэтому он всегда найдет выход из положения. Главным методом в работе с детьми она считала убеждение. Сама она достигла в этом совершенства. С учениками директор разговаривала на равных, никогда не унижала их. Такая располагающая манера общения позволяла ей находить общий язык со всеми, даже с трудными детьми, которых в первые годы после открытия школы было немало. Школяры уважали директора, побаивались ее, те, кто случайно задерживался после звонка на урок, стремглав разбегались по классам, заслышав стук ее каблуков.

А каблуки ее стучали по коридорам школы с утра до вечера. Было у нее непреложное правило: утром у входа она обязательно встречала учеников и учителей. Это всех дисциплинировало, подтягивало. Уходила из школы она обычно последней, а поздно вечером с мужем Александром Михайловичем Белозеровым еще раз заглядывала на работу – проверить работу кочегаров, так как котельная тогда была при школе.

– Полина Степановна была из той редкой породы людей, которых сейчас называют харизматичным лидером, – вспоминает выпускница школы №4 Марина Щербинина. – Ростика она была небольшого, но почему-то рядом с ней всем казалось, что она выше. Ее уважали и побаивались не только ученики, но и взрослые. Помню, как после переезда нашей семьи на новую квартиру меня перевели в другую школу, где я чувствовала себя очень неуютно и отказывалась туда ходить. Наконец, вняв моим просьбам, мама повела меня к Полине Степановне в надежде, что та примет меня обратно. Никогда не забуду, как строго она выговаривала маме: «Конечно, я возьму Марину обратно, но все же на будущее стоит сначала поинтересоваться у ребенка, где он хотел бы учиться. Ребенок не котенок, чтобы его гонять с места на место».

Полина Маркова ценила труд своих сотрудников, в каждом учителе умела найти лучшие стороны, не скупилась на похвалу и одобрение. Еще одну важную черту характера своего бывшего директора отмечают те, кто ее помнит: она никогда не переносила личные отношения на деловые, поэтому в коллективе все были заняты работой, и среди учителей никогда не было группировок, склок и сплетен. И хотя до перестройки было еще очень далеко, дух демократизма царил в школе уже тогда: все вопросы учителя решали сообща, каждый мог выступать на педсовете со своими предложениями.

– Она, конечно, могла и отчитать за какой-нибудь промах, но потом всегда извинялась за несдержанность. Но за пределами школы она своих учителей только хвалила. Поэтому и учителя во всем поддерживали своего директора, старались ее не подвести, подхватывали новые методы обучения. Уже тогда со всего города родители вели детей в нашу школу, зная, что здесь они получат прочные знания. Наши ученики становились победителями первых в городе олимпиад по математике, физике, истории. За победу в соревновании пионерской дружины над школой горела красная звезда, – вспоминает Людмила Голосова.

Поскольку коллектив всегда жил в атмосфере творчества и постоянного методического поиска, учителя внедряли на своих уроках передовой опыт, скоро школа №4 стала методической площадкой Института усовершенствования учителей, на которой проводились республиканские семинары-практикумы. В 1966 году Полине Марковой присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», а в 1968 году она была удостоена самого высокого по тем временам звания – Героя Социалистического Труда. По мнению коллег, Золотую Звезду Героя она заслужила всей своей жизнью. Это награда за ее творческую неуспокоенность, умение найти и поддержать в человеке талант, особую мудрость правильно определить путь развития школы.

– Полина Степановна была очень скромным, честным, порядочным человеком. Наверное, мы все тогда были чище, честнее, добрее друг к другу. Ученики любили ее, не забывали и после окончания школы, присылали открытки к праздникам, – говорит Людмила Голосова. – Она ушла на пенсию совсем молодой – в 55 лет: долгие годы напряженного учительского труда дали о себе знать болезнями. Но до последних дней она интересовалась проблемами школы, болела душой за нас. И после ее ухода на пенсию мы, учителя, ходили к ней за поддержкой и советом. Она поила нас чаем со своим фирменным печеньем, которое мы называли «Полина». В 1972 году мы отметили ее 70-летие. Она была бодрой, веселой, мы вместе пели ее любимую «Черемуху». А через десять месяцев ее не стало. Мы, ее коллеги и соратники, гордимся тем, что нашим наставником была Полина Маркова – мудрая женщина и педагог с большой буквы.

Галина ГАЕВА

В статье использованы материалы, предоставленные Людмилой Голосовой

Оставьте первый комментарий для "Уроки Полины Марковой"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.