Командир батальона на ледовом треке

Дважды чемпион СССР по автомногоборью среди сотрудников МВД, неоднократный победитель зимних трековых гонок в Коми и Кировской области, работник ГИБДД с колоссальным стажем – легенде Сыктывкара Михаилу Шустикову 28 октября, накануне Дня автомобилиста, исполнилось 55 лет.

В начале 2000-х в столице Коми начали набирать популярность ледовые гонки. На трибунах стадионов в центре города или в Эжве, где проходили этапы чемпионата «СуперШип», было многолюдно, несмотря на мороз и ветер. Многие из зрителей, наблюдающих за отчаянными гонщиками, нарезающими круг за кругом по льду, даже не подозревали, что один из них «в миру» – майор милиции, командир батальона ГИБДД.

В автоинспекцию Михаил Шустиков пришел в 1983 году вскоре после возвращения из армии. Там работали его друзья, с которыми он в школе занимался вольной борьбой. Очень скоро начальство заметило несомненный водительский талант молодого инспектора ДПС и сочло, что он может представлять Коми АССР на всесоюзном уровне. Вот такой парадокс: был «вольником», а стал автогонщиком. На чемпионаты МВД по автомногоборью приезжали участники со всех уголков СССР, так что конкуренция там была серьезная.

– Наша республика в 80-х считалась самой сильной в СССР по автомногоборью. Тренировал нас Сергей Габдуллин, он и сам участвовал в чемпионатах, – вспоминает Михаил Шустиков. – В автохозяйстве для нас была выделена специальная машина, постоянно тренировались, в основном на площадке в Кировском парке. Кроме вождения в многоборье входили другие соревнования, служебный биатлон, например. Так что и бегали, и в тире стреляли. Я успел принять участие в трех чемпионатах СССР, два из них выиграл – в 1987 и 1988 годах. А потом Союз начал разваливаться, соревнования, к сожалению, прекратились.

Впрочем, адреналина Михаилу Шустикову, ставшему к тому времени уже старшим инспектором, а потом  командиром батальона, и без гонок явно хватало. В лихие 90-е погони за угонщиками автомобилей, бандитами были явлением нередким. Побывал в таких переделках, каких и в кино не увидишь. Не раз приходилось ставить машину поперек дороги, перекрывая путь мчащемуся автомобилю.

– Один раз так грузовик останавливал. Обогнал его, развернулся. Ну стукнулся он в меня, и на этом тоже встал. Тут уже другие экипажи подъехали, задержали водителя, – рассказывает Михаил Шустиков.

В другой раз, догоняя преступника, поневоле искупался. Тот, понимая, что его вот-вот поймают, выскочил из машины и побежал в лес. Инспектор – за ним. На пути убегающего гражданина оказалась речка Човъю, в которую тот и сиганул. Пришлось сразу же прыгать за ним в полном обмундировании и ловить его в воде.

Рассказывает об этих случаях Михаил Шустиков со смехом, хотя бывало, что чудом жив оставался. Но об этом из него и слова не вытянешь. Зато коллеги помнят.

– Его однажды серьезно ранили во время погони, – говорит Алексей Туров, начальник сыктывкарского отдела ГИБДД. – Он на ходу перепрыгнул со служебной машины в МАЗ. По грузовику в это время стреляли, и одна пуля неудачно срикошетила.

Горожане о том, на что способны Михаил Шустиков и его сотрудники, которых он тренировал, могли судить по показательным выступлениям во время профессиональных праздников МВД. В числе прочего, например, меняли колесо у мотоцикла с коляской во время его движения.

Тем не менее остудить все это гоночный азарт не могло. В начале 90-х Михаил Шустиков вместе с такими же любителями автоэкстрима, среди которых кто только не встречался – и строители, и авиаторы, зимой начали гонять на стадионе в сыктывкарском Лесозаводе. Расчищали от сугробов футбольное поле, сначала ездили на обычных машинах, потом по мере возможности начали превращать их в гоночные. Кто-то сам варил каркасы, кто-то заказывал их в Кировской области, где зимние гонки тоже становились популярными. Михаилу Шустикову каркасы для его ВАЗ-2108 делали друзья из пожарной части.

– Пожалуй, началось все это от того, что мне действительно в какой-то момент скучно стало. И не мне одному, нас тогда много таких собралось. Не ругались ли жены, что машины разбиваем, которые тогда еще роскошью были? Ну мы же их сами и ремонтировали потом, – вспоминает он. – На снегу катались года два-три, а потом нам предложили попробовать поездить на льду, на стадионе Сыктывкарского ЛПК в Эжве. В этот момент в Кирове уже вовсю по льду на коротком треке ездили. Ну и мы начали. Тренировались в Лесозаводе, на конькобежном стадионе за главным корпусом СГУ, где получалось.

В то время участие того или иного гонщика в очередном этапе порой зависело исключительно от того, сможет ли он найти денег на очередной комплект шипованной резины. Время спонсоров еще не пришло. Но постепенно начала подтягиваться молодежь.

– В основном это лесозаводские парни были, сначала просто приезжали посмотреть, чтобы им помогли карбюратор подкрутить. Им же интересно: машины рычат, люди в шлемах. А потом потихонечку сами поехали, – рассказывает Михаил Шустиков.

В этот момент у него самого в семье тоже уже подросла смена. Сын Владимир родился в 1987 году. Начал учиться вождению под руководством папы, когда буквально до педалей дотягиваться стал. По словам Михаила Шустикова, в первый раз его сын в гонке на лесозаводском стадионе участвовал в 12 лет. Прав в такие годы еще не выдают, но с разрешения родителей ездить на закрытой площадке можно. В четырнадцать Шустиков-младший уже ездил на соревнованиях по фигурному вождению на Стефановской площади. А к моменту его шестнадцатилетия в столице Коми уже наступила эпоха расцвета «СуперШипа». Впрочем, на особом положении в чемпионате, появившемся во многом благодаря его отцу, Владимир Шустиков не был. Победы приходилось отбивать с боем у ровесников и земляков – Владимира Пушкарева, Евгения Скрипова, кировчанина Клима Бойкова. И у родного отца, разумеется.

Первая личная машина – белая «восьмерка» Михаила Шустикова, которая, исправно отработав несколько лет, перешла к его сыну. Сам он в середине 90-х собрал другую – купил старый «Фольксваген гольф», заказал во Владивостоке мотор от «Тойоты», вживил японское «сердце» в «немца» и дальше гонял уже на этом гибриде.

В 2000-х появились компании, готовые серьезно вложиться в «СуперШип», стадион предоставлял свое поле на выгодных условиях. Благодаря спонсорам гонщики обзавелись приличной экипировкой, машинами. У Шустиковых благодаря спонсорской поддержке появились «Хонды», изначально сделанные для трековых гонок, на которых они блестяще выступали и в Коми, и на выездных соревнованиях.

Увы, после 2008 года вложения в автоспорт со стороны бизнеса значительно сократились. Все годы экономического кризиса «СуперШип» продолжает существовать, гонщики ездят на соревнования в Кировскую и Архангельскую области, на состязания в Коми приезжают спортсмены из соседних регионов. Но масштаб уже не тот, и, как и в начале 90-х, многое держится на личной инициативе. Хотя интерес к этому виду автоспорта есть, каждый год приходят новички. Стоимость одного шипованного колеса, годящегося для гонок, – от 17 тысяч рублей, хватает этого на четыре выезда, поэтому многие ездят практически без тренировок. Содержать гоночное авто тоже довольно дорогое удовольствие, поэтому Михаил и Владимир Шустиковы решили оставить одну «Хонду» на двоих. На машине, которой уже 15 лет исполнилось, ездят по очереди.

– Мотор у нее очень живучий, выигрываем еще на ней. Придумали себе такое правило. Если в городе соревнования, то Вова катается. А если выездные – то я, – говорит Михаил Шустиков.

Особо развернуться старшему и младшему Шустиковым, к сожалению, негде. Потому что в Сыктывкаре на стадионе можно проводить лишь короткие трековые гонки – 400 метров. Ледовых гонок на такие дистанции в России проводят мало, так что они даже в официальный список соревнований не входят. Так что пока у сыктывкарских «зимних» гонщиков, сколь бы талантливы они ни были, шансов попасть в большой спорт мало – им даже тренироваться негде.

– На длинных треках есть возможность развиваться, стать чемпионом страны. А у нас возможности залить длинный трек нет. Обращались в разные инстанции, просили поддержать – пока безрезультатно, – говорит Михаил Шустиков. – Я бы и сам с удовольствием попробовал поездить на длинном треке, надоело уже как-то на коротком, на одном боку кататься. Была бы хоть небольшая поддержка – а больше нам ничего не надо. Главное, что у нас желание есть.

На вопрос, что было бы, если бы ему предложили длинный трек в другом городе Коми, пусть и удаленном, в Усинске например, автогонщик не раздумывая говорит, что согласился бы на переезд.

В последние годы возобновились те самые соревнования по ведомственному автомногоборью, участвуют в них большинство регионов России. В прошлом году команда из Коми, подготовиться которой помогал Михаил Шустиков, заняла 23 место из 72, а в этом – уже шестое.

На днях он официально завершил свою карьеру в ГИБДД. 55 – предельный возраст для службы. Последние два года он проработал начальником отделения технического надзора ГИБДД по Сыктывкару. Фактически отвечал за состояние автотранспорта всех учреждений и предприятий столицы Коми – от малого бизнеса до министерств.

– Он отличный специалист и человек замечательный – умный, скромный, веселый. Нам его жалко отпускать на пенсию, но ничего не поделаешь, – говорит Алексей Туров. – Хоть физическая форма у него такая, что молодые позавидуют. И стаж, кстати, уже очень большой, почти 34 года, это по нашему льготному исчислению – полвека. Представляете? Человеку 55 лет, а стаж у него – 50. Он очень много знает, и знаниями своими всегда охотно делится. И если речь идет о том, что кому-то нужно уровень вождения поднять, он всегда готов помочь. Хоть он от нас сейчас и уходит, но, надеюсь, помогать он нам будет и дальше.

Михаил Шустиков, выйдя на пенсию, планирует снова устроиться на работу, но пока не говорит, куда именно.

– Пока еще думаю. Будет ли эта работа тоже связана с автомобилями? Конечно. Да у нас же и так вся жизнь с ними связана, начиная с детской коляски, – смеется Михаил Шустиков. – Ну и спортивная машина точно просто так стоять не будет.

Когда номер газеты готовился в печать, выяснилось, что Михаил Шустиков вышел на работу в министерство физической культуры и спорта Коми.

Анна ПОТЕХИНА

Фото из архивов ГИБДД
по Сыктывкару

 

7 ответов на Командир батальона на ледовом треке

  1. Аноним:

    Молодец Добавить нечего

  2. Алексей:

    Молодец Нечего добавить

  3. MefozziJoumB:

    My mistake, if not around the topic. I had a little embarrassment. I randomly lost my essay and I urgently require to create a brand new a single. I can not write with my personal strength, so I wanted to apply for the essay writing service for funds. Located several articles about this, but I do not know if you ever can trust these web-sites. Has any individual heard of the http://fokes.staincurup.ac.id/?p=1217http://twobytwovet.com.au/order-custom-essays-quickly-and-low-cost/ ???

    I also wanted to ask, did an individual encounter such a problem? And what will occur if they acquire out that my dissertation was bought, and not written by me

  4. Tr33pNes:

    Hello pals
    I apologize if I write off-topic
    But I lately had to discover a detailed write-up about the best way to write essays for that university.
    I just discovered a superb report. Maybe somebody else will will need this data.
    http://inboccaperformance.com/where-to-buy-a-powerpoint-presentation-online-10/

    In addition, while I was in search of this article, I discovered that plenty of people purchase dwelling works, compositions, documents and articles. I don’t know how safe it is actually and what good quality might be obtained in the end. Who faced this dilemma, create, you write or decide to buy? Were you caught by a teacher for this?

  5. Tr33pNes:

    Whats up pals
    I say you’re sorry if I create off-topic
    But I lately had to locate a detailed write-up about how to write essays for your university.
    I just discovered an excellent write-up. Maybe someone else will desire this facts.
    http://sonicconcept.com/we-understand-how-to-prepare-article-critique/

    By the way, although I was in need of this short article, I learned that plenty of people acquire house functions, compositions, papers and articles. I don’t understand how safe it’s and what top quality may be obtained within the end. Who faced this trouble, write, you write or buy? Have been you caught by your mentor for this?

  6. Wendellfek:

    I actually prefer to get my inspiration from genuinely meaningful phrases said by genuinely terrific people like “That man is wisest who, like Socrates, realizes that his wisdom is worthless”, does one know the place I can find thematic compiltaions of those?

    https://tentei.jp/post/167226343616/writing-assignments-with-essay-services-is-simple

  7. Robertcarty:

    Sorry for off-topic, I’m thinking about creating an informative site for college students. May possibly start with publishing interesting information such as»No piece of square dry paper can be folded in half more than 7 times»Please let me know if you know where I can find some related info like right here

    http://www.umzugtransport.net/inexpensive-papers-writing-service

Добавить комментарий