Путешествие Кандинского к «вратам смерти»

Национальный музей Коми представил свой первый киноопыт

Национальный музей Коми презентовал фильм «Путешествие Кандинского к «вратам смерти». В основу фильма легли путевые заметки, сделанные во время поездки Василия Кандинского – тогда еще молодого этнографа, а впоследствии художника с мировым именем – по Вологодской губернии в 1889 году.

В картине на основе дневниковых записей Кандинского воссоздается весь преодоленный им путь от Вологды до «центра зырянского края» Усть-Кулома. В путеводителях той эпохи Усть-Кулом называют «вратами смерти» – это один из вариантов перевода коми названия села на русский язык.

– Идея фильма у нас родилась во время работы над книгой «Путешествие Василия Кандинского к зырянам в 1889 году», – рассказала «Республике» директор Национального музея и автор фильма Ирина Котылева. – Альбом был издан в 2013 году и получил хорошую оценку специалистов. Через год  мы приступили к работе над фильмом. Оператором выступил Дмитрий Дик, а монтажом занимался Алексей Коноплев. Работа с перерывами продолжалась три года. Для нас было важно показать те места, здания, улицы, которые видел Кандинский. В результате собрали богатый материал на сорок минут, но мы решили сделать картину более легкой и сократили ее до восемнадцати минут. А не вошедшие в фильм отснятые интервью обязательно выставим на сайте музея. Там же разместим и сам фильм.

Спустя годы после той юношеской поездки Василий Кандинский, анализируя свой путь становления как художника, отмечал: «Особенно сильными впечатлениями моего студенческого времени, также определенно сказавшимися в течение многих лет, были: Рембрант в петербургском Эрмитаже и поездка моя в Вологодскую губернию, куда я был командирован Московским обществом естествознания, антропологии и этнографии». То же самое будущий основатель абстракционизма подчеркивает и в своей переписке с известным русским этнографом Николаем Харузиным. «Я положительно влюблен в зырян…» – отмечал в своем дневнике Кандинский.

Северные дома и предметы зырянского быта вызывали у художника удивление и восхищение. Он пишет: «Мне впервые удалось увидеть народное искусство в естественной среде и на собственной его почве. В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить. Ярко помню, как я остановился на пороге перед неожиданным зрелищем. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы – все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами… Когда наконец вошел в горницу, живопись обступила меня, и я вошел в нее… Никогда не забуду большие, покрытые резьбой деревянные дома. В этих чудесных домах я пережил то, чего до сих пор не испытывал».

Студент Кандинский во время поездки должен был собрать материал по культуре коми-зырян. По замыслу авторов фильма путешествие до Усть-Кулома, встреча с неизвестной зырянской культурой, таинственным и колдовским лесным миром дали художнику возможность видеть мир по-новому и силы для творческих поисков. В фильме обыгрывается картина Кандинского 1913 года «Пейзаж» из собрания Государственного Эрмитажа. Задействованы и предметы из фондов и экспозиций музея. Например, редкое дореволюционное издание финского эпоса «Калевала».

Через архивные фотографии и проведенные съемки в фильме представлены места, которые упоминаются в дневнике Кандинского (сама рукопись сейчас хранится в парижском Национальном музее современного искусства имени Ж.Помпиду). Это гостиница «Золотой якорь» и Дом губернатора в Вологде, тюрьма в Тотьме, гостиница в Великом Устюге, дорога, по которой он ехал. В фильме показаны города и села, где Кандинский побывал: Кадников, Сольвычегодск, Усть-Сысольск, Усть-Кулом, Керчомъя, Подъельск и Лальск. Историк Михаил Рогачев, описывая пребывание Кандинского в Усть-Сысольске и его встречи с жителями единственного коми города Российской империи, поразился, что приезжий студент где-то смог купить в уездном городке настоящую колбасу.

Итогом поездки Кандинского стали его статья «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)» и рецензия на книгу Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык», опубликованные в журнале «Этнографическое обозрение» в 1889 году. Но главный итог экспедиции молодого студента-юриста Московского университета на север – это то, что будущий правовед стал художником и одним из основателей нового направления в искусстве – абстракционизма.

Одновременно с презентацией в Коми фильм показали на московском туристическом форуме «Отдых». В дальнейшем его планируют демонстрировать в отделе этнографии музея и выставить на сайте. Фильм будет интересен искусствоведам, историкам культуры и специалистам по развитию регионального туризма и развитию музеев.

Артур АРТЕЕВ

Оставьте первый комментарий для "Путешествие Кандинского к «вратам смерти»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.