Города Коми в режиме «моно»

Пока вся экономика Жешарта держится на фанкомбинате.

«Республика» узнала, что дал Жешарту особый статус и каковы перспективы городского поселения

В 2009 году в России по следам очередного экономического кризиса впервые был сформирован официальный перечень моногородов – населенных пунктов, чье существование в большой степени зависит от одного предприятия. Предполагалось, что развитию моногородов будет уделяться особое внимание, те, кто захочет открыть новый бизнес, получат определенные льготы. Журналист издания побывала в городском поселении «Жешарт» и вместе с линейным менеджером Фонда развития моногородов Анной Демченко узнала, что сейчас реально делается для моногородов Коми.

Пока вся экономика Жешарта держится на фанкомбинате.

Поддержка для комфорта

В нынешнем списке моногородов четыре населенных пункта Коми – Воркута, Инта, Емва (которой недавно присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития – ТОСЭР) и Жешарт, в котором сейчас живет порядка 7600 человек, градообразующее предприятие – ООО «Жешартский лесопромышленный комбинат», по старой памяти его именуют фанкомбинатом.

– То, что Жешарт – моногород, мы только в этом году начали ощущать, раньше в основном все было на бумаге, никаких преференций не видели, – рассказал руководитель администрации Усть-Вымского района Василий Лютоев. – Первая реальная помощь – это то, что мы попали в федеральную программу «Комфортная городская среда», которая распространяется на моногорода и столицы регионов. Досталось нам примерно 18,1 миллиона рублей, для нас это очень хорошая сумма. Две трети предназначены для приведения в порядок дворов, треть – на благоустройство общественных мест.

По условию участия в федеральной программе местные жители должны сами определять, на что именно – какие дворы, скверы, площадки и т.д. пойдут средства. За три недели в Жешарте провели собрания жителей многоквартирных домов, общественные слушания, в общем, все решили оперативно. По словам Василия Лютоева, то, что Жешарт – моногород, только на руку сыграло, изрядная часть жителей местных многоквартирок – сотрудники комбината. Собрать людей, которые работают вместе, куда проще.

В результате в Жешарте будут благоустроены, по выражению руководителя районной администрации, около четырнадцати дворов. «Около» – это потому, что дома там в основном стоят квадратами и дворовые территории пересекаются. Кроме того, решено привести в порядок пешеходные дорожки, ведущие к школам и детсадам. Также будет обновлена парковая зона рядом с библиотекой, там уже начинались работы в прошлом году, но средств хватило только на брусчатку для дорожек, этим летом установят фонари и новые скамейки. Построят и хорошую игровую площадку на месте старой с «древними» спортсооружениями. Денег по программе на это не хватит, решено добавить средства по программе «Народный бюджет», поможет и фанкомбинат.

Аграрный якорь

В прошлом году Жешартом заинтересовался инвестор, и в ноябре стало известно, что в моногороде планируется строительство агрогородка – мясо-молочной фермы на 2400 голов крупного рогатого скота (КРС), с сопутствующей переработкой продукции, выращиванием овощей, производством удобрений. Подразумевалось, что реализация проекта «Мегаферма» даст моногороду 500 новых рабочих мест. В ноябре главой Коми Сергеем Гапликовым, Василием Лютоевым и гендиректором свежесозданного ООО «Жешарт-Органик» Вадимом Дуюновым было подписано трехстороннее соглашение. Все эти месяцы администрация района и городского поселения Жешарт активно готовила площадку для инвестора, наводя порядок в документах на заинтересовавшие его участки.

– Предприниматель в этом случае шел конкретно на территорию моногорода, чтобы иметь определенные преференции. Все-таки проект очень дорогой – 4,7 миллиарда рублей инвестиций. В ином случае подобную мегаферму даже удобнее было бы в Микуне строить, – рассказал Василий Лютоев. – Если честно, проект пока еще не окончательно привязан к местности. Инвестор знает, сколько земель ему надо, какие строения следует построить, но чтобы начать проектировать, им нужно, чтобы все участки были надлежащим образом оформлены, имели кадастровые номера. Мы все это сделали, сейчас нужно только разобраться с небольшой примыкающей территорией, которую надо из земель лесного фонда перевести в сельскохозяйственные.

По словам руководителя района, сейчас инвестор ведет переговоры с банками по поводу получения кредита. И, по сегодняшним данным, речь идет уже о ферме не на 2400 голов КРС, а на 1200, это экономически целесообразнее.

– В любом случае работу по оформлению земель мы продолжим, даже если у этого инвестора что-то не сложится, возможно, эти участки понадобятся кому-то другому. Вот недавно, например, приезжала к нам китайская делегация. У них тема – разведение кроликов пушной породы. Мясную они у себя держат, а для пушных у них слишком тепло, кролик нужной шерсти не дает, – рассказал Василий Лютоев.

Главный плюс проекта «Мегаферма», по мнению руководителя районной администрации, в том, что он относится к так называемым якорным, к которым потом подтягиваются небольшие предприятия. Например, транспортные, жилищно-коммунальные и прочие, призванные обеспечивать инфраструктуру мегапроекта. Это поспособствует развитию местного малого бизнеса.

Василий Лютоев и Анна Демченко.

Стекло и кирпич

Еще одно существующее направление господдержки моногородов – субсидирование части затрат среднему и малому предпринимательству по погашению процентов за кредит, который они взяли для развития производства. То же касается и лизинговых платежей. Но этими бонусами в Жешарте активно не пользуются, правом на такую господдержку воспользовались лишь два жилищно-коммунальных предприятия и «дочка» фанерного комбината. По мнению Василия Лютоева, происходит это потому, что малому бизнесу сейчас не так просто оформить кредит на выгодных условиях, да и лизинг не всем по карману, ведь он подразумевает покупку исключительно новой техники, а многие по финансовым причинам предпочитают бывшую в употреблении.

У Жешарта есть еще несколько вариантов выхода из режима «моно». На территории городского поселения есть запасы кварцевых песков (месторождение «Чернокурка-1»), которые можно использовать для выпуска стекла и стекольной продукции. Кроме того, есть торф, из которого можно производить удобрения и другую агропродукцию, а также тугоплавкие глины – сырье для керамики и кирпича. Несколько лет назад уже был разработан проект керамического завода на выпуск 60 миллионов штук кирпича в год, готово технико-экономическое обоснование. Но все пока так в проекте и осталось.

Также предпринимателей, вероятно, заинтересует возможность создания брикетного или пеллетного производства – уже есть площадка складирования древесных отходов, на базе которой можно поставить небольшой завод. Но в таком биотопливе сам Усть-Вымский район фактически не нуждается, поскольку большая часть котельных здесь работает на газе. Так что встанет вопрос с реализацией продукции за пределы муниципалитета.

Сам Василий Лютоев на вопрос «Республики», какое бы новое производство он хотел бы видеть в Жешарте, ответил, что, скорее всего, сельскохозяйственное как наиболее безопасное с точки зрения экологии.

Визит куратора

На прошлой неделе в регионе побывала линейный менеджер Фонда развития моногородов Анна Демченко, курирующая моногорода Республики Коми. В первую очередь она посетила Емву, затем Воркуту, Инту и Усть-Вымский район.

В Коми Анна Демченко побывала впервые и, как она призналась, изучая паспорта моногородов, была поначалу удивлена наличию в них сельскохозяйственных проектов.

– Республика Коми в моем понимании была чуть ли не краем земли, север – какое тут может быть овощеводство и животноводство? А сейчас посмотрела не на буквы в паспортах, а на сами моногорода, пообщалась с людьми и убедилась, что все это вполне возможно, – рассказала Анна Демченко «Республике». – Мне кажется, например, что у Емвы очень большой потенциал, и часть проектов, с которыми меня там познакомили, можно реализовать. Сейчас буду приезжать к вам часто, паспорта развития утверждены, надо будет отслеживать, как реализуются проекты.

В Коми представительницу фонда знакомили с проектами, которые помогут создать новые рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующего предприятия, уменьшить отток населения, развить инфраструктуру. Воркута, например, сейчас может предложить пять различных инвестплощадок, не связанных с добычей угля. А в Инте Анне Демченко устроили экскурсию на сельхозпредприятие «Инта Приполярная», чтобы продемонстрировать перспективы развития переработки оленины. Второе дыхание Инте может дать нефтегазовая отрасль – на территории этого муниципалитета не первый год идут соответствующие изыскания, разработка газовых месторождений может начаться уже через два-три года.

Из-за плотного графика поездки в Усть-Вымском районе Анна Демченко пробыла недолго,  тем не менее о ряде проектов, которые можно реализовать на территории Жешарта, ей рассказать успели, свозив после краткого совещания в районной администрации в сам моногород и показав территорию, где планируется разместить агрогородок, а также участки, где можно было бы организовать керамическое и стекольное производство.

Анна Демченко в свою очередь посоветовала как можно скорее сформировать группу от Жешарта для обучения на базе Фонда развития моногородов. На таких курсах готовят управленческие команды, способные разрабатывать и внедрять на территориях проекты развития. Такая учеба, по словам линейного менеджера, позволяет неформально общаться с представителями других моногородов, делиться опытом и даже найти инвестора. Уже бывали случаи, когда бизнесмен, занимающийся проектом в одном моногороде, на курсах узнавал об инвестпроекте в другом регионе и решал заняться и им тоже.

Как пояснила Анна Демченко, кроме подготовки управленческих команд фонд оказывает моногородам поддержку в организации проектного управления. Кроме того, у фонда есть еще два финансовых направления поддержки. Первое – это финансирование объектов инфраструктуры под новые инвестиционные проекты, оно может составлять до 95 процентов от всего объема инфраструктуры. Второе – выдача займов под новые инвестиционные проекты в размере от ста миллионов до одного миллиарда рублей, ставка – пять процентов годовых. Вследствие реализации программы развития моногородов в 2018 году 18 российских городов должны избавиться от приставки «моно», то есть их жизнь уже не будет зависеть от деятельности одного предприятия.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА и Светланы ШТРАУХ

Оставьте первый комментарий для "Города Коми в режиме «моно»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.