С 2010 года многодетные семьи внесены в список льготников, имеющих права на земельные участки. С момента выхода соответствующего указа президента России в Сыктывкаре и окрестностях началось движение по обустройству ими земельных участков. Интенсивности процессу больше придают общественники под руководством председателя социально-жилищного потребительского кооператива многодетных семей «Строим сами» Елены Щербины. К сожалению, многие вопросы, которые уже могли быть решены, откровенно буксуют в силу либо межведомственных нестыковок, либо нежелания отдельных чиновников сделать шаг навстречу. Но многодетные матери не спеша продвигаются к заветной цели – жить в собственных домах.
Письмо Путину
Напомним, в сентябре 2009 года мать троих детей Елена Щербина создала кооператив «Строим сами», чтобы собрать под его крылом многодетные семьи. Через два года после отчаянных попыток кооператива получить землю «бесплатно» и проигранных аукционов она пришла к твердому убеждению, что без поправок в федеральном законе дело с мертвой точки не сдвинется. По словам женщины, за два года хождения по инстанциям она приобрела бесценный опыт общения с отчаявшимися людьми, которые остро нуждаются в улучшении жилищных условий, но реально не имеют возможности сделать это самостоятельно.
Осенью 2010 года, когда Владимир Путин в статусе премьер-министра страны приезжал в Сыктывкар, Елене Щербине удалось передать ему записку с просьбой внести изменения в Земельный кодекс относительно вопроса выделения земли для больших семей и вкратце устно обрисовать суть проблемы. Вскоре президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс. Документ, позволявший выделять землю многодетным семьям, был принят Госдумой 3 июня 2011 года и одобрен Советом Федерации.
По просьбе правительства республики председатель кооператива и руководитель Общественной приемной главы Коми подготовили аналитическую записку – какие еще категории граждан могут быть причислены к списку остронуждающихся. В конечном итоге, когда соответствующие изменения были внесены в региональный закон №59, список льготников расширился до десяти категорий, в которые в том числе вошли работники социальной сферы.
С июля 2011 года в администрации Сыктывкара начался прием документов от потенциальных застройщиков. С 2011 по 2013 год участки были выделены на улице Лесопарковой, в местечке Емваль. Самое большое количество земельных наделов – 275 выпало на Верхнюю Максаковку: массив Шордор-2 и Сосновую поляну – 180. Всего за два года было выделено 700 участков.
За эти годы в 59-й закон неоднократно вносились поправки, ограничивающие права семей и ужесточающие требования к постановке на учет по получению земли под строительство дома. Те семьи, которые еще только надеялись встать в очередь, пытались отстоять свои права в Конституционном суде, но суд их не поддержал.
Преодолевая барьеры
Далеко не все получившие участки сразу бросились осваивать земли. И причин тому множество. Одно дело получить документы и совсем другое – реально зайти на массив, где ни дорог, ни света, ни коммуникаций, плюс отсутствие стройматериалов.
Случались и совершенно непредвиденные моменты. В то время, как администрация Верхней Максаковки старалась во всем поддержать многодетные семьи, решившиеся строиться, неожиданно среди жителей поселка нашлись откровенные противники массового освоения массива Шордор-2. В следственный комитет посыпались иски, а в администрацию города – многочисленные письменные жалобы. На общественных слушаниях, организуемых с легкой руки несогласных, высказывались претензии самого различного толка. В их числе неправомерность выделения участков, вырубка зеленой зоны, использование поселковых дорог и даже сбор «чужаками» дикоросов.
Чего опасались жители Верхней Максаковки, Елена Щербина понимала: 275 семей, из которых 260 – многодетные, в скором будущем могут изменить инфраструктуру поселка, и далеко не всех это устраивает. Со временем дети из больших семей основательно пополнят и детский сад, и школу, поэтому она считает, что встраиваться в жизнь населенного пункта надо как можно более осторожно и безболезненно.
Полгода ей приходилось отстаивать с таким трудом поднятое дело. И не только в поселке. С 2013-го актив многодетных матерей вел переписку и переговоры с представителями органов власти на разных площадках города и республики. Каждую среду за круглым столом в администрации Сыктывкара с семьями встречались специалисты тех или иных служб: энергетики, Росреестра, Минархстроя, Комитета лесов, МВД и т.д. Активисток поддерживали депутаты, Общественная палата, Общественная приемная главы Коми, председатель комитета жилищной политики администрации города Кристина Ващенкова и теперь уже экс-заместитель главы города Наталья Хозяинова.
Тем не менее вопрос с застройкой массивов и обеспечения их инфраструктурой до сих пор движется крайне медленно. Сами застройщики без дела не сидят. В Шордоре-2 семьи обустроили плитами часть дороги, сами прокладывают трубы, роют канавы и вот уже пятый год организовывают субботники по уборке и облагораживанию территории вокруг озера Шойкир, где любит отдыхать местное население. Поправили подъезд к массивам и в местечке Сосновая поляна. С застройкой в этом массиве проблемы усугубились еще и конфликтом между старожилами, обустроившими грунтовки, и новенькими, которые пользуются этими дорогами. Конфликт более-менее удалось уладить, но напряженность по отношению к новым застройщикам ощущается до сих пор. По словам Елены Щербины, более всего в этой ситуации ей непонятна позиция администрации поселка Краснозатонский, к которому относится Сосновая поляна. Местные руководители никак не пытаются повлиять на конфликт и как-то поддержать многодетные семьи.
Глядя на ухабистые грунтовки в местечке Сосновая поляна, трудно представить, что по ним когда-то, пусть и непродолжительное время, ездил автобус, до тех пор, пока его не запретили службы ГИБДД – в связи с несоответствием дороги требованиям ГОСТа.
Когда несколько лет назад городские чиновники пообещали многодетным матерям отсыпать дороги в Шордоре-2 и Сосновой поляне, те им наивно поверили. Так как просто не понимали: обустройство любой дороги нужно внести в проект, объявить аукцион, заложить в бюджет и все прочее. И дело это не одного, не двух и даже не трех лет. Нельзя сказать, что помощи не было совсем, частично на обустройство подъездов к массивам средства выделялись, но это была капля в море. В основном дороги семьи обустраивали своими силами: выкорчевывали пни, выравнивали земли. Бетонные плиты для выравнивания передавали как эстафетную палочку.
И при этом многодетным матерям приходилось неоднократно выслушивать претензии от городского руководства о слишком завышенных запросах и их беспокойстве в плане обустройства дорог и газификации массивов.
А между тем эти проблемы по-прежнему остаются самыми насущными для застройщиков. Не без нервотрепки решился вопрос с электрификацией Шордора-2. Поначалу на встрече в администрации семьи-застройщики услышали от энергетиков, что при определенном количестве заявок от одного массива электричество будет. Но тут же следом семьям дали понять, что соответственно расчетам вопрос будет решен за дополнительную плату в полтора миллиона рублей. В конечном итоге подстанции установили на «правильном» расстоянии от домов, позволяющем подключаться за 550 рублей с каждого участка.
Когда в администрации города составили смету на отсыпное полотно в Шордоре-2, забрезжила надежда, что со временем по огромному массиву пойдет автобус. Дорогу отсыпали, правда, вместо обещанных восьми метров ширины (Федеральной дорожной службой России для движения автобуса разрешается не менее шести метров) в конечном итоге вышло не более четырех. А вот с тротуаром подрядчик проявил неслыханную щедрость: более двух метров бетонной полосы.
Вынесем по бревну
Параллельно Елена Щербина старается наладить диалог и с другими муниципалитетами, где многодетные семьи решили строиться. Поправки, внесенные в Земельный кодекс, дали ту заветную удочку, которая поможет сотням многодетных семей построить свой дом. Только как и куда закидывать эту удочку, до определенных пор было не понятно. Очень важный момент – единогласие, чтобы не получилось, что каждый муниципалитет идет своим путем, повторяя путь уже пройденных их «коллегами» ошибок. То есть нужна подробная информационная инструкция пошаговых действий, которая со временем может стать опорной для новых подзаконных актов. Например, семьи в одном из муниципалитетов решили, что им на обустраиваемых массивах необходимы общий водопровод и канализация. В связи с этим председатель кооператива вспоминает, как в самом начале пути она убеждала одного городского хозяйственника не заводить с ней разговоры о миллиардных расходах на водообеспечение и очистные сооружения, которыми ее пытались «запугать», так как весь мир уже давно использует автономные системы канализации и водоочистки для частного сектора.
– У нас никогда не было желания надрывать городской бюджет, мы подходим к вопросу с полной ответственностью и опытом нашей многодетной практичности, – подчеркивает она.
В числе первоочередных позиций для семей остро стоит и вопрос со стройматериалами. Согласно российскому законодательству строящиеся льготники, в том числе и многодетные семьи, имеют право на 150 кубометров леса на строительство дома. Правда, согласно законодательству республики лес могут получить только семьи, уже установившие фундамент. Но в делянках многодетным семьям тогдашним Комитетом лесов было неоднократно отказано, ни одна семья за пять лет не смогла заготовить 150 кубов древесины на корню. Елена Щербина надеется, что просьбы многодетных семей все же не останутся без внимания и вопрос будет решен на уровне правительства. Но если это и произойдет, еще нужно будет убедить потенциальных застройщиков установить фундамент, чтобы получать лес не одной-двум семьям, что будет очень дорого, учитывая работу и аренду харвестера, а десяткам семей.
– Всего-то прошу услышать нас, – говорит Елена Щербина. – Мы не просим ничего более, чем это прописано в законе. С середины девяностых многодетные семьи в республике практически не получали никакого жилья. Мы сами готовы построить дома для своих детей. По бревну готовы выносить, если это будет необходимо. Наш регион стал пилотным по России в вопросах реальной помощи большим семьям. И в большинстве все, что зависело от нас самих, – сделано. Но ситуация вышла на новый виток, и сегодня нам нужен конструктивный диалог с властью, новый мозговой штурм. Надеюсь, мы услышим друг друга и будем двигаться дальше ради будущего республики.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова
Оставьте первый комментарий для "Дом для большой семьи"