Рыба «второй свежести»

Жителям республики объяснили, что делать с испорченными продуктами

О действиях потребителя, который приобрел в магазине некачественный товар, шла речь в ходе прямой линии, состоявшейся в Общественной приемной главы республики. Жители Коми интересовались самыми разными аспектами взаимоотношений продавца и покупателя – от установления магазином «своего» срока гарантии до возможности возврата испорченной рыбы.

kaktutest.by

Изначально прямая линия была посвящена независимой экспертизе качества товара. Необходимость ее проведения возникает в том случае, если покупатель считает, что ему продали некачественный товар, а продавец с этим не согласен. С такой ситуацией столкнулась, например, одна из жительниц Печоры, которая купила туристический рюкзак, а он порвался на второй день эксплуатации. Как подчеркнула покупательница, рюкзак был без какой-либо маркировки. Продавец не согласился с тем, что товар некачественный, утверждая, что причиной повреждения стала слишком интенсивная эксплуатация. Владелице рюкзака пояснили, что провести независимую экспертизу качества изделия можно в Бюро товарных экспертиз при Торгово-промышленной палате Коми, но процедура эта платная. Главный специалист-эксперт регионального управления Роспотребнадзора Татьяна Вялкова добавила, что рюкзак без маркировки уже считается товаром с недостатком, что само по себе служит доказательством правоты покупательницы.

Если алгоритм действия покупателя в случае с некачественным непродовольственным товаром более-менее понятен, то многие жители Коми все еще не знают, что делать с продуктами «второй свежести». Одна из жительниц Сыктывкара рассказала, что купила в магазине жареную рыбу, дата изготовления на упаковке стояла «сегодняшняя», но, попробовав продукт дома, покупательница поняла, что ей продали «тухлятину». Чек женщина не сохранила, поэтому даже не подумала возвращаться в магазин, а дурно пахнущую покупку поспешила отнести в мусорный ящик. Но, узнав о проведении прямой линии, решила выяснить, можно ли было вернуть деньги за недешевый «деликатес» при отсутствии чека. Ведь еда – продукт скоропортящийся, до возможного суда с продавцом не «дотянет», да и на экспертизу ее не сдашь – попробуй без чека доказать, когда товар куплен и когда он испортился.

Татьяна Вялкова пояснила, что и в случае с некачественными продовольственными товарами покупатель прежде всего должен обратиться к продавцу, при этом отсутствие чека – не преграда. Если продавец по каким-то причинам не признает товар испорченным и отказывается удовлетворить требования покупателя, надо оставить запись о покупке некачественного товара в книге отзывов и предложений и обратиться с заявлением в территориальный отдел Роспотребнадзора. При этом Татьяна Вялкова отметила, что саму рыбу в Роспотребнадзор приносить не надо, поскольку действительно сложно определить, откуда она взялась и когда испортилась, а вот маркировка с продукции пригодится. Заявление покупателя может стать поводом для внеплановой проверки продавца, который при выявлении нарушений будет оштрафован. Но, как подчеркнула Татьяна Вялкова, при всем этом Роспотребнадзор не сможет обязать продавца вернуть деньги за испорченный продукт.

– Проще выбросить, – вздохнула покупательница.

Татьяна Вялкова заверила, что этот выход  не самый разумный. По мнению специалиста, сейчас в Коми сознательность и ответственность продавцов продовольственных товаров повысилась, они не только с готовностью возвращают деньги за испорченный продукт, но и снимают с реализации всю подозрительную партию товара. В доказательство Татьяна Вялкова привела пример из личной практики: купила банку консервов, дома открыла и по внешнему виду поняла, что продукт безнадежно испорчен. Покупательница отправилась в магазин, где ей вернули деньги, а партию товара «второй свежести» убрали с прилавка.

– Иногда продавец и сам не знает, что товар испорчен, – высказала свое мнение Татьяна Вялкова. – Поэтому, вернув товар в магазин, покупатель еще и поможет уберечь других людей от неудачной, а то и опасной покупки.

Также на прямой линии задавались традиционные вопросы: например, жители Коми по-прежнему спрашивают, что делать, если цена товара на кассе оказывается выше, чем на ценнике, а кассир произносит магическую фразу «Не успели поменять ценники» – с такой ситуацией потребители регулярно сталкиваются в самых разных магазинах.

Татьяна Вялкова уже не в первый раз за время проведения подобных прямых линий заверила, что опоздание с заменой ценников – проблема исключительно магазина и покупателя волновать не должна, он имеет право купить товар по той цене, которая указана на ценнике. Если же кассир «сопротивляется», надо пригласить заведующую. По мнению Татьяны Вялковой, руководство магазина предпочтет удовлетворить требование покупателя, поскольку нарушение прав потребителя чревато штрафными санкциями.

Еще один из традиционно популярных вопросов: надо ли сохранять упаковку, например, от телевизора или холодильника до конца срока гарантии – именно такой совет иногда дают продавцы в магазинах техники. Татьяна Вялкова ответила, что покупатель вовсе не обязан хранить все эти громоздкие коробки. Сохранять надо паспорт изделия, гарантийный талон и чек.

Сбивают с толку продавцы и установлением «своего» гарантийного срока. Например, производитель устанавливает срок гарантии на телевизор три года, а продавец самовольно снижает его до одного года. Татьяна Вялкова подчеркнула, что продавец не вправе снизить гарантийный срок, установленный производителем товара, он может этот срок разве что увеличить.

Людмила ВЛАСОВА

Фото kaktutest.by

Добавить комментарий