Ирина Рыбина: «Трудоустройство выпускников – проблема комплексная»

Проблема трудоустройства выпускников вузов и техникумов сегодня поднимается на многих совещаниях. Система наставничества на предприятиях перестала существовать вместе с отменой распределения выпускников, а на свободные вакансии работодатели предпочитают брать специалистов со стажем. О том, какую помощь в поиске работы выпускнику могут оказать в службе занятости, в интервью «Республике» рассказала директор сыктывкарского центра занятости Ирина Рыбина.

IMG_9731

– В рамках действующих программ службы занятости предусмотрена помощь самым разным категориям людей: инвалидам, молодым мамам, людям предпенсионного и пенсионного возраста. На какую конкретно помощь могут рассчитывать молодые специалисты, только что получившие диплом?

– Выпускники профессиональных учебных заведений – особая категория, с которой работают наши специалисты. Помощь в их трудоустройстве регулируется специальной программой, которую мы условно называем «Первое рабочее место». Законом о занятости для участников этой программы предусмотрены определенные условия. В частности, она рассчитана на выпускников средних профессиональных учреждений в возрасте 18-20 лет, ранее не работавших. Это стандартная программа. Но у нас в Коми в этом мероприятии участвует еще одна категория – выпускники в возрасте от 20 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование и ищущие работу по специальности впервые. Если брать в расчет общее число выпускников в год, то эта программа, может, и не очень масштабная. К примеру, в Сыктывкаре мы должны трудоустроить в год 13 выпускников. При этом с начала года к нам уже обратилось больше 250 выпускников. Правда, не все из них подходят под возрастные условия программы, но все они получили диплом в 2015-2016 годах.

– Но вы помогаете всем независимо от того, подходит ли клиент под условия данной программы, и независимо от квоты?

– Конечно, мы стараемся помочь всем. А когда к нам приходят выпускники, предлагаем им вакансии, где работодатель не требует стаж работы. Но сложности все равно есть. Сегодня рынок труда насыщен кадрами. Среди причин этого и экономический кризис, в результате которого многие работодатели высвободили свои кадры, и они пришли на рынок. Это и процессы оптимизации, которые коснулись самых разных сфер и отраслей. Как следствие – работодатель сегодня имеет возможность выбора из числа профессионалов со стажем работы. И это его право. Учитывая все моменты – и ситуацию на рынке труда, и ограничивающие условия самой программы, даже установленный для нас контрольный показатель трудоустройства 13 выпускников выполнить непросто.

Ведь помимо уже названных условий трудоустройство должно быть строго по полученной выпускником профессии. А у нас студенты стремятся во время учебы получить не одну, а две, а то и три специальности. Многие получают водительские права и непременно хотят работать водителем категории В. Одним словом, зачастую желание самого выпускника не соответствует условиям программы. К примеру, есть у нас вакансия и работодатель готов взять выпускника по его профессии, а молодой человек нам заявляет: «Я не хочу работать слесарем-механиком. Я и в техникум-то поступил за компанию с другом, и работать по этой специальности не желаю». Кроме того, многие, получив рабочую профессию, сразу идут поступать в вуз и к нам приходят уже студентами-заочниками. Их рабочая профессия уже не представляет для них интереса, они больше ориентированы на получение навыков в той специальности, которую они получают в вузе.

Еще один момент: сегодня практически все образовательные учреждения борются за свой имидж и активно работают в плане содействия трудоустройству и профориентации своих выпускников. И потому хорошие выпускники приходят к нам очень редко. А приходят в основном те, кто не очень хорошо учился и не больно-то хочет работать по специальности. Бывают даже такие случаи, когда у человека в дипломе нет разряда. То есть отучился он в техникуме и даже разряда никакого не смог получить. Бывает, приходят выпускницы, ожидающие ребенка, и по-настоящему им уже и интереса нет до работы – просто надо зарегистрироваться как ищущим работу. Отдельная категория – дети-сироты, которые обращаются к нам, но при этом абсолютно не имеют желания трудоустроиться, потому что получают государственное пособие, в разы превышающее ту зарплату, которую им сегодня могут предложить на рынке труда. Но по закону они должны быть зарегистрированы как ищущие работу, а иначе пособия их могут лишить. Вот они и приходят массово к нам, но после каждой встречи с работодателем, к которому мы их направляем, приносят отказ. Как правило, до полугода, пока они могут этим пособием пользоваться, они не трудоустраиваются.

Вообще, эта программа интересна в первую очередь выпускникам, подходящим под ее условия. Потому что в ЦЗН им стараются найти работу, где не требуется стажа, кроме того, предполагается материальная поддержка от службы занятости. Эта сумма незначительна: она зависит от размера пособия и колеблется от 1020 до 2040 рублей. Но даже такая сумма – это поддержка, особенно когда надо проходить медосмотр для трудоустройства. Ведь медосмотр сегодня платный.

Что касается работодателей, которые не торопятся брать выпускников, их понять можно: если им нет никакой выгоды, зачем они будут брать специалиста, которого еще надо «натаскивать»? Опыт работы в рамках этой программы показывает, что программу стоит все-таки пересмотреть с целью внесения в нее каких-то бонусов для работодателей. Есть же у нас программы, в которых участвуют организации, готовые привлекать дополнительные кадры. И за трудоустройство наших клиентов центр занятости возмещает им часть заработной платы. Почему бы на таких условиях работодателю и не взять человека? Возможно, стоит продумать налоговые послабления. Тогда, конечно, работодатель повернется лицом к выпускникам.

– То есть трудоустроить по специальности выпускника все-таки очень сложно?

– Сложно трудоустроить тех, кто по возрасту не подходит, и тех, кто по специальности работать не хочет. Приходит к нам, например, выпускник инженер-механик. В рамках специальной программы мы его только по этой специальности и можем устроить. А он благополучно трудоустраивается продавцом-консультантом в салон по продаже автомобилей. Он уже не считается выпускником, трудоустроился он через центр занятости, но по другой программе.

Зачастую выпускник приходит к нам уже со стажем работы: многие ведь учатся в вузе и подрабатывают. Соответственно, он уже не может быть участником программы «Первое рабочее место». Он вроде бы и по возрасту подходит, и по специальности хочет работать, но стаж-то у него уже есть. Если он уволился позже, чем получил диплом, мы уже рассматриваем его не как выпускника, а как уволенного с предприятия. В общем, тут масса нюансов, и с каждым надо работать индивидуально. Поэтому только после того, как наш специалист выявит желания и возможности клиента, он начинает подыскивать ему работу. Сейчас вакансии для выпускника встречаются крайне редко, поэтому мы вынуждены работать точечно.

– От чего зависят контрольные показатели на трудоустройство выпускников: от количества профессиональных учебных заведений на территории муниципалитета или от каких-то других показателей?

– Наверное, не столько от количества образовательных учреждений на территории, сколько от ситуации на рынке труда. У нас в Сыктывкаре вакансий вроде и больше, но и выбор у работодателей тоже больше. Как я уже сказала, с января к нам обратилось более 250 выпускников. Это только выпускники средних профессиональных учебных заведений. Добавьте к этому еще 101 обращение от выпускников вузов. В то же время обратившихся в возрасте 18-20 лет – всего 18 человек. В возрастной категории 20-25 лет выпускников СПО оказалось 32 человека, а выпускников вузов – 28. То есть 78 человек из всего количества обратившихся попадают под эту программу. Если еще отсюда вычленить сирот, коих пришло к нам в этом году 52 человека, то остается совсем немного.

Проблема трудоустройства выпускников – комплексная, для ее решения требуется целый комплекс мер. В частности, система образования должна реагировать на условия рынка труда, снижать подготовку по маловостребованным профессиям и увеличивать – по востребованным. Сейчас рынок остро нуждается в рабочих профессиях, медицинских работниках, а, например, вакансий юристов уже почти не заявляют. Для того чтобы на выходе из вуза или техникума у выпускника не возникало вопроса «куда пойти?», нужно начинать профориентацию задолго до выбора профессии. И даже не с седьмого класса, а намного раньше. И тогда ребята начнут правильно себя понимать в этом мире, четко представлять, чего хотят и будут ли востребованы в будущем как специалисты.

Беседовала Галина ГАЕВА

 

Оставьте первый комментарий для "Ирина Рыбина: «Трудоустройство выпускников – проблема комплексная»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.