Дотянуться до небес

Рижский бизнесмен строит храм на своей малой родине в Коми

В сентябре 2014 года в селе Нившера Корткеросского района освятили фундамент и заложили камень на месте строительства храма Святителя Василия Великого. Сегодня строительство близится к завершению, на доме священника даже установлены купола. Такие темпы задал главный строитель храма – предприниматель из Риги Василий Михайлов, который решил возвести приходской храмовый комплекс на своей малой родине.

IMG_9138

Нившерец Василий Михайлов удивительным образом сочетает в себе духовность русской глубинки и европейский лоск. Все хорошее, говорит, что есть в нем, это гены. Тот фундамент, на котором потом все и было построено: образова­ние, бизнес, карьера. Говоря о ге­нах, он с нежностью вспоминает мать, труженика отца – бригадира лесоперерабатывающей брига­ды, но особенно деда – деревен­ского кузнеца Василия Никифоро­вича (Никифор Вась). Дед родил­ся в 1895 году, прошел три войны: Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную. Попал в плен в Германию, где, будучи куз­нецом, научился сварке металла, по тем временам это была высо­кая технология. В 1945 году деда из германского плена прямым хо­дом отправили в сталинский ла­герь, но каким-то чудом через год отпустили. Он вернулся в дерев­ню, где ему построили кузницу и где внук-тезка стал его первым помощником и правой рукой.

Дед Василий во всем был пер­фекционистом, если что-то делал, то делал по максимуму. Если вы­ковывал косу – то так, что люди и через десять лет могли сказать: «Поет в руках, значит, коса Ни­кифор Вась». Рано приученный к физическому труду, без которо­го трудно было бы представить себе деревенского мальчишку, вот этой чертой – делать по максиму­му, если берешься, или не браться вовсе – внук пошел в деда.

Трудолюбия в их большой дружной семье было не занимать. У Василия Михайлова – три сестры и три брата. Все трудились, росли в ладу и гармонии, когда божьи заповеди заучивать не надо было, они были легко встроены в бытие, по ним жили.

Наступил век технического прогресса, и однажды в Нивше­ре впервые приземлился самолет, скромный Ан-2, а попросту – ку­курузник, который, собственно, и стал посылом для большой мечты Василия Михайлова – поступить в летное училище. Но не поступил: несмотря на богатырское здоро­вье, оказался неготовым к физи­ческим перегрузкам. Зато попал в артиллерию, а после учебки ново­бранца направили в Подмосковье, в гвардейскую Таманскую диви­зию, которая участвовала в воен­ном параде в Москве в год трид­цатилетия Великой Победы.

После службы одноклассник предложил ему вместе поступать в Рижское летно-техническое учи­лище гражданской авиации. Так сложилось в судьбе Михайлова: уж если не быть на крыле, то управ­лять крылом. А точнее – обеспечи­вать с земли самый ответственный цикл полета: взлет и посадку.

Уже на втором курсе учили­ща курсант Михайлов стал семей­ным человеком, молодым отцом. По распределению попал в Риж­ский краснознаменый институт ин­женеров гражданской авиации, но через какое-то время ушел на бо­лее высокую зарплату, так как нуж­но было кормить семью, к тому вре­мени он был уже отцом двоих сы­новей.

Его новой вотчиной стало производственное объединение «Электрон», отвечающее за обслу­живание телевизионных антенн. Так начался новый виток в судь­бе Василия Михайлова. По техни­ческому развитию Рига в те вре­мена давала фору Москве, в том числе славилась своими кабель­ными сетями. Но в середине де­вяностых антенный цех, в том чис­ле и «Электрон», начал развали­ваться, а советские руководите­ли, не привыкшее мыслить твор­чески, пустили все по воле волн. В 1994 году Латвийская Респу­блика отключила эфирные про­граммы российского телевидения, что вызвало шок у проживающе­го здесь в большинстве русско­язычного населения. Мгновенно вырос спрос на спутниковое и ка­бельное ТВ. Свое детище Михай­лов назвал« LIVAS» (Любовь, Истина, Вера, Аксиома»). (Любовь, Ис­тина, Вера, Аксиома»). За два года компания подключила пять круп­ных районов Риги.

– Мир рушился, а я начал стро­ить. И все за счет своих ресурсов, мы обходились малыми силами. В том хаосе, что тогда творился, про­екты с меня никто не требовал, го­сударству было не до нас. Тогда я сам начал монтировать кабель­ные сети, благо техническая под­готовка позволяла.

В своей работе Михайлов ру­ководствовался одним весомым принципом: «Я и дежурный, и дневальный, и рабочий, и руко­водитель». Все, что он требовал от своих подчиненных, он делал и сам.

Вода камень точит: несмотря на мощного конкурента-гиганта, компания Михайлова набирала обороты, росла и в 2000 году вы­шла на качественно новый уро­вень: к эфирному телевидению добавились интернет, цифровое телевидение. Постепенно сетями ««LIVAS» стала окутана треть Риги. Тем временем Михайлов, почув­ствовав, что ему не хватает эконо­мического образования, поступил и успешно окончил Рижскую шко­лу экономики и управления.

У Василия Михайлова своя, удивительная философия, кото­рая примиряет в нем и его окру­жении, казалось бы, непримири­мые вещи:

– Мои знания о радионавига­ции и радиолокации дают науч­ные понятия о спутниках, геоста­ционарной орбите и о человеке как гармоничном биологическом существе, соединенном с центром мироздания.

С детства живущий с верой, се­годня Михайлов помогает строить и ремонтировать храмы в Риге. Он объездил много стран, побы­вал во многих городах и убедил­ся: там, где нет церкви, люди дур­неют, не прозревают, не тянутся к свету, к знаниям. И, напротив, там, где действует храм или несколько храмов, люди не суетливы, не раз­дражительны, позитивно настрое­ны, энергетически заряжены, они тянутся ввысь.

В детстве Василия Михайло­ва не было действующего храма, но в их доме было много икон. Построенный в центре Нившеры храм был закрыт еще при совет­ской власти, а в 1978 году его во­обще разобрали. Правда, в наши дни выходцы из Нившеры – су­пруги Панюковы построили цер­ковь, которую освятили в честь Николая Чудотворца.

Место, на котором строит храм Василий Михайлов, называют Рай. Участок для строений храмо­вого комплекса он выбирал сам, с помощью проволочной рам­ки, как учил его дед. Так он лег­ко нашел водоносную жилу, где сегодня возле часовни установ­лена скважина, определил место для храма и дома священника – где как раз не должно быть грун­товых вод.

Храмовый комплекс, строя­щийся в Нившере, разработан рижскими архитекторами. Это со­временное сооружение. В двух-этажном доме священника (прит­чевый дом), например, преду­смотрены вестибюль, приходская школа, библиотека, кухня, сануз­лы, гардероб, канцелярия, архив.

Сегодня на строительстве тру­дятся специалисты из Риги и Рос­сии. Михайлов приезжает сюда несколько раз в год, контролирует процесс. Впрочем, он никогда не прерывал отношений с родиной, где у него 26 одних только двою­родных братьев и сестер.

Храм Святителя Василия Вели­кого может стать центром притя­жения не только всех православ­ных Корткеросского района, но и всей республики. Впрочем, как считает Василий Михайлов, серд­це верующего само подскажет до­рогу к своему храму.

Василий Михайлов – законо­послушный гражданин Латвии, успешный бизнесмен, который се­годня занимается модернизаци­ей оптических линий. Печаль его сердца – рассуждения латышских нацистов об оккупации Латвии со­ветскими властями, а также невоз­можность получить двойное граж­данство его соотечественникам, живущим в Латвии, оказавшимся заложниками исторической ситу­ации, как и их дети.

– Эти люди – как послы на­шей страны, формирующие пред­ставление о Латвии как о государ­стве, в котором каждый из них со­стоялся как личность, где живет его семья и есть взаимопонима­ние и дружба между людьми. Если каждый из нелатышей будет эту народную дипломатию осущест­влять, всем будет от этого только польза. Будет расти уровень куль­туры, как в Латвии, так и в России. Не зря говорят: культура спасет мир, – с надеждой говорит Васи­лий Михайлов.

Марина Щербинина

Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Дотянуться до небес"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.