На попутках – через всю страну

Студент СГУ Михаил Воловецкий поделился секретами путешествий автостопом

Путешествия автостопом в последние годы стали весьма популярными у молодежи. Некоторые на попутках умудряются не только по своей стране путешествовать, но и весь континент объездить. Что надо знать начинающему хичхайкеру, как вести себя на дороге, чтобы не нарушать правила движения и не нервировать водителей, а также что брать с собой в дорогу, в беседе с журналистом «Республики» рассказал студент третьего курса СГУ имени Питирима Сорокина Михаил Воловецкий, проехавший прошлым летом автостопом через всю страну – от Владивостока до Бреста.

buCYf1_sC1Q

С первого захода – на край света

Идея попробовать путешествовать автостопом посетила Михаила Воловецкого, когда он уже учился в университете. В детстве он каждое лето ездил куда-нибудь с родителями, но взрослому парню уже не хотелось отдыхать под присмотром мамы и папы. Хотелось самостоятельности, но скромной студенческой стипендии и небольших денег, заработанных во внеучебное время, для длительного отдыха не хватало. Тогда они вместе с товарищем решили попробовать путешествовать автостопом, выбрав маршрут от Сыктывкара до Казани.

– Просто город интересный, – объяснил сыктывкарец выбор своего первого маршрута автостопом. – И потом для эксперимента мы посчитали правильным выбрать короткий путь.

Эта первая поездка стала для товарищей открытием: оказывается, путешествовать автостопом лучше в одиночку, потому что двоих парней водители подбирают неохотно. Именно по этой причине до Казани добирались целых два дня. Иногда приходилось стоять на трассе по два-три часа. Пока доехали, машин 15 поменяли. Тем не менее все дорожные злоключения сполна окупились красотами и достопримечательностями столицы Татарстана. И самое главное – друзья на практике поняли: автостоп работает. А значит, можно планировать и дальние маршруты.

Этим же летом Михаил Воловецкий съездил автостопом на Черное море. Но тяга к путешествиям так овладела им, что, вернувшись домой, он вскоре опять затосковал по дальним дорогам. В группе автостопщиков «ВКонтакте» нашел путевые заметки одного любителя путешествий, который автостопом съездил во Владивосток, и решил тоже туда податься.

Ровно неделю добирался от Сыктывкара до Байкала.

– Байкал – это чудо, – с восторгом поделился путешественник. – Вода чистейшая – все камушки на дне видно. Водитель попался отзывчивый, к тому же хорошо знал местность.

Сейчас ведь вокруг Байкала практически места свободного не найдешь – везде дома отдыха и санатории. Понимая, что я хочу не просто полюбоваться на озеро, но еще и поплавать, и побыть на природе, он привез меня на дикий пляж. Там же на берегу я познакомился с компанией молодых ребят, которые приехали с палатками отдыхать. Мы подружились, они меня подкармливали – вокруг ведь никакой инфраструктуры нет, поесть негде. Дико удивлялись, что я в такую даль пустился путешествовать.

Доехав до Байкала, молодой человек засомневался: продолжать путь дальше или вернуться в Сыктывкар? Для начинающего автостопщика расстояние все же оказалось очень большим: позади оставалось уже пять тысяч километров, а впереди до Владивостока – 3800.

– Как-то неуютно становилось от мысли, что за Байкалом – сплошная тайга и глушь и их надо преодолеть. Но, поразмыслив немного, я решил ехать дальше, – рассказал сыктывкарец. – Между Читой и Хабаровском действительно был очень тяжелый участок – практически нет населенных пунктов. Рядом с Читой еще были какие-то деревни, а потом – пустота. Естественно, о возможности ночлега в мотеле говорить не приходится. По дороге из Читы до развилки на Магадан переночевал в машине с водителем. На такие расстояния обычно ездят только большие машины, где есть два спальных места. В легковой машине, конечно, поспать редко удается: надо общаться с водителем, чтобы он не заснул за рулем.

Переночевать в комфорте удалось только в Благовещенске. На третий день выезда с Байкала приехал в Хабаровск, а оттуда – во Владивосток. Я думал, Владивосток – это что-то типа Сыктывкара. А когда там оказался, был потрясен. И Хабаровск, и Владивосток – очень красивые большие города. Во Владивостоке стоит побывать хотя бы ради того, чтобы увидеть Золотой мост и мост до острова Русский, полюбоваться на Тихий океан.

Советы начинающим хичхайкерам

По словам собеседника, в основном, видя голосующего человека с рюкзаком за плечами, водители уже знают, что он путешествует автостопом, и денег с него не берут. Единственный раз был случай, когда водитель, притормозив, поинтересовался: «А деньги есть?» И, получив отрицательный ответ, поехал дальше. Женщины, впрочем, так же, как и мужчины, предпочитают проехать мимо, если видят, что голосуют двое парней. Но когда сыктывкарец путешествовал в одиночку, то подвезти его женщины не отказывались. Например, по дороге в Норвегию почти полпути – семьсот километров – проехал в машине с девушкой-эстонкой, которая направлялась на север страны работать.

Голосовать в ночное время – занятие бесполезное, пояснил путешественник. Ближе к ночи лучше позаботиться о ночлеге. Если до ближайшего города еще далеко, то молодой человек останавливался в придорожных отелях. По словам Михаила Воловецкого, самый дорогой ночлег обходился ему в 1100 рублей. Но это был
отель с высоким уровнем комфорта, обычно же можно переночевать и дешевле. Когда ехал с дальнобойщиками, то спал прямо в машине. В городах предпочитал снимать хостел.

Обычно, когда уже подъезжал к городу, находил в интернете номера телефонов риелторов и выбирал хостел по приемлемой цене.

Как рассказал сыктывкарец, путешествия автостопом предполагают минимальные расходы. По словам собеседника, он брал с собой сумму из расчета 300-400 рублей в день. При этом в отдельные дни мог либо вовсе ничего не потратить, либо выбиться из нормы.

– Просто иногда водители угощают обедом или ужином. И категорически отвергают мои попытки заплатить за себя самому, – рассказал молодой человек. – Да, впрочем, поесть в придорожном кафе можно недорого – рублей на 150. Надо просто знать, где останавливаться. Обычно рядом с хорошими кафе всегда полно машин, как на Кировской трассе – в Даниловке, где даже автобусы междугородных маршрутов останавливаются. Тот же самый принцип действует при выборе отеля на ночь. Нужно выбирать тот, где стоит много машин. Значит, там хорошо и не очень дорого.

Тем, кто хочет попробовать путешествовать автостопом, сыктывкарец рекомендует начинать с небольших маршрутов. Можно, конечно, сразу и на Черное море рвануть, но с непривычки можно не просто устать, но еще и отчаяться в таких путешествиях.

У Михаила Воловецкого все вещи помещаются в рюкзаке емкостью 65 литров. В первую очередь, конечно, необходимы запасной комплект одежды, предметы личной гигиены, минимальный запас еды, фотоаппарат, палатка, спальник, непромокаемый коврик, дождевик. По его словам, при поездке в дальние края и такие глухие места, какие бывают на Дальнем Востоке, лучше брать сим-карту МТС с роумингом, так как другие операторы действуют не везде.

Очень важно для хичхайкера выбрать правильное место на трассе, когда ловишь машину. Чтобы на дороге тебя было видно, место должно быть такое, чтобы машина могла остановиться и не сбила. Не нужно голосовать на горе или сразу за поворотом – водитель проедет и не остановится. Ни в коем случае нельзя голосовать и на автобане. Вечером на трассе обязательно нужно надевать светоотражающую жилетку. Очень важно, чтобы телефон всегда был заряжен. Зарядить же можно от прикуривателя в машине. Ну и обязательно нужно уметь поддержать разговор с водителем, так как обычно они берут попутчика, потому что скучно и хочется поговорить, чтобы не уснуть за рулем. Живое, заинтересованное общение – это та плата, которую автостопщик отдает водителю за доброе к нему отношение.

Наши проще

По словам путешественника, на дороге многое зависит от везения. Иногда не успевал выйти из одной машины, как останавливал следующую. А бывало, что часами приходилось ждать. У Михаила рекорд ожидания попутки – четыре часа. Когда возвращался из Белоруссии, в районе Нижнего Новгорода с часу ночи до пяти утра не мог поймать машину.

Заночевать было негде, поэтому пришлось стоять на трассе. Благо рядом было придорожное кафе, можно было зайти чай попить. В пять утра остановилась машина – водитель взял до Чебоксар.

По дороге из Норвегии через Финляндию, когда до границы России оставалось уже 50 километров, тоже три часа не мог поймать машину.

– Там возле каждой заправки есть кафе, – вспоминает путешественник. – Я зашел в одно из них, объяснил ситуацию, попросил, чтобы разрешили переночевать. Мне говорят: «Это не гостиница, здесь спать нельзя». Пришлось до утра бодрствовать. Когда вышел на автобан, тут же остановилась полиция: «Здесь нельзя стоять!» Я им говорю: «Можете меня отвезти туда, где можно стоять?» Отвезли. А оттуда я уже легко добрался до России.

По словам хичхайкера, в Финляндии редко кто остановится и подберет. В России с этим проще, хороших людей много встречается. В Чите, например, водитель довез его до хостела, а потом еще вызвался покатать по городу, показать местные достопримечательности. Когда в Брест ехал, тоже одна семейная пара предложила свозить его в Брестскую крепость, завезти в магазины, чтобы он мог купить себе в дорогу продуктов. А финны сами говорят, что не очень доверяют автостопщикам.

– Стоишь, бывало, минут сорок, а подбросят километров на двадцать. А когда тебе надо преодолеть тысячи километров, эти двадцать-тридцать километров – ничто, – поделился Михаил Воловецкий.

Именно по этой причине до Норвегии и обратно он добирался тяжело («Республика», 24 декабря 2015 года). Когда ехал туда, очередной водитель, подбросивший на небольшое расстояние, высадил его на повороте у какой-то деревни, где спустя недолгое время его подобрала девушка-эстонка, которая и довезла до города Альта – конечной точки маршрута.

Там учились по программе международного обмена две однокурсницы сыктывкарца, к которым он и ехал.

– У меня есть водительские права, и мы с ней попеременно вели машину, давали друг другу возможность отдохнуть. Приехали в Альту уже в два часа ночи. Я сразу начал искать вай-фай, смотрю: мои однокурсницы еще «ВКонтакте». Я их даже не предупреждал, что приеду, хотел сделать сюрприз. Приехал в общежитие, звоню в дверь. Девчонки были в шоке.

Пробыл в Альте полторы недели, посмотрел местные достопримечательности, съездили с девчонками в горы.

На вопрос, что самое сложное для автостопщика, сыктывкарец отвечает просто: «Неудобства». Человеку, который привык к определенному распорядку, трудно вовремя не поесть, подолгу не спать.

– Но к неудобствам я привык. Нравится мне дорога, новые места, новые впечатления. Устаешь, конечно, особенно от смены часовых поясов. Куда в следующий раз поеду, пока не думал. Есть большое желание повидать Воркуту – город, где я родился и жил до трех лет. А из дальних маршрутов я думаю еще раз проехать на восток. Я ведь еще не видел Магадан, Якутию, Сахалин.

Галина ГАЕВА
Фото из архива
Михаила ВОЛОВЕЦКОГО

Оставьте первый комментарий для "На попутках – через всю страну"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.