В Госсовете создадут рабочую группу по решению проблем водных путей
Роль рек как судоходных транспортных артерий снизилась в Коми до минимума. Это раньше здесь кипела жизнь – ходили многочисленные грузовые суда и пассажирские теплоходы, сплавлялся лес, а сейчас из-за обмеления объем водных перевозок упал в разы. Дноуглубительные работы очень дорогостоящи, и их финансирование ограничено. Почему сложилась такая ситуация и что нужно сделать, чтобы ее выправить, разбирались участники заседания президиума Госсовета республики.
Точкой обратного отсчета речники называют 1991 год. Тогда дноуглубительные работы, необходимые для поддержания рек и их притоков в судоходном состоянии, проводились в каждую навигацию и практически повсеместно. Нынче такие работы производятся лишь там, где без этого невозможно обеспечить гарантированные габариты водных путей, а альтернативного транспортного сообщения нет. Как отметила руководитель ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» Татьяна Кончина, до 1991 года дноуглубительные работы производились на участках реки Печора от Троицко-Печорска до Нарьян-Мара, а также на реках Уса, Колва и Ижма. Объем дноуглубления достигал 12,5 миллиона кубометров в навигацию, на этом производстве были задействованы 20 мощных земснарядов. Грузов по рекам тогда перевозилось 6,5–7 миллионов тонн. Сейчас эксплуатационные дноуглубительные работы производятся лишь на речных участках от города Печоры до села Усть-Уса. Объем работ не превышает полутора миллионов километров, а грузов по воде перевозится всего 0,7 миллиона тонн.
В 2014 году в Печорском бассейне дноуглубительные работы произведены в объеме 1,3 миллиона кубометров. В этом году планируется произвести работ в десять раз меньше – 128 тысяч кубометров.
Получается замкнутый круг: федералы, когда их просят об увеличении финансирования, требуют предоставить данные о грузоперевозках, а эти показатели год от года падают.
Понять тех, кто выделяет средства, тоже можно, ведь чтобы углубить всего один километр речного дна, требуется пять миллионов рублей. То есть большие и длинные реки требуют гигантских средств. К тому же не хватает специалистов (их сейчас в Коми не готовят), нужны средства на обновление техники и мазут для земснарядов, который продается у нас по крайне высоким расценкам.
Тем не менее участвующие в обсуждении представители республиканских минпрома и минприроды, а также администраций водных путей заверили, что работают над привлечением дополнительных средств из федерального бюджета. Сложность в том, что для получения помощи необходимо обосновать федеральному центру перспективы развития водных путей и грузоперевозок в регионе.
Если с Печорой и ее притоками более-менее понятно, то на судоходности Вычегды, похоже, вообще придется ставить точку. Дело в том, что основной и единственный грузоперевозчик по этой реке – компания «Монди СЛПК» в нынешнем году полностью отказалась от сплава леса по воде, сделав ставку на перевозку леса автотранспортом. Таким образом, пропадает обоснование, почему федералы должны выделять деньги на расчистку дна этой реки.
Правда, как отмечает председатель бюджетного комитета Госсовета Дмитрий Шатохин, надо еще посмотреть, что обойдется дороже – дноуглубительные работы или ремонт автодорог.
– В том направлении, где производится вывозка леса – Усть-Куломский, Троицко-Печорский районы, – на содержание дорожной сети и ремонт дорог направлено уже около одного миллиарда рублей. Так что цифры затрат в данном случае вполне сопоставимые: на эти средства можно было бы содержать в порядке дно реки Вычегды. Как бы то ни было, реки – более дешевый транспортный путь, – полагает парламентарий.
Он также напомнил, что с конца марта введены более жесткие меры по регулированию грузоперевозок тяжеловозами, и может статься, гигант на Вычегде вскоре почувствует дефицит древесины, и тогда придется задуматься, не вернуться ли к старому доброму сплаву. Хотя это тоже дело непростое, поскольку вся эта инфраструктура фактически разрушена и требует немалых вливаний для ее восстановления.
Итогом обсуждения стало решение создать рабочую группу, которая бы занялась проблемами водных путей.
– Специалистам необходимо тщательно рассматривать каждый вопрос – это возрождение грузовых и сохранение пассажирских перевозок, подготовка кадров для проведения дноуглубительных работ, работа по привлечению федеральных субсидий и многое другое, – очертил предстоящие задачи Дмитрий Шатохин.
Галина Владис
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Оставьте первый комментарий для "Реки Коми обмелели"