Бюджет «усох», но зрители довольны

Аншлагом и зрительскими овациями был отмечен театральный капустник «Властелин кризиса, или Братство гранта», прошедший во вторник в академическом театре драмы имени Виктора Савина. За основу концепции капустника его режиссер Борис Лагода взял кинематографическую версию известного произведения Толкиена, ловко «вмонтировав» в нее номера разных театральных коллективов.

550

Пожалуй, впервые и во многом благодаря Союзу театральных деятелей Коми была проведена столь масштабная предварительная работа по событию, которое может стать одним из главных в театральной жизни республики за год – большому капустнику. Во-первых, это уникальная возможность собрать на одних подмостках несколько театральных коллективов, а помимо того, это посыл режиссерам и артистам проявить как можно больше фантазии, чтобы и самим было интересно, и зрители получили несколько часов позитива. За полчаса до начала по движению в фойе театра стало ясно, что свободных мест в зале не ожидается. Самое удивительное, что более двух третей зрителей пришли по билетам стоимостью 400-500 рублей. И, судя по финалу, ничуть не пожалели о затраченных средствах. Похоже, в этот вечер здесь собрался весь бомонд Сыктывкара.

В фойе модераторам удалось завести зрителей несколькими викторинами на вопросы разного толка. Ответившим правильно вручали талончики, которые потом разыгрывались в специальном барабане. Счастливчики в результате получили пригласительные билеты на лучшие спектакли сезона, в том числе и премьерные, а также сертификат на посещение бара и шампанское.

В прологе действа на сцену вышла председатель СТД республики Елена Пекарь, трогательно прочитавшая стихотворение о театре, после чего открылся занавес и зрители погрузились в мрачную историю Межкультурья (Средиземноморья) Бориса Лагоды.

Сам режиссер «играл» из-за кулис «Гнусный голос», который был очень похож на голос известнейшего Леонида Володарского, синхронно переводившего во времена СССР зарубежные фильмы. Голос, работающий на «Кинокомпанию Коми интертайнмент совместно с кинокомпанией Юрган Бразерс и Сысола Пикчерз», представлял актеров и озвучивал отдельные сцены «Исторического, мистико-патологического триллера с элементами утопии и реализма». Так был обозначен жанр действа.

«В незапамятные времена состоялась Великая битва Добра и Зла. Против Черного Мага из Белого дома, что жил на горе Капитолий в землях Мордора, вышли сражаться объединенные силы много– и малокультурных кланов, населяющих землю Межкультурья». Предыстория закончилась тем, что Маг этот позорно бежал, позабыв на поле предмет своего всевластия – золотой грант, который долго лежал в земле, пока его не нашло самое несуразное существо – недоучка-недоросль студент Горлум.

Открылся занавес, и постоянные зрители театра обратили внимание на знакомый реквизит из «Гамлета» – бочку с огнем, освещающую часть сцены. Перед бочкой предстали еще одни повествователи истории: Королева эльфов Галадриэль – Ольга Родович и лорд Элронда – Евгений Гаврилов. Поочередно они прочитали несколько строк, весьма позабавивших зрителей, для которых, что было видно по реакции, тема оказалась близкой: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть об урезанном бюджете. И нет печальней фильма о талантах, зависящих от вожделенных грантов».

После выступления хореографического коллектива «Аленький цветочек», станцевавшего танец трубадуров, видимо, призванных разнести историю по всему миру, собственно, и началась сама история эпохи «Межкультурных грантов», написанная весьма остроумным и сочным языком. Выход практически каждого героя сопровождался аплодисментами зала.

Убедительны, забавны, а порой смешны до колик были все персонажи: волшебник Гэндальф Серый (Михаил Липин), странник Арагорн (Дмитрий Максименко), хоббит Фродо Бэггинс (Владимир Рочев), эльф Леголас (Лев Власов). Экспрессивным и очень смешным в своей наивной правдивости выглядел хоббит Сэм (Константин Карманов), гном Гимли (Игорь Янков). Но когда на сцене появилось существо Горлум (Владимир Калегаев), зал лег от хохота. Мало того что артист по своей природной фактуре напоминал этого героя Толкиена, он еще и в движениях был очень похож.

События тем временем развивались следующим образом. Отняв у бедного Горлума его «прелесть» – грант на 100 миллионов долларов, хоббиты решили поделить его между кланами Межкультурья. Кланы и были представлены различными художественными коллективами Сыктывкара. Филармонию, например, клан «Разномастных фольклористов», представил один-единственный артист, правда, станцевавший за двоих. Благодаря сложному устройству куклы артист одновременно сыграл два образа: старушку и старика, по всей видимости, вспомнивших о своем горячем медовом месяце.

Клан «Фантастов», соответственно, представил театр «Фантастическая реальность», делегировавший на капустник режиссера Евгения Буткина, который, выйдя в костюме тигренка, побаловал зрителей несколькими философскими миниатюрами – почти афоризмами. Выступление соискателя гранта закончилось его фееричным самоубийством перед соответствующей комиссией.

Национальный музыкально-драматический театр, он же клан «Музыкальных хранителей драматических националей» ничего специального по случаю не приготовил, показав довольно продолжительный фрагмент спектакля на коми языке «Петербургыль инкогнито» по произведению Гоголя «Ревизор». Зрителям, не знающим коми языка и отказавшимся от наушников с синхронным переводом в гардеробе, пришлось включаться в действо, вспоминая произведение классика. Впрочем, благодаря эксцентричной игре артистов, а особенно Александра Ветошева в роли Хлестакова, все было понятно и без перевода.

Между показательными выступлениями кланов к публике выходил сам Бюджет. Сначала довольно крупный, с узнаваемой кепкой и «картавинкой», пивом и колбасой в руках (Денис Рассыхаев), затем значительно похудевший, секвестрировавшийся (Анатолий Колмаков), после – рыночный «Туда хади, да?» (Вадим Козлов). После выхода рыночного бюджета ведущие, встав на свободные рельсы финансовых взаимоотношений, провели с залом самый настоящий аукцион. Разыгрывались в том числе «золотые», самосшитые пуанты народной артистки Коми, ведущего мастера сцены, балерины Натальи Супрун, ожерелье-пояс, в котором пела в незабываемой транс-опере «Фаустина» заслуженная артистка России блистательная Ольга Сосновская, и фотография из первого еще спектакля «Свадьба с приданым» почти юных Глафиры Сидоровой и Степана Ермолина (народной артистки СССР и заслуженного артиста РСФСР). Зрители весьма активно включились в аукцион, раскупив все предложенное. Самым дорогим лотом стал портрет артистов, который за десять тысяч рублей приобрела вице-спикер Госсовета Коми Валентина Жиделева.

После клана «Танцующих прыгунов» в лице балетной труппы Государственного театра оперы и балета, станцевавших отрывок из балета «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса, и клана «Ревущих певунов» – оперной труппы в лице Виталия Гудовского и Михаила Сабирзянова, спевших на мотив детского мюзикла «Рок-н-рэпка» песню похитителей бюджета, на сцену в лице хрупкой Татьяны Михайловой с чупа-чупсом во рту вышел собственно и сам Бюджет. Окончательно обнуленный и секвестрированный, номиналом в одну тысячу долларов.

Вторая «серия» капустника, означенная как «кошмарный сон киномеханика из Магадана», была отдана кинематографу. В номере клана «Двуязыких академистов» встретились персонажи фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром», «Бриллиантовая рука», «Мимино» и «Иван Васильевич меняет профессию». Перемежая сюжет цитатами из шедевров русского кинематографа, герои фильмов: Женя Лукашин, Семен Семенович Горбунков, Ипполит и Иван Грозный забавно боролись за сердце Наденьки в исполнении Светланы Мальковой, которая временами обретала черты разлучницы Раисы Захаровны из фильма «Любовь и голуби». Кинематографический микс удался на славу, зрители посмеялись от души.

Подводя итоги, можно сказать, что большая предварительная работа СТД и театра драмы, а также живое острое слово, удачный сценарий и замечательная игра всех актеров, выходивших в этот вечер на сцену, действительно обернулись настоящим театральным праздником, который хотелось унести с собой.

Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

322 188 епанешников, Бобрецова, Ветошкин 063 054

Добавить комментарий