Александр Кердан: «Слово – оружие вечности»

Практически ежегодно Коми региональное отделение Союза писателей России старается пригласить на марафон известного российского автора. В этом году гостем эстафеты стал Александр Кердан – сопредседатель Союза писателей России, председатель ассоциации писателей Урала, Поволжья и Западной Сибири, автор 54 книг поэзии и прозы, полковник в запасе, доктор культурологических наук, главный редактор литературно-художественного альманаха «Чаша круговая», лауреат большой литературной премии России, а также множества международных и российских премий.

IMG_2548

– Вы ведь приехали не только познакомить нас со своими новыми стихами? Известно, что совместно с председателем Коми регионального отделения СП Еленой Козловой вы успели обсудить ряд вопросов с министром культуры республики Анастасией Прокудиной.

– Да, мы говорили о возможности проведения в Сыктывкаре большой литературной конференции нашей ассоциации писателей. Традиционно мы выбираем один из городов, чьи авторы входят в наш союз. Возможно, это событие произойдет в юбилейный год Ивана Куратова, к 180-летию со дня рождения поэта или раньше. Конференция вбирает целый комплекс различных акций: круглые столы, встречи с писателями, вручение премии Мамина-Сибиряка. Надеемся, наше совместное с Еленой Козловой желание будет поддержано на правительственном уровне.

– В начале девяностых в Союзе писателей России произошел чудовищный раздрай, расколовший писательскую организацию страны на СП России и Российский Союз писателей. С тех пор ситуация нивелировалась?

– К сожалению, нивелирования не случилось, и это одна из проблем российской литературы. Было разорвано единое целое. Со временем многие поняли, что зря поддались провокации. После общего раскола потребовалось много лет, чтобы найти новую, объединяющую форму в лице ассоциации писателей Урала, Поволжья и Сибири, для российской литературы это некий спасательный круг. А общих дел у нас много: сохранение памяти умерших, совместное издание книг. Раньше за хорошей книгой следили всем миром, а сегодня благодаря этому длящемуся конфликту читатели не успевают отслеживать хорошую литературу. Надо отметить, что в то время, когда московский раскол ножом прошелся по региональным писательским организациям, вашему отделению в Коми хватило ума и мудрости не поддаться этой панике. А вот крепкая, казалось бы, свердловская организация как орех раскололась. Да, разорвать легко, а сшивать все-таки сложно.

– Вы написали трилогию о русской Аляске, причем начинали еще во времена СССР. А что вас побудило обратиться к такой теме?

– Однажды я узнал, что в СССР приехали два иностранных профессора изучать фонд путешественника и писателя Кирилла Хлебникова. Я не знал, кто это, но, заинтересовавшись, начал изучать фонд путешественника и обнаружил просто клад уникальной информации. Переписка с Пушкиным, Крузенштерном, Врангелем, графом Румянцевым, дневники, карты и т.д. Все это оказалось практически никому не известным и, что самое обидное, невостребованным. Именно тогда и началась моя работа над романом о русских в Америке «Земля российского владения», которая продолжилась почти четверть века.

– Трилогию завершает роман «Звездная метка», где вы пишите о периоде, когда Россия впервые в тысячелетней истории добровольно уступила свои земли другому государству.

– Да, сейчас существует много мнений на этот счет. Но важно, что ни одно из них не опровергает коррупционный характер сделки. И еще. Я стал писать о Хлебникове потому, что он никому у себя в Отечестве оказался не нужен. Между тем исторический роман – это всего лишь один из способов поразмышлять о современности.

– Вы патриот своего Отечества и патриот русской словесности. Что-то невообразимое происходит сегодня с русским языком и преподаванием русской литературы. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Русский язык нужно спасать, возвращая звание учителя, возвращая настоящее преподавание языка и литературы. Нужно отказаться от включения душеспасающих предметов в это дурацкое ЕГЭ, нельзя в тестовой форме говорить о вечном. Необходимо вернуться к государственной поддержке литературы.

– То есть не к разовым вливаниям, когда вдруг объявляется Год литературы, как будто все остальное время она остается на задворках, в роли падчерицы, просящей милостыню?

– Именно по этому поводу у меня есть стихотворение из нового сборника:

Пока ловила синекура
Подачки с барского стола,
Российская литература
И без подачек прожила,
В ряду салютов бесконечных
Верша негромкие дела,
Она работала на вечность,
Частичкой вечности была.
И, несмотря на все потери,
На окружающий бедлам,
Она в страну бессмертья двери
Всегда открыть готова нам.

Писатели все время должны думать о том, что работают на вечность. Приведу пример. Сталин в годы Второй мировой приказал издать в «Детгизе» тиражом в сорок три миллиона книгу Ликстанова «Малышок». В этой книге описывается, как мальчик подставляет ящик, чтобы дотянуться до ручки станка на заводе, изготовляющем снаряды. Государство понимало, что не танки и снаряды, а главнейшее из всех оружий – слово. Сегодня как никогда необходима государственная поддержка книгоиздания и творческих союзов, которые ни в коем случае нельзя приравнивать к кружкам собирателей бабочек и любителей кошек. Наша ассоциация активно поднимает эти вопросы, и, надеюсь, рано или поздно это все-таки случится.

Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Александр Кердан: «Слово – оружие вечности»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.