Неожиданным оказался финал открытия юбилейной выставки заслуженного художника России Александры Куликовой. Художница в сердцах заявила о том, что, скорее всего, это будет ее последняя выставка.
Персональная выставка, открывшаяся в минувшую пятницу, приурочена к 70-летию автора работ. В экспозицию вошли и знакомые произведения художницы, и те, которые выставлены впервые. Художницу поздравили директор Национальной галереи Ольга Талянина, отметившая, что «в размышлениях на холстах мастер воспевает красоту северного края, где она черпает свое вдохновение», а также куратор выставки Елена Шуктомова и начальник отдела библиотечного, музейного и архивного дела министерства культуры, туризма и архивного дела Коми Татьяна Крюкова. О первых шагах художницы вспомнил ее коллега по холсту и кисти Вадим Кононов.
Ученый секретарь галереи Элеонора Поповцева отметила, что Александра Куликова является представителем золотого века Союза художников республики: «Ее работы написаны с изумительной эмоциональностью, она обладает уникальным почерком, хваткой».
Новые работы художницы «Деревня» и «Детство» особо обращают на себя внимание. В них читается печаль, горесть: деревенская семья собирается за большим семейным столом.
Темные, драматичные тона картины: женские лица, как будто слегка выхваченные единственным светлым пятнышком на полотне – стаканом с молоком, свидетельствуют о невеселых мыслях и воспоминаниях о послевоенном времени автора картины.
По словам искусствоведа Элеоноры Поповцевой, слова Куликовой о том, что это ее последняя выставка, скорее всего, вызваны невниманием власти к большим художникам.
Нынешние чиновники – ни от политики, ни от культуры не посещают музейные залы, не знают художников в лицо, не проявляют ни малейшего интереса к их творчеству.
Мастерские больших художников завалены холстами, которые, как ни горько это признавать, никому сегодня не нужны. Комиссия минкульта, отбирающая работы для пополнения фондов галереи в счет уплаты мастерских художников, по мнению Поповцевой, закупает художников, которые «до музеев не доросли».
Сама Александра Куликова также призналась, что не понимает, почему так сложилось, что именитые художники практически оказались за бортом.
– Когда я приехала из училища, мне сразу дали мастерскую и отправили на творческие дачи, где я создала большое полотно «Северная ночь», которое у меня закупили за огромную сумму. Это признание послужило мощным толчком, придало вдохновения. Сегодня мы никому не нужны – ни правительству, ни республике. Мы выброшены за борт: выплывем – не выплывем. Никого не интересует, живы ли мы, чем живем, есть ли у нас средства на холсты и краски. О закупках речи уже не ведется: за 20 лет от государства не получено ни копейки. Единственная моя радость – то, что я еще могу работать, жизнь все-таки закаливает, – поделилась с «Республикой» Александра Куликова.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Я солидарен с Куликовой, сказала то что остальные сказать не могут, так и есть, во всех многих кабинетах картины московских художников, иногда предлагаю на улице молодым людям назвать 5 художников и тогда бесплатно нарисую шарж и никто за 10 лет не назвал . Нужна пропаганда имен художников, музыкантов, писателей , поэтов и актеров, больше встречаться с живыми а не делать посмертные выставки.
Все верно то же самое и с мастерами ДПИ