Такая странная страна

Историк Борис Колегов на страницах газет изучил довоенную жизнь Сыктывкара

Узнать, как жили сыктывкарцы с 1918 по 1941 год, можно в недавно увидевшей свет книге «Странная страна. Усть-Сысольск – Сыктывкар и его обитатели на страницах республиканских газет». Автор исследования – старший лаборант лаборатории археографии и публикации источников Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Борис Колегов – издал книгу за свой счет. Поэтому тираж столь интересного и уникального издания чрезвычайно маленький – всего тридцать экземпляров.

P2110945

– В книге я собрал свои исследования за двадцать лет, – рассказал историк «Республике». – Годами я в Национальном архиве и в Национальной библиотеке Коми пролистывал старые подшивки местных газет и выписывал все факты, посвященные повседневной жизни сыктывкарцев в период между Первой мировой и Великой Отечественной войнами. Правда, часть газет разрешено смотреть уже только в фотокопиях. В результате получился внушительный том в 540 страниц. На его издание потратил из своего кошелька сорок тысяч, поэтому стоимость книги высокая.

Борис Колегов просматривал подшивки газет «Зырянская жизнь», «Удж», «В Зырянском краю», «Югыд туй» и «За новый Север». Книга начинается с послереволюционных публикаций 1918 года и завершается предвоенными 1941 года. Пропущены лишь 1929 и 1930 годы (в этот небольшой период местная газета выходила только на коми языке). На страницах газет можно узнать, как проходили в Усть-Сысольске (а затем Сыктывкаре) праздники, когда в городских школах появились горячие завтраки, как строители выкопали в земле кости допотопных животных, сколько стоило посещение городского катка в январе 1927 года и много других любопытных фактов. Жалко только, что фотоиллюстрации из старых газет оставляют желать лучшего и их не удалось качественно переснять. Поэтому автор дополнил свое исследование архивными фотоснимками, взятыми на сайте «Деревянный Сыктывкар».

Газетные публикации сопровождаются авторскими комментариями, позволяющими лучше понять суть происходивших событий и явлений, получить о них дополнительную информацию. Книга содержит также ряд приложений, среди которых авторские карты-схемы Усть-Сысольска 1918 года и Сыктывкара 1941 года, список названий улиц в 1918-1941 годах, краткие биографические справки, перечень городских объектов, а также система мер, имевшая хождение в СССР до 1924 года, с переводом ее в современную метрическую систему. Все тексты воспроизведены с учетом орфографии того времени.

«Когда я был ребенком и трава была ближе, а небо выше, я жил совсем в другом городе, – обращается автор, коренной сыктывкарец, к читателям. – Я видел здание железнодорожного вокзала из окна своей квартиры на Октябрьском проспекте; ловил жуков-плавунцов и лягушек в лужах на месте Сыктывкарского госуниверситета; играл в индейцев, рыцарей и разбойников в диком Мичуринском парке (с большим болотом в центре); открывал в мае месяце «плавательный сезон» на городском пляже у лодочной станции под Кировским парком.  Я ездил в детсад через улицу Карла Маркса и Юбилейную площадь на ПАЗике с дерматиновыми сиденьями. Не было еще ни ЦУМа, ни здания Госсовета, ни памятника Ленину. На месте бассейна располагался колхозный рынок, где продавали не только зелень и овощи, но и живых кроликов и цыплят. В субботу-воскресенье мы с мамой на теплоходах (которых тогда было много) ездили в Озел или Лемъю, чтобы просто нарвать сирени. А в детском садике летом нам устраивали экскурсии на двухпалубных пароходах. Строитель, Дальний, Тентюково, Мясокомбинат, Лесозавод, Кочпон, Чит и Красный Затон были далекими районами. По реке ходили буксиры с плотами, моторные лодки и плыли бревна. В центре города стояли одно- и двухэтажные деревянные дома с выгребными ямами во дворах. Летом на улицах продавали на разлив газированную воду с сиропом или без и уцененные книги. И мне есть что рассказать моей внучке. А что я знал о нашем городе первой половины ХХ века? Ничего. Поэтому и появилась у меня идея сесть и почитать газеты того времени. В них публиковались материалы, освещающие обыденную (повседневную) жизнь без прикрас и комментариев. И если это все просто так почитать, то изумлению человеческому не будет предела. Результатом моего чтения и стала эта книга о «Странной стране».

По словам Бориса Колегова, им собрано гораздо больше материалов, чем вошло в эту книгу, и работа над источниками продолжается. Второе, расширенное и дополненное издание будет насчитывать уже существенно большее количество экземпляров, тем более если найдутся заинтересованные люди, готовые оказать помощь в переиздании. К тому же историк сейчас готовит второй том своей книги – он будет охватывать жизнь Сыктывкара с 1941 по 1953 год.

Артур АРТЕЕВ
Фото автора
и с сайта /illhkomisc.ru/derevyanniy-syktyvkar-fotovzglyad

«Постановлением Исполнительного комитета Устьсысольского Уездного совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 17 июня 1918 года возложено на меня командование всеми вооруженными силами в городе. Немедленно вступить в отправления на меня обязанностями по охране Советской власти Республики на месте, объявляю, что воспрещается: 1. Всякия сборища и собрания, а также митинги без моего распоряжения. 2. Всякия анархические выступления скопищем. 3. Производить обыски, аресты и вторжения в квартиры без моего разрешения или Исполкома. 4. Виновные в нарушении обязательного постановления будут в месте подавляться вооруженной силе вплоть до расстрела.
Военный комиссар Ларионов».

«Зырянская жизнь» от 15 (2) июня 1918 года.

«За контрреволюцию. Согласно телеграммы Предсевдвингубревтрибунала за № 592, 28 февраля в 8 час. 25 мин. вечера в Устьсысольске приведен в исполнение расстрел над осужденным за контрреволюцию Жилкиным Иваном Григорьевичем».

«Удж» от 9 марта 1921 года.

«Открытие нео-филологи-ческого факультета Института народного образования. С 1 апреля открывается нео-филологическое отделение при Институте народного образования в составе двух курсов общепедагогического и первого специального курса. На специальный курс принимаются слушатели со 2-х курсов факультетов Института, на общепедагогический слушатели 1-х курсов факультетов Института, а также слушатели первого отдела и Рабфак Института по рекомендации лекторов и посторонних лиц, имеющих подготовку, соответствующую трем курсам школ II ступени. Программа нео-филологического отделения при канцелярии Института».

«Югыд туй»
от 11 марта 1922 года.

«Меню – до и после Пасхи. Автор: Кузь-Пель. Удивительно находчива наша Советская Столовая! В «страстную» пятницу она давала пролетариям холодную капусту и чечевичную похлебку. В «страстную» Субботу – капустную воду (теплую) и жидкую чечевичную похлебку. В воскресенье, на Пасху, оставила всех без обеда (закрыта была столовая). В понедельник – мясное с постным. Пост – нельзя оскоромиться. В «великие дни нельзя наедаться мясным!». Удивительные порядки в нашей столовой! Традиционные».

«Зырянская жизнь» от 17 апреля 1920 года.

Карта Усть-Сысольска, 1918 год.

Карта Усть-Сысольска, 1918 год.

Улица Советская, середина ХХ века.

Улица Советская, середина ХХ века.

Оставьте первый комментарий для "Такая странная страна"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.