прошли в 1936 году пятеро печорских речников
Ровно восемьдесят лет назад, в начале 1936 года, пятеро любителей-спортсменов из Коми АССР совершили многодневный лыжный переход от поселка Щельяюр до Москвы. Они доставили в столицу СССР рапорт о ходе зимнего судоремонта на Печоре и стахановском движении среди речников. В памяти земляков эти ребята стали образцом мужества и выносливости. Почти за два месяца они преодолели расстояние более чем две с половиной тысячи километров. К юбилею лыжного перехода в Ижемском районном музее открылась выставка «От берегов Печоры до Москвы». Одним из ее экспонатов стал потрепанный походный дневник командира перехода Михаила Семяшкина. Его пожелтевшие страницы повествуют о подробностях марафона.
Лыжный переход от Щельяюра до Москвы был задуман в декабре 1935 года. Политуправление Печорского речного бассейна (он включал Усть-Усинский, Ижемский и Усть-Цилемский районы) решило таким образом привлечь работников Щельяюрской ремонтно-эксплуатационной базы к участию во всесоюзном походе речников, посвященном десятому съезду ВЛКСМ.
С разных концов огромной страны в Москву вышли несколько групп лыжников. На Печоре желающих участвовать в пробеге оказалось так много, что пришлось даже проводить отборочные соревнования. В них участвовали щельяюрские и усть-усинские речники, в том числе и девушки. 25 декабря прошел заключительный марш-бросок по маршруту: Диюр – Усть-Цильма – Хабариха. Из пятнадцати лыжников до финиша дошли пятеро: Михаил Семяшкин, Яков Рочев, Николай Малютин, Геннадий Смольников и сын первооткрывателя каменного угля в Воркуте Геронтий Попов. Им и выпала честь идти в Москву на лыжах. Возглавил небольшой отряд заместитель начальника по политической части, командир взвода военизированной охраны Щельяюрского затона Михаил Семяшкин.
1 января 1936 года в поселке Щельяюр земляки торжественно проводили лыжников в дальний путь. Но началось потепление, и повалил мокрый снег. Самодельные лыжи не скользили, суконные гимнастерки и ватные фуфайки быстро намокли и пропитались потом. Тем не менее в первый же день спортсмены преодолели 73 километра и заночевали в Усть-Цильме.
Отсюда путь пошел по старинному тракту Усть-Цильма – Архангельск. На третий день перехода подул сильный встречный ветер. На реке Цильме лед остался без снега. Поэтому пришлось снимать лыжи и преодолевать десять километров пешком.
Михаил Семяшкин в своем дневнике пишет, что 5 и 6 января шли с большим трудом. Сильный встречный ветер бил в лицо мокрым снегом, снег прилипал к лыжам, валенки скатались и сильно жали ноги. К тому же у командира натерло палец на ноге, и он сильно болел. Несмотря на все это, 7 января пробежали 76 километров, а на следующий день прошли еще 45 километров до Усть-Вашки. Здесь лыжников впервые торжественно встретили представители местной власти, обустроили на квартире, натопили для гостей баню. Вечером печорцы участвовали в собрании местных стахановцев, обменивались опытом работы. «Рабочие приветствовали нас, судоремонт обязались выполнить досрочно и с хорошим качеством», – отметил автор дневника.
С 9 до 14 января лыжники ежедневно проходили по 58-80 километров. В деревне Косково, находящейся в полсотне километров до Архангельска, лыжников встретила целая делегация: парторг, корреспондент газеты «Водный транспорт», руководитель крайпрофсовета физкультуры и представитель Печорского пароходства. Они обеспечили спортсменам хорошее питание и прекрасный ночлег. Тяжелые фуфайки поменяли на лыжные костюмы. До Архангельска гостей провожала местная сборная лыжная команда. Еще одна остановка по пути в Архангельск была на Лесозаводе №3, где их встретили с духовым оркестром и состоялся многолюдный митинг. Спортсменам вручили красные атласные нагрудные ленты с надписью «Печера – Москва». С этими лентами они запечатлены на музейных фотографиях.
14 января лыжников торжественно встретили в Архангельске. На площади, переполненной людьми, играли духовые оркестры речников и моряков. «Встреча радушная и теплая, такой встречи мы даже не могли ожидать. После митинга нас поселили в городской гостинице в отдельной комнате на пять человек», – отметил командир.
В Архангельске ребята посетили редакцию газеты «Северная правда», ознакомились с заводами, верфями, культурными центрами, встречались с новаторами и стахановцами, в киноклубе посмотрели фильм «Веселые ребята» и даже съездили на родину Ломоносова.
17 января, получив две тысячи рублей, новые лыжи и ботинки, команда вышла из Архангельска. Путь лежал на Вологду. Вначале дорога из-за погоды была тяжелой. Так, 25 января прошли всего 16 километров. «Бежать невозможно: слякоть, дождь, промокли до костей, как под осенним дождем», – сетовал автор дневника. Пришлось остановиться. Зато следующие двое суток, когда погода стала лучше, пробежали по 85 и 72 километра. 26 января лыжники были в Шенкурском районе, затем в городе Вельске. 27 января, пройдя 72 километра, поздно вечером зашли в деревню Великую. Три встретившиеся местные пионерки помогли найти квартиру для постоя, вызвать продавщицу магазина, купить молока. Лыжники поблагодарили пионерок и написали заметку в районную газету об их помощи.
Харовский район запомнился сорокаградусным морозом. В конце января оттепель резко сменилась ветром и морозами. В лыжных ботинках замерзали ноги. Так, Гена Смольников, чтобы не отморозить ноги, снял лыжи и бежал, держа их в руках. Грелись в каждом населенном пункте. В начале февраля лыжники достигли Вологды. Здесь их приветливо встретили работники Затона, в клубе в парткабинете каждому выделили койку. Отвели в баню и затем выдали новое белье. В Вологде спортсмены получили две пары новых лыж, пять пар палок и одну пару ботинок. Два дня гостям демонстрировали судоремонтные доки и заводы.
4 февраля после прощального торжественного многолюдного митинга наши земляки в сопровождении лыжников Вологды вышли в путь. На улице опять потеплело, снег прилипал к лыжам, и идти было трудно. Полил дождь, и спортсмены вымокли насквозь. С 6 по 8 февраля погода улучшилась, и лыжники смогли за два дня пройти 140 километров.
Миновав Череповец, вышли на прямой путь к Рыбинску. В дневнике отмечено, что 14 февраля дул сильный ветер и лыжники промокли насквозь. Продолжая путь в заледенелой одежде, они едва дотянули до деревушки Васильевка. Устроились на ночлег в двух холодных домах, но к утру одежда так и осталась сырой. Утром, надев непросохшую одежду, лыжники преодолели еще 56 километров до города Калязина. Северян встретили и отвели в дом колхозника, где было тепло и уютно, но зато не было ни обеда, ни ужина. У Николая Малютина поднялась температура до 38,5 градуса. Местный врач осмотрела больного, назначила лечение и дала необходимые таблетки. На другой день температура у Малютина снизилась до 37,5, но весь день никуда не ходили, ухаживали за больным, читали газеты. Потом заболел Геронтий Попов. Но, к счастью, молодые люди быстро поправились.
До Рыбинска шли под сильным ветром, поднялась пурга. При въезде в город путешественников встретили работник газеты «Водный транспорт» и городские лыжники. В клубе водников устроили многолюдный митинг, играл духовой оркестр. Вечером смотрели фильм «Человек-невидимка». С 10 по 13 февраля отдыхали. Ходили по затону «Рыбинская гавань», каждый день смотрели кинофильмы, один раз были в театре – смотрели пьесу «Вольные цыганки». В последний день пребывания в Рыбинске провели на судоремонтном заводе имени Володарского. 14 февраля в полдень вышли из Рыбинска.
Хотя лыжники и получили указание сверху войти в Москву 1 марта, но они решили приурочить финиш к Дню Красной Армии. 23 февраля печорских речников на Савеловском вокзале Москвы встретили представители разных управлений, Центрального комитета Союза речников, уполномоченный Коми области и столичные лыжники. В Москве северянам показали достопримечательности столицы, в том числе и мавзолей Ленина. Экскурсоводы рассказали о строительстве метро, катали на электричках, водили в магазины, в театры и кино, показывали парки, планетарий, цирк и зоопарк.
Всесоюзный лыжный переход речников официально завершился 1 марта общим кроссом в Подмосковье. Щельяюрцы финишировали первыми. Нарком водного транспорта наградил всех участников перехода именными часами, а командира похода еще и патефоном с именной табличкой и значком «Ударник водного транспорта». Почти через три месяца после старта вернулись герои домой на Печору. Обратно ехали через Киров, Мураши, Сыктывкар, Усть-Вымь, Ухту и Ижму. 20 марта прибыли в Щельяюр.
Во время Великой Отечественной войны все участники лыжного перехода были призваны на фронт, четверо из них не вернулись. В 1942 году погибли воевавшие в олене-лыжном батальоне Михаил Семяшкин и Геронтий Попов. Через год пропал без вести Яков Рочев. Судьба Николая Малютина неизвестна. Вернулся с войны лишь Геннадий Смольников. В 1972 году он решил вспомнить былое и в честь пятидесятилетия Коми АССР вместе со своими сыновьями совершил лыжный переход Троицко-Печорск – Сыктывкар.
Артур АРТЕЕВ
Дальние лыжные пробеги в России проводились еще до революции. В советское время они стали массовыми. Назовем только несколько из них:
1911-1912 годы – прошел первый в стране лыжный пробег Москва – Петербург. За 12 дней четверо московских лыжников прошли 680 верст.
1926-1927 годы – первый лыжный пробег по территории четырех стран: Москва — Ленинград — Гельсингфорс (Финляндия) — Стокгольм (Швеция) — Осло (Норвегия) — 2150 километров. В нем участвовало четверо лыжников из Москвы. Маршрут прошли за 35 дней.
1929 год – лыжный переход Омск – Москва – 2800 км. Его за 60 дней прошел Георгий Куропаткин в полном военном снаряжении (в шинели и валенках, с револьвером, патронами и вещевым мешком).
1934-1935 годы – лыжно-пеший переход Байкал – Белое море – около 9000 километров. Прошли 5 военнослужащих. Время в пути – 151 день.
1935 год – лыжный переход Тюмень – Москва – 2130 километров. Прошли 5 жен начсостава Красной Армии. Время похода – 51 день.
1936 год – лыжный переход Москва – Тюмень – Тобольск – 2400 км. Прошли 10 физкультурниц Московского электрокомбината. Старт 1 января, финиш 16 февраля.
Всего за 1934-1936 годы в СССР было совершено более 50 переходов с общим километражем свыше 63 000.
Ими остается только гордиться и помнить!!!
молодцы
Отважится ли кто в наше время на такое!
Яков Николаевич Рочев — мой дед . Родился в 1913 году в деревня Малва, что была на реке Адзьва, призван Бользеземельским РВК в июле 1941 года воевал на Ленингардском фронте с января 1942 года 71 гв. полк 14 гв дивизия, погиб у озера Синявинское 29.08.1942 года. Похоронен братская могила д. Синявино 1.
Я готов к походу из Москвы до щельяюра
Вернее из Дмитрова московской области до щельяюра.Чупров Николай Николаевич , родился по собственному желанию в 1967 году в п. щельяюр ижемского района Коми АССР,мс по лыжным гонкам.нужен спонсор и пару человек попутчиков.
Гордимся такими людьми ! Особенно своим дедом!
Горжусь Щельяюрцами!
А почему Печора через «Е»?
потому что Печора на коми языке Печера.
Печера -не на коми языке,а от слова «пещера».
Геннадий Смольников приезжал в Ижму в конце 80 или в начале 90-х. Бывал у нас в гостях. О путешествии из Щельяюра в Москву он написал книгу. После возвращения, мы недолго переписывались.У нас сохранились его письма.
Как называется книга Смольникова и где можно найти? Как сложилась биография после похода? Семяшкин Михаил Алексеевич — мой дед.