Сергей Поган: «Статистику по ВИЧ за год можно считать пиковой»

20 января в России был официально зарегистрирован миллионный ВИЧ-инфицированный. По прогнозам Федерального центра по борьбе со СПИДом, к имеющимся данным за 2015 год будет добавлено еще 93 тысячи случаев. Осенью минувшего года глава Минздрава РФ Вероника Скворцова предупреждала об угрозе эпидемии ВИЧ в стране. По ее прогнозам, к 2020 году количество ВИЧ-инфицированных может вырасти на 250 процентов, если со стороны государства не будет оказана соответствующая финансовая помощь. Как обстоят дела с ВИЧ в Коми и нужно ли по предложению некоторых государственных чиновников вводить тест на ВИЧ в диспансеризацию, в интервью «Республике» рассказал главный врач центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями Коми Сергей Поган.

SAM_8428


– В России статистика по ВИЧ-инфицированным резко возросла именно за последние годы. А как с таким «графиком» обстоит в Коми? Сколько всего людей с ВИЧ сегодня стоит на учете?

– Напомню, что первый случай в республике был зарегистрирован в 1990 году. За 25 лет официально в Коми зарегистрировано 3040 случаев ВИЧ-инфекции. Из них 2568 – это жители республики и 472 – граждане, не зарегистрированные в регионе. Из 3040 ВИЧ-инфицированных 2008 – мужчины, 1032 – женщины. В 19 случаях – дети, рожденные ВИЧ-инфицированными мамами.

За 2014-2015 годы произошел, можно сказать, настоящий взрыв. Пиковая регистрация – 501 случай. То есть из 3040 за все 25 лет 501 ВИЧ-инфицированных пришли к нам за год. Из них 440 – жители республики, 61 – приезжие или на момент диагностики не имеющие местной прописки.

На 31 декабря 2015 года в лечебных учреждениях республики на учете состоит 1968 ВИЧ-инфицированных граждан, из них 353 находятся в учреждениях УФСИН.

– Сколько было случаев летального исхода от ВИЧ-инфекции?

– За весь период умерло 439 ВИЧ-инфицированных, в том числе 95 погибли именно от ВИЧ. В остальных случаях были различные причины смерти, в том числе и суициды, и несчастные случаи.

– Каким образом к вам попадает информация о ВИЧ-инфицированных? Многие ли сдают анализ на ВИЧ добровольно?

– ВИЧ-статус конкретного человека можно узнать, пройдя тест с сопровождающим врачебным наблюдением. Тот, кто ответственно относится к своему здоровью, может обратиться в любое учреждение республики: ЦРБ, городские поликлиники. В республике существует институт доверенных врачей по вопросам ВИЧ-инфекции.

– Вы хотите сказать, что в каждом лечебном учреждении есть такой специалист?

– Да, это врач-инфекционист или доверенный врач, который может грамотно проконсультировать и назначить исследование.

– Владеете ли вы информацией, каким образом, помимо детей, были заражены взрослые?

– 1646 человек, а это 54 процента, – потребители инъекционных наркотиков (ПИН). Из них – 1367 человек – жители республики. Я умышленно избегаю понятия «наркоман», так как в числе заразившихся потребителей инъекционных наркотиков могли оказаться граждане, прибегнувшие к этому раз или два.

Вторая часть – представители рискованного полового поведение. В 2015 году половым путем заразились 43 процента из впервые выявленных ВИЧ-инфицированных.

– Какой средний возраст заразившихся ВИЧ?

– По-прежнему превалируют молодые; по данным за прошлый год, более 82 случаев были отмечены в возрастной группе 21-41 года. Тенденция последних лет – регистрация ВИЧ-инфицированных в более старших возрастных группах: 26-36 лет, 31-35, 41-45 и до 60 лет.

Динамика говорит о том, что стремление к удовольствию распространяется и на зрелых людей. Не зря в России и в Коми мы пытаемся внедрить здоровьесберегающие технологии. В частности, программу «Здоровье на рабочем месте». То есть независимо от форм собственности предприятия проводить обучающую работу с персоналом. Это будут не просто лекции, а тестирование на знание правил снижения риска, профилактики риска. Такой опыт уже есть. В 2013 году мы проводили эту работу в объединении «Воркутауголь». Дело это кропотливое.

Но обучающие программы – одно из самых важных направлений в профилактике ВИЧ.

– Какие муниципальные образования Коми лидируют по ВИЧ-инфицированным?

– Печально, но ВИЧ-инфекция зарегистрирована абсолютно во всех муниципальных образованиях. ВИЧ не знает границ и различий между городом и селом. Тем не менее выделяется пятерка лидеров по кумулятивному числу ВИЧ-инфицированных за весь период наблюдения. Это Сыктывкар – 896 человек, Воркута – 677, Ухта – 393, Усинск – 138 и Сыктывдинский район – 106 человек.

– Как вы относитесь к предложению ведущего специалиста по вопросам ВИЧ, академика, руководителя федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского о внедрении замещающих наркотиков (метадона) для наркоманов? Это наркотики, которые употребляются естественным путем – через рот. По этому пути идут многие страны мира и даже такие консервативные, как Белоруссия и Китай. Некоторые специалисты считают, что таким образом мы сможем контролировать наркоманов.

– Как взрослому человеку мне претит легализация наркотиков. Отмечу, что те страны и регионы из бывших советских, которые внедряют эти программы, результатов не добиваются: ВИЧ распространяется и продолжает распространяться. Подобные, направленные на борьбу с наркотиками действия проводились и в России – во многих областях, краях и республиках.

Это так называемые низкопороговые программы или программы по снижению вреда: раздача презервативов, чистых шприцев, уничтожение использованных шприцев. Но эти программы, хотя они и были достаточно кратковременными, ничего, кроме пособничества этому вреду, не принесли. К тому же, что касается замещающего наркотика, есть риск наплодить новых наркоманов.

– Человек заразился, но анализы еще ничего не показывают, ВИЧ в латентном периоде. Является ли в этот период человек опасным для донорства? Сколько длится латентный период?

– Информативность теста исследования по определению ВИЧ-статуса определяется не сразу, такова природа инфекции. Тест на ВИЧ становится информативным в период от трех до шести месяцев со дня заражения. У отдельных людей этот тест может стать информативным спустя 12 месяцев от злополучного дня.

– Эти 3, 6, 12 месяцев человек представляет опасность?

– Если допущен риск заражения, то до полного выяснения обстоятельств он может представлять определенный риск как источник распространения вируса. Что касается опасности заражения донорских материалов. Наука и медицинская практика движутся вперед, исследования тестов имеют очень высокую чувствительность и позволяют довольно рано выявить риск ВИЧ-инфекции. К тому же в самой системе донорства существуют жесткие инструкции, направленные на профилактику от возможного заражения, там много совершенно справедливых перестраховочных требований. Любое даже малейшее сомнение обязывает службу крови отказаться от донора. Так было всегда. К тому же с определенных пор в системе донорства внедрена система фильтров: донор подвергается медосмотру и у него может быть только один статус – здоров. В службе крови внедряются различные дорогостоящие мероприятия, например, шестимесячная карантинизация донорской плазмы. И когда подходит срок, донор, сдавший плазму, повторно наблюдается на ВИЧ.

За всю Россию не отвечу, но за 25 лет с момента первого зарегистрированного ВИЧ-инфицированного в республике не было случая проникновения инфекции через донорскую кровь. Равно как не было случая заражения в лечебных учреждениях.

– Какие заболевания развиваются у ВИЧ-инфицированного попутно?

– Многие ВИЧ-инфицированные заболевают туберкулезом. У них ущербная иммунная система. Сегодня у врачей на этом клиническом признаке построена и тактика ведения этих пациентов, каждый инфицированный направляется к фтизиатру на предмет заболевания туберкулезом. Недостаток иммунитета приводит к нездоровью.

В обобщающем плане можно сказать, что ВИЧ-инфекция подтвердила научный факт: вне сохранения иммунитета жизнь невозможна. При отсутствии иммунитета возникают самые разные болезни, сам вирус воздействует на многие системы организма, что может привести к появлению различных инфекционных, грибковых, паразитарных, онкологических поражений. Самые разные заболевания, которые «используют» недостаток иммунитета, «нападают» на несчастного.

– Прививки от ВИЧ, как известно, не существует. А хватает ли в республике антиретровирусных препаратов, с помощью которых ВИЧ-инфицированные могут вести нормальный образ жизни, доживая до старости?

– С 2006 года и в России, и в Коми ВИЧ-инфицированным стала назначаться антиретровирусная терапия. Это специфическое лечение, направленное на подавление размножения вируса в организме, что дает возможность определенно восстановить иммунитет.

Но это лечение связано с двумя важными факторами: постоянством, так как требует пожизненного применения препаратов, и дисциплинированностью, строгим выполнением всех врачебных назначений. Приверженность к лечению должна быть высочайшей, перерывы не допускаются. Сегодня в республике 503 человека получают бесплатную антиретровирусную терапию.

– Можно ли говорить о каких-то результатах в плане применения этой терапии?

– Самый главный результат – это то, что современная антиретровирусная терапия позволила исключить ВИЧ-инфекцию из списка фатально смертельных заболеваний, а ведь каких-нибудь 10-15 лет назад говорилось о неизбежной летальности зараженных вирусом ВИЧ. В среднем при определенной поддержке человек жил 7-11 лет. Сегодня благодаря препаратам ВИЧ-инфицированный при приверженности к лечению проживает неопределенно долгую жизнь.

– Сколько ВИЧ-инфицированных младенцев рождается от зараженных вирусом матерей?

– За все годы наблюдения в республике 315 детей рождено ВИЧ-инфицированными мамами. Сегодня из них имеют незавершенное наблюдение 50 деток, 19 инфицированы, то есть 246 детей были спасены.

– Что делает медицина в плане профилактики передачи ВИЧ-инфекции от мамы к дитю?

– ВИЧ передается от матери к ребенку во время беременности, в родах или путем грудного вскармливания. Это еще называют вертикальной трансмиссией. Если ничего не предпринимать, ребенок будет рожден ВИЧ-позитивным в 30 процентах случаев.

Но именно благодаря так называемой трехэтапной химиопрофилактике медицине удается свести риск заражения к минимуму. Что это такое? Это наблюдение в дородовый период, применение антиретровирусных препаратов с определенного числа недели беременности и кесарево сечение, которое значительно уменьшает контакты ребенка с материнским биологическим материалом.

Ребенку также назначаются детские антиретровирусные препараты и кроме всего – обязательное искусственное вскармливание, так как кормление грудью может сопровождаться травмой и привести к попаданию зараженной крови в рот младенца. Кстати, Республика Коми – один из немногих регионов, где выделяются средства на искусственное питание для таких младенцев.

– Как вы относитесь к предложению ответственного секретаря Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Яны Лантратовой включить тест на ВИЧ в диспансеризацию?

– Сегодня в республике наработан хороший опыт мультидисциплинарного подхода к проблеме. Здравоохранение предлагает современную диагностику, эпидемиологическое слежение, выявление, контроль безопасности донорских материалов, диспансерное наблюдение. В профилактические мероприятия вовлечены практически все лечебные учреждения: тубдиспансер, перинатальный центр, наркологический диспансер и т.д. На территории республики действуют две лаборатории, которые выполняют стандартный тест по подтверждению или исключению ВИЧ. Все, кто обследуется, делают это добровольно или по рекомендации. Исключая доноров, которые обследуются обязательно, ежегодное обследование на ВИЧ-инфекцию проходит более 20 процентов населения республики, это огромный массив. Так что ситуация и без того контролируема и понятна, включать тест в диспансеризацию, думаю, не стоит.

Марина Щербинина
Фото из личного архива
Сергея ПОГАНА

Оставьте первый комментарий для "Сергей Поган: «Статистику по ВИЧ за год можно считать пиковой»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.