Овчинка не стоит выделки

Правительство и парламентарии Коми по-прежнему против введения электропайка для населения

В республике вновь приступили к обсуждению введения так называемых социальных норм для населения на электропотребление. Три года назад Правительство Российской Федерации выпустило постановление №614, предписывавшее регионам установить потолок потребления электроэнергии. Если гражданин уложится в установленный объем, будет платить по минимуму, а если превысит лимит – стоимость услуги сверх нормы кратно возрастет. На льготы могут претендовать только одиноко проживающие пенсионеры, инвалиды, приемные и многодетные семьи. Сделать так предлагалось из самых благих побуждений – чтобы снизить издержки предприятий, которые оплачивали электричество по завышенным ценам, беря на себя часть расходов населения. Тем не менее многие регионы выступили против такого нововведения, и реализацию 614-го постановления перенесли на 2016 год. И вот теперь, за полгода до дня «Ч» – 1 июля, былые страсти разгорелись с новой силой.

2014-08-28-09-11-46-29463

Без учета региональных особенностей

Переход с 1 июля 2016 года на расчеты населения за электроэнергию по социальным нормам стал темой состоявшегося во вторник круглого стола в Государственном Совете Коми, участники которого вновь оказались единодушными: это тот самый случай, когда благие намерения большой пользы не принесут, зато могут обернуться всплеском социальной напряженности. Причем больше всего могут пострадать малоимущие, не имеющие средств на покупку энергосберегающих электроприборов.

Напомним, три года назад республика была в числе пионеров, выступивших против введения социальных норм потребления электроэнергии. Зампред комитета по бюджету, налогам и социальной политике Госсовета Коми Иван Медведев специально сделал исторический экскурс, чтобы все вспомнили, как это было.

– Мы первыми обратились к правительству России, привлекли Северо-Западную парламентскую ассоциацию, нас поддержали многие субъекты. Постановление, которое вышло в 2013 году, предполагало ввести с 1 июля 2014 года социальные нормы потребления электроэнергии для населения в зависимости от типа жилья и в зависимости от количества проживающих там людей – от одного человека до шести. Получалось шесть норм по количеству жильцов и шесть норм по типу квартир или домов. Итого: шестью шесть – 36 норм.

Но эти нормы не учитывали, что некоторые дома отапливаются электричеством, где-то электричеством греют воду. То есть 36 надо умножить, как минимум, еще на два. И получаем уже 72 нормы. Но методика этого не позволяет – только 36 норм, и все. А тем, у кого электроотопление, что делать? Возникает социальная напряженность – зачем человеку платить втридорога, если он отапливает жилье, не пользуясь центральным отоплением? И почему должны страдать те, кто вынужден нагревать воду электричеством, не пользуясь услугами коммунальных систем? Кроме того, методика не учитывает северной специфики, – пояснил он журналистам на брифинге по окончании заседания.

Выступая на самом круглом столе, парламентарий был еще красноречивее:

– Нормы рассчитываются исходя из среднемесячной температуры. Понятно, что летом мы норму будем недобирать, а зимой наоборот – не уложимся в лимит. Особенно на Крайнем Севере, где полгода длится полярная ночь. Воркута и Инта однозначно не уложатся. Тем самым мы готовим социальный взрыв в выборный год. Население этого не поймет, потому что тариф по соцнорме зависит от количества проживающих. К примеру, живет себе бабуля, к ней приехал внук на каникулы, и она должна будет его зарегистрировать, чтобы вычесть эту норму и не превысить ее. Представляете, какой дурдом мы устроим? И еще немного истории. Мы уже проходили социальные нормы в 1996-1998 годах. Тогда она устанавливалась не на количество жильцов, а на квартиры. 100 киловатт стоили 100 рублей, понятно, что в тогдашних ценах. Если потреблялось от 100 до 250 киловатт, то тариф увеличивался до 200 рублей. Более 250-ти киловатт – 400 рублей. Практика показывает, что те деньги, которые мы бы получили дополнительно, перекрывались бы затратами на администрирование. То есть надо будет каждый месяц запрашивать, сколько человек прописано в квартире, учитывать все категории льготников. Два года назад на такое администрирование потребовалось бы 86 миллионов в год. Сегодня с учетом инфляции эта сумма будет значительно большей. В общем, не стоит овчинка выделки. Сколько получили, столько и отдали, – подчеркнул Иван Медведев.

Неоправданные издержки

О проблемах с администрированием говорил и один из главных докладчиков по теме – референт республиканской службы по тарифам Олег Рябинин. Он напомнил, что для обкатки соцнорм были выбраны семь пилотных регионов, и там граждане были вынуждены сами подтверждать свой льготный статус. Для этого нужно собрать и представить кучу документов: в каком жилфонде – ветхом или обычном – проживает семья, установлены ли в доме электроплиты, сколько человек прописано в квартире, являются ли жильцы пенсионерами, инвалидами – все это надо подтверждать. Хотя по идее вся эта работа должна выполняться в штатном режиме уполномоченными органами власти и организациями.

Но это стоит недешево – как уже было сказано, за оказанные услуги по сбору информации, расчетам и разноске квитанций чиновникам различных инстанций пришлось бы платить свыше 80 миллионов рублей в год. Но проблема не только в деньгах, а в невообразимо сложной процедуре обмена информацией между органами исполнительной власти, отделениями Пенсионного фонда России, органами соцзащиты и коммунальщиками.

И это не единственный камень преткновения. Есть вопросы и по списку льготников. В 614-м постановлении перечень категорий граждан, которые претендуют на социальную поддержку при применении соцнорм, уже закреплен, и дополнить его регионы не вправе.

Главная цель введения социальных норм на электропотребление – снижение уровня перекрестного субсидирования. Суть этой терминологии пояснил нам председатель бюджетного комитета Дмитрий Шатохин:

– Основными потребителями электроэнергии являются у нас большие компании, и для них тариф увеличен, за счет чего есть возможность немного снизить цену для жителей. Задача снижения перекрестного субсидирования заключается в том, чтобы наши предприятия стали экономически самостоятельными, их продукция была более рентабельной и конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Есть два варианта достижения этой цели: увеличить тарифы для населения, чего не хотелось бы, либо снижать издержки при потреблении.

Однако дело в том, что в разных регионах уровень перекрестного субсидирования разный – нагрузка на предприятия и тарифы для населения сильно различаются, а в постановлении № 614 это не учитывается. И получается, что социальная норма не ставится в зависимость от особенностей того или иного региона. Например, в Коми, по мнению Олега Рябинина, это вообще не проблема. Поэтому представитель службы по тарифам предложил увязать введение соцнормы с уровнем перекрестного субсидирования в регионе. А регионам, которые будут исполнять график снижения этого уровня, вообще разрешить не вводить социальную норму. Это предложение было горячо поддержано всеми другими докладчиками.

– Положения по введению соцнормы должны разрабатываться самими субъектами России, потому что Крайний Север федералы всяко не учтут, – все надо отдавать на откуп регионам. И правильно: если мы выполняем график по сокращению перекрестного субсидирования, то зачем нам вводить социальные нормы и нести дополнительные затраты на администрирование? – согласился Иван Медведев.

Еще одно предложение прозвучало из уст замминистра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства региона Алексея Завьялова – избавиться от посредников в лице территориальных сетевых компаний, чьи «накрутки» сильно увеличивают цену киловатт/часов:

– Федеральная сетевая компания передает мощности Россетям, и Россеть как оператор их обслуживает. Если говорить в цифрах, то один киловатт обходится Россетям в полтора рубля, а мы получаем за 4,5 рубля. Поэтому мы предлагаем приобретать электроэнергию, минуя ненужные для нас организации. От очага мощности до нас электроэнергия проходит через пять-шесть территориальных сетевых организаций, которые постоянно делают накрутки. Этот вопрос уже поднимался, мы вносили свои предложения Федеральной сетевой компании от нашего министерства. ФСК их приняла. Действительно есть возможность присоединения сетей республики напрямую к начальным мощностям, что позволит существенно сократить стоимость тарифов.

Чего ждать?

Сейчас парламентарии настроены еще более решительно. Если в 2013 году они всего лишь просили перенести сроки введения социальной нормы потребления электроэнергии, то теперь вообще выступают за ее отмену. И почти уверены, что правительство согласится с их доводами.

Дмитрий Шатохин напомнил, что 12 января этого года на совещании под председательством Дмитрия Медведева было сказано, что, возможно, практика применения 614-го постановления будет пересмотрена.

– Процитирую слова Дмитрия Анатольевича: «Итоги общественного обсуждения и порядка расчета тарифов на электроэнергию в зависимости от ее объемов потребления показали, что эта тема серьезно волнует общественность и специалистов, в связи с чем предлагается предоставить регионам право на самостоятельное принятие решения о целесообразности механизма и сроков перехода на расчеты за коммунальные услуги по электроснабжению с применением социальной нормы». На основании этого нами, совместно со службой по тарифам, подготовлено обращение в правительство России с просьбой предоставить такое право регионам. Проект обращения предполагается рассмотреть на ближайшем заседании Госсовета, которое состоится 18 февраля, – сообщил парламентарий.

В прилагаемом к обращению обосновании говорится, что введением соцнормы не достигается тот эффект, который ожидался. Это не повлияет ни на энерго-сбережение, ни на снижение перекрестного субсидирования. Но при этом прибавляется проблема администрирования. А что касается мер социальной поддержки, то они не учитывают особенностей регионов и являются половинчатыми.

– В связи со сказанным предлагается дать возможность субъектам самим решать, вводить или не вводить социальную норму. В тех субъектах, где не будет введена социальная норма, установить темпы сокращения величины перекрестного субсидирования. Эти меры, на наш взгляд, позволят мобилизовать абсолютно все ресурсы и наши возможности – снизить издержки сетевых хозяйств, пересмотреть тарифы, – отметил Дмитрий Шатохин.

Единодушен с ним был и его зам по парламентскому комитету Иван Медведев:

– Думаю, нас услышат, тем более что и председатель правительства страны это сказал, и мы по линии партии «Единая Россия»  до нашего руководителя партии Дмитрия Медведева это довели. Думаю, что это сработает. Ну а в крайнем случае у нас есть соломинка. Мы, когда принимали закон по социальной норме, то ее установление оставили за Госсоветом. То есть не правительство ее будет устанавливать, а мы, – заключил Иван Медведев.

Галина Владис

1 Комментарий для "Овчинка не стоит выделки"

  1. Надо избавиться от посредников в лице терриотриальных сетевых компаний .Нужно убрать ненужные организации .

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.