Медвежья сила

Журналист «Республики» побывал на родине коми многоборья

В селе Помоздино Усть-Куломского района развивается новый вид спорта – зумыд ош (крепкий медведь). Это многоборье, которое включает в себя два основных вида борьбы: ён морт (сильный человек) и ош тыш (схватка медведей). Медведь вообще один из знаковых персонажей в мифологии древних коми: ош издревле считался существом, обладающим сверхъестественными способностями, разумом, а главное – силой. Журналист «Республики» посетил родину «медвежьего» спорта, чтобы пообщаться с одним из его создателей и главных идеологов Александром Глуханичем, а также попытаться раскрыть тайны загадочной этноборьбы, понаблюдав за тренировочным процессом.

Александр Глуханич_IMG_1616

Особенности национальной борьбы

От райцентра до Помоздино по изнуряющему своим однообразным пейзажем зимнику ехать около часа. В вечерний час идущие впереди лесовозы, поднимая снежную пыль, порой делают путь по здешним местам совсем непроглядным. Лыжная база, а именно там каждый вечер и проходят занятия по нацборьбе, нашлась не сразу, но первые же встреченные местные жители объяснили, как проехать. Об Александре Глуханиче и зумыд ош здесь знает каждый.

Здание ангарного типа находится в самом конце села и является центром притяжения местной молодежи. Тут можно не только заниматься единоборствами, но и играть в теннис, кататься на лыжах, качать мускулатуру. Скоро планируется и открытие стрельбища. Понятно, что развлечений на селе немного, и долгими зимними вечерами ребята охотно занимаются у тренера по дзюдо, руководителя военно-патриотического клуба Александра Глуханича. Он же является и председателем Коми регионального общественного движения «Зумыд ош», создав в свое время этот необычный вид спорта, разработав и правила самобытных состязаний на коми и русском языках.

Поначалу во время тренировки энтузиаст этноспорта практически не обращает на постороннего человека внимания. Видно, как он полностью погружен в этот процесс: непрерывно «ест» взглядом своих подопечных, раздавая советы и замечания.

В процессе занятия тренер в довольно строгой манере руководит как совсем юными ребятами, так и борцами старшего возраста. Две группы спортсменов оттачивают бросковую технику и спаррингуются в одном просторном зале, разделенном на две части, другие качают мускулы  в соседнем.

– Вон у нас сидит абсолютный чемпион по зумыд ош Максим Карманов, – показывает рукой Александр Глуханич на накачанного паренька за тренажерами.

Параллельно с раздачей команд и наставлений своим подопечным тренер наконец-то начинает посвящать журналиста «Республики» в тонкости диковинной борьбы. Выясняется, что, будучи тренером по дзюдо, он взял за основу многие приемы оттуда, облачив все в этническую форму и изменив правила. Пожалуй, самой интересной особенностью этих правил является то, что победить нужно трех соперников подряд.

– Система боев круговая. Тот, кто выигрывает, остается, и на него выходит свежий борец. Задача – вытолкнуть соперника за квадрат или круг. Это битва за свою территорию, в основе которой поединок двух медведей. Если один вышел за ее пределы, то все – пиши пропало, ведь победитель показал, кто тут главный. Задача медведя – выгнать чужака со своей территории любым способом. Неважно как: напугать или побороть, главное – вытолкнуть за рамки, – рассказал Александр Глуханич.

Первоосновой этноборьбы являются самбо и дзюдо. Каких-то исконных приемов тут нет, потому что древним коми, занимавшимся в основном охотой, это попросту не требовалось.

Национальная борьба вобрала в себя все лучшее от других видов единоборств, но, как отмечает Александр Глуханич, нюансы, естественно, есть.

– Бросковая техника почти везде одинаковая. Но, скажем, в вольной борьбе нет одежды, за которую можно хвататься. В дзюдо и самбо есть кимоно и самбовки, а в зумыд ош – это «лаз» (куртка из плотной ткани с поясом без рукавов – авт.). В лазе руки свободны, и захваты уже немножко другие, то есть тут могут быть захваты как из вольной борьбы, так и из дзюдо и самбо, – рассказал идеолог нового вида единоборств.

О главных отличиях он пояснил, что в том же дзюдо очень консервативные правила, а зумыд ош – это именно народная борьба.

– Можно просто выйти на улицу, обозначить круг и пойти толкаться. Необязательно владеть какой-то бросковой техникой. Определенное правило заключается в том, что тут своего рода борцовский марафон – победитель должен выиграть подряд три встречи. Ты победил одного соперника, он ушел, на тебя вышел свежий. Если в круге восемь-десять человек, то ты можешь проиграть в третьей схватке, а потом снова попасть на своего обидчика просто потому, что он тоже не одолеет трех подряд. Это может тянуться очень долго. Выигрывает тот, на чьей стороне техника и выносливость. Тактика в том, что или ты владеешь техникой и легко выигрываешь, сохраняя силы, или ты обладаешь выносливостью, чтобы выдержать напор трех соперников, – рассказал Александр Глуханич.

В перспективе к зумыд ош может быть добавлена и ударная техника, ведь, по словам тренера, если посмотреть, как бьются медведи в лесу, то они наносят и вполне акцентированные удары.

– Пока мы к этому еще не пришли, но постепенно придем. В экстремальной ситуации ребята должны будут уметь постоять за себя и в том числе пустить в ход кулаки, – добавил тренер.

Кроме того, зумыд ош – это многоборье, в которое, помимо поединков, входит и дисциплина ён морт (сильный человек). Это альтернативный способ выявить более ловкого и сильного, подходящий для менее подготовленных к контактной борьбе людей. Он включает в себя различные дисциплины вроде сгибания друг другу ног под названием «Ён кок» (сильные ноги), перетягивания палки «Мыр перйöм» (корчевание пня) и бросания камней на дальность «Из шыбитöм» (метание метеорита). Говоря об этом, собеседник еще раз подчеркивает неконсервативность зумыд ош.

– Мы можем провести соревнования в два тура: сначала ён морт, потом ош тыш (бой медведей). Можем провести только борьбу и наоборот. Вариантов очень много, причем в каждом районе могут быть свои особенности. Например, ижемцы любят прыгать через нарты. Пожалуйста, можно добавить прыжковые элементы, – объясняет энтузиаст этноборьбы.

Железная хватка

По словам Александра Глуханича, его клуб не является спорт-школой и люди добровольно приходят сюда в свободное от работы и учебы время. Говоря о поведении в поединках, он отмечает, что взял за основу медвежьи повадки, ведь это животное, которое древние коми всегда уважали и почитали. Например, выходя на бой, спортсмены поднимают вверх руки.

– Мы показываем, что наши руки чисты и открыты, что поединок будет честным. Обычно медведь в лесу царапает деревья, и чем он выше дотягивается, тем он показывает, что он больше. Соответственно уже на этой стадии можно победить соперника психологически, – говорит создатель необычного вида спорта.

Тренировка проходит в рабочей и где-то даже напряженной атмосфере, и, хотя идейный вдохновитель коми борьбы неоднократно подчеркивал, что в районе есть специализированная спортшкола по лыжным гонкам, а его направление – это скорее клуб по интересам, складывается впечатление, что готовят здесь именно мастеров спорта. Уже изрядно изнуренные после разминочной части спортсмены внезапно получают команду встать в спарринг.

– Серега, становись, Филипп, становись. Тыш! (по-русски «бой», произносится перед каждой схваткой – авт.), – выпаливает Александр Глуханич.

Перед боем спортсмены принимают так называемые позы разъяренных медведей, подняв руки вверх. Затем начинается захватывающая схватка с обилием бросков и всевозможных захватов.

– Не болтать! – осекает тренер на секунду отвлекшихся от тренировочного процесса ребят из младшей группы. – Или со мной кто-то на спарринг выйти хочет?

В это время на «взрослой» части зала продолжается напряженная борьба. Спортсмены, тяжело дыша, пытаются выбросить друг друга за пределы квадрата. Наконец  одному из них это удается, и против него выходит следующий «медведь». В случае возникновения спорных ситуаций спортсменам предлагается альтернативный метод определения победителя: дисциплина «Чунь крук» (борьба на пальцах).

Соперники встают друг против друга и сначала сцепляются большими пальцами правой руки, потом – левой. Побеждает перетянувший на свою сторону или разжавший палец соперника.

– Не можешь силой, побеждай хитростью, – подсказывает уступающему борцу тренер.

Национальная борьба расцвела в Усть-Куломе неслучайно. Это подчеркнуто коми район, на языке коренных жителей здесь говорят практически все, поэтому и правила, и приемы борьбы имеют специфические коми названия. Например, во время поединков из уст наставника можно неоднократно услышать загадочное «тшöть».

– В поединке допускается три замечания. Скажем, если соперник уходит от борьбы или еще как-то нарушает правила, то мы произносим «тшöть». Это значит предупреждение. После трех таких «тшöть» засчитывается поражение, – пояснил тренер.

Одиннадцатиклассника Максима Карманова идеолог «медвежьей» борьбы аттестовал как чемпиона всего, что только возможно в зумыд ош. Говоря о секретах своего успеха, парень сказал, что параллельно занимается еще «железом и лыжами».

– Человек деревенский. Здоровья немерено. Как с таким бороться? – пошутил услышавший разговор Александр Глуханич.

О своих планах Максим говорит конкретно: «Сдать экзамены, пойти в армию».

– Хочу после армии продолжить служить по контракту. Пойду по стопам отца, потому что он вэдэвэшник, служил в Афганистане. Хочу, чтобы он мной гордился, беру с него пример, – пояснил спортсмен.

Максим также отметил, что раньше входил в состав сборной Коми по лыжным гонкам:

– Ездил на сборы даже, но постепенно перегорел, и появился интерес к борьбе.

Юноша отметил, что заниматься зумыд ош интересно и увлекательно, а сами схватки очень изматывающие.

– Правила доступные, их легко понять и освоить, но, конечно, нужна определенная подготовка. Когда борешься с одним человеком – уже устаешь. А тебе надо еще двух победить. Это очень изматывает, но в этом и есть фишка, – отметил Максим.

Основная особенность в том, что надо бороться с несколькими соперниками подряд, а в случае истечения времени поединка дается попытка выйти победителем другим путем – той самой борьбой на пальцах. По сути менее сильный соперник может просто дотерпеть, а потом оказаться сильнее в «ручной» битве «Чунь крук».

По стопам народной мудрости

Отвечая на вопрос об идее создания нового вида спорта, Александр Глуханич развеял представления о походах по деревням и поисках старожилов, знающих правила и приемы. Все было гораздо проще, отметил он, сказав, что, будучи тренером по дзюдо, в поездках на районные и региональные соревнования вместе с коллегами они как-то отдыхали, общались и зашел разговор о коми традициях, мол, почему бы на их основе не сделать свой вид спорта. Эта идея запала в душу энтузиасту этноспорта, и с тех пор он постоянно думал над правилами.

Говоря о процессе работы над зумыд ош, собеседник вспомнил об истоках и поведал о том, что древние коми во время гуляний очень любили мериться силой. Об этом он читал соответствующую литературу, изучая традиции. Например, было такое состязание, как пельбокасьöм (удар сбоку в ухо).

– Один вставал и делал блок, другой со всей дури наотмашь давал ему в ухо. Если блок у тебя крепкий, то ты удар не пропускаешь. Если слабый, то ты получаешь и улетаешь. Это было раньше на гуляньях, как и состязание, стенка на стенку. Кураж-то в том, чтобы всю негативную энергию вылить. Стенка на стенку – это же неплохо, зато был бойцовский дух у всех и негативная энергия уходила. Но сейчас времена другие, сейчас мы за все боимся, и от этого уходим, – с сожалением в голосе говорит он.

Работу по созданию нового вида борьбы Александр Глуханич вел не один. Привлекая других тренеров, советовался по поводу правил и коми названий. Большую помощь, по его признанию, оказал помоздинский краевед, писатель и композитор Александр Шебырев.

– Я его попросил: «Саня посмотри». Он как коми филолог помогал. Были разные мнения, но я настоял на том, что нужно было убрать. Например, борьбу в партере, потому что ее и так много, и опять же в партере бороться, когда много соперников, значит терять силы, а в жизни тебя еще и запинают. Нюансов много, – сказал он. – Для коми охотника более всего характерна не столько сила, сколько выносливость. Пройти, скажем, пятьдесят километров в день по охотничьей тропе – тут сила не поможет, а нужна выносливость. Сам этот поединок должен показать именно выносливость, и вот – родились эти три победы подряд.

– Как появилось столь звучное название?

– Мы долго думали, как назвать. Например, «дзюдо» бьет по ушам. Просто назвать ош тыш мы не могли, потому что не звучит. В коми вообще много шипящих, негромких звуков, и найти такое название было довольно сложно, – ответил тренер.

Ворота на новый уровень

Зумыд ош уже неплохо развит в Сыктывдинском, Прилузском и Корткеросском районах. Показательные выступления и соревнования неоднократно проходили и в Сыктывкаре. О

днако, существуя уже около шести лет, для большинства это по-прежнему нечто незнакомое и экзотическое.

Отвечая на вопрос о перспективах зумыд ош как, безусловно, крайне интересном направлении, Александр Глуханич отметил, что главной целью развития борьбы является доступность, когда любой желающий может побороться просто в условиях улицы, очертив вокруг себя круг и вызвав на бой соперника.

– В Японии, где национальный вид спорта – сумо, население примерно такое же, как в России. У нас исконных коми всего тысяч сто – сто пятьдесят. Конечно, можно говорить о том, чтобы укрепить зумыд ош во всем финно-угорском мире, но сначала необходимо поднять его на кустовом уровне, потом на региональном. Изначально это все нужно продвигать не как спортивные соревнования, а как праздник. Мы придумали это, чтобы возродить нечто свое, национальное. Вот у нас есть в Помоздино «Успенская ярмарка», и все гуляют, торгуют, состязаются, и мы со своим элементом в это включаемся, – сказал Александр Глуханич.

Также тренер отметил, что если его поддержит руководство региона, то со столь красивым и интересным видом спорта можно выходить даже на российский уровень. На уровне села же каких-то особых проблем как руководитель местного военно-патриотического клуба и движения зумыд ош он не испытывает, рассказывая о своих планах.

– Есть такое же помещение за стенкой. Раньше там был склад. Так вот, теперь там будут тир и качалка к середине февраля. По поводу финансов сейчас так: пиши проекты, выигрывай гранты. Вот мы написали и выиграли. Сейчас эти деньги осваиваем. Много вложено и своего труда. Предприниматели помогают, дети, родители. Все зависит от людей, которые этого хотят. Если у людей потухшие взгляды, то можно сколько угодно денег влить, а толку не будет, – заключил Александр Глуханич.

Ярослав СЕВРУК
Фото автора
и Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_1601 IMG_1580 0_1_зумыд ош

2 Комментариев для "Медвежья сила"

  1. Ну и соврал же ты: какой зимник до Помоздино?! Асфальтовая дорога, которая лишь кое-где переходит в грунтовку. В прошлом году еще заасфальтировали.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.