Вечеринки и игрища в Усть-Сысольске

Как встречали Новый год в прежние времена

Новый год – это один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, фейерверком, подарками, с Дедом Морозом и Снегурочкой. Но не всегда праздник был таким, каким мы привыкли его видеть. «Республика» пыталась выяснить, как его отмечали у нас век назад.

 

P1080620

О праздновании Нового года в Усть-Сысольске начала прошлого века известно совсем немного. Одним из тех, кто оставил воспоминания об этом празднике, стал известный краевед Андрей Цембер. Он был основателем Усть-Сысольского краеведческого музея, Коми областного архива, издателем и составителем первых литературных сборников коми фольклора и русско-зырянского словаря. О жизни краеведа можно узнать из его дневников, которые он вел на протяжении тридцати с лишним лет. Сейчас его записи хранятся в Национальном архиве Коми. В них подробнейшим образом описана жизнь «среднего по способностям и по разуму человека» (так сам себя охарактеризовал автор), пережившего «окаянные дни» революции, гражданской войны, становление советской власти, репрессии.

Его дневники, с которыми можно ознакомиться в читальном зале архива, начинаются именно с описания новогоднего праздника. Вот как это проходило в Усть-Сысольске в 1904 году: «2 января. Была елка в приходском училище. Комитет попечения о народной трезвости пожертвовал 25 рублей, и рублей 50 было собрано по подписке. На елке участвовали ученики и ученицы двух приходских училищ, городского и двух нижнеконских школ (школы на нижнем конце города – ныне Тентюково). Всего около трехсот человек. Елка зажжена около пяти часов. Комиссия, состоящая человек из 12, большей частью учащие (учащие – так тогда называли учителей) работала два дня. В первый день развешивали кульки, а второго января днем украшали елку. Я не принимал деятельного участия.

6 января. Была елка в клубе (городской клуб, или «общественное благородное семейное собрание», был основан в Усть-Сысольске в 1864 году. Он заменял в городе дворянское собрание). Нина (четырехлетняя дочь Андрея Цембера) получила куклу стоимостью около 75 копеек, хотя я подписывал 1 рубль 50 копеек. 7 января. Святки прошли быстро. Много времени у меня отнял клуб. 8 января. Начало учения».

Это единственное описание праздника в дневниках Цембера. В другие годы в начале января он уже не пишет про елку и подарки, а подводит финансовые итоги ушедшего года, а позже сетует на старость.

До революции Новый год, будучи праздником иностранным и новым для россиян, праздновался куда скромнее, чем сейчас. Чаще всего дети просто собирались в зале, где была наряжена елка (как правило, не игрушками, как в наши дни, а сладостями), читали тропари, стихи, плясали, получали подарки и расходились.

Своеобразным очагом культуры стал в конце XIX века появившийся в Усть-Сысольске Народный дом общества трезвости. Здесь проходили танцевальные вечера, лекции, спектакли и концерты. Скорее всего, во время зимних праздников Народный дом тоже не пустовал.

Но были и другие зимние развлечения. Так, в начале ХХ века в Усть-Сысольске впервые появился ледяной каток. На нем можно было покататься на коньках во время новогодних и рождественских праздников. Организован каток был Василем Успасским, и каталась здесь молодежь из немногочисленной городской интеллигенции. Желающие пользоваться катком должны были сдавать по два рубля на расчистку от снега площадки и на освещение. Первый каток в Усть-Сысольске был обыкновенной расчищенной от снега площадкой на Сысоле. Находился он в районе нынешнего Кировского парка. Для красоты в сугробы вокруг катка были воткнуты небольшие елочки. Никаких раздевалок предусмотрено не было, и фигуристы переобувались прямо на снегу. Коньки просто привязывали ремешками к валенкам. Толпа зевак с любопытством наблюдала за необычным зрелищем – устьсысольцы на льду. Плату за просмотр не брали.

В ту далекую эпоху каток и коньки были удовольствием для состоятельных. Так, Левин из «Анны Карениной» после долгой разлуки с Кити Щербацкой, вернувшись в Москву, первым делом поехал искать ее именно на катке.

После катка усть-сысольская молодежь собиралась на вечеринки у кого-нибудь дома. По-коми эти посиделки назывались «войпук». На вечеринки собирались после рождественского поста, который начинался 28 ноября и заканчивался 6 января. Поэтому к чисто новогодним традициям это отнести нельзя. Тем не менее все это проходило в январе во время святочных посиделок. В 1898 году в журнале «Живая старина» был опубликован очерк усть-сысольского краеведа Мельникова «Вечеринки и игрища в Усть-Сысольске».

«Одна из девиц приглашает подруг своих к себе в дом поиграть и повеселиться, – пишет краевед. – Подружки, принарядясь по возможности, собираются в этот дом с пяти до шести вечера, первоначально пьют чай, потом лакомятся разными закусками, а к семи часам приходят знакомые и незнакомые добрые молодцы – парни без всякого приглашения. С ними девицы начинают играть и плясать по песням. По окончании каждой песни молодой парень получает от вызванной им девицы, ходившей с ним об руку в круге или просто по комнате, нежный поцелуй, и таким образом игры и пляски продолжаются иногда целую ночь, до самого утра. Старшие в доме ни в чем никакого препятствия не делают и не мешают, а издали любуются приятными и позволительными небольшими вольностями».

Вечеринки устраивались только девушками, и собиралась на них только холостая молодежь. В основном именно здесь местные парни находили себе невест. На святочных посиделках девушки любили гадать.

Накануне Нового года в XIX веке по улицам Усть-Сысольска ходили славильщики. Они колядовали, ходили из дома в дом, распевая духовные стихи, кондаки и тропари. Тот же краевед Мельников в заметке «Коляда в Усть-Сысольске» писал в 1852 году: «В Усть-Сысольске коляду пели вечером 25 декабря, после уже славления со звездою и хождения с вертепом, а не накануне Рождества, как это было принято в русских селениях». В начале XX века «славить» ходили уже накануне 1 января и в первый день Рождества. При этом в коми селах колядование было не принято. Появление этого обычая связано с русскими горожанами.

История праздника

На протяжении многих веков в России Новый год отмечали 1 марта. В 1492 году Иоанн III утвердил своим указом гражданское начало – наступление нового года сдвинулось на 1 сентября. Празднование Нового года 1 сентября продолжалось до 1698 года. В 1699 году празднества, связанные со встречей Нового года, были отменены, и лишь в 1728 году Петр I издал указ «О реформе календаря в России». Из указа следовало, что наступление нового года приурочивалось к 1 января. Петр лично выпустил на площади первую ракету, тем самым возвестил о наступлении праздника. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество. Мусульмане, буддисты и евреи Новый год и Рождество не праздновали. У них были свои праздничные даты. Да и не все православное население России праздновало Новый год. Для коми и русских крестьян Новый год 1 января с наряженной игрушками елкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством». Крестьяне в большинстве областей России Новый год отмечали либо в начале декабря, либо по древнему обычаю 1 сентября. Никаких елок в крестьянских избах зимой не было и ни о каком Деде Морозе с мешком подарков крестьянские ребятишки не слыхивали.

Впервые крестьяне России стали праздновать Новый год и Рождество с елкой уже после Октябрьской революции. В советских хрестоматиях есть сюжет — рождественская елка в Горках у Ленина, куда приглашали детей из близлежащих деревушек. Большинство этих ребят рождественскую елку видели впервые. До революции, пожалуй, только дворяне, интеллигенция, образованные сословия праздновали Новый год 1 января. Елка была не новогодняя, а рождественская с восьмиконечной Вифлеемской звездой.

Кстати, когда именно появилась в России первая новогодняя елка, точно не известно. В петровском указе было сказано: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить». Про елочку ни слова. Считается, что обычай ставить на праздник елку был ввезен в Россию будущей женой Николая I, прусской принцессой Шарлоттой. По другим свидетельствам, первую елку поставили в 1840-е годы питерские немцы. Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей пушистые деревца. Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине XIX века, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Первая публичная елка была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. К концу столетия новогодняя ель прочно входит в быт Усть-Сысольска.

На журнальных иллюстрациях конца XIX века нарядная зеленая красавица уже прочно заняла свое место, а вот Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет. Дед Мороз в русском крестьянском фольклоре был злым и жестоким волшебником. В поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» он ради забавы убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами ее малолетних ребятишек. Первый новогодний Дед Мороз был не добрым сказочным персонажем, а Рождественским Дедом, который многими ассоциировался с реальным лицом – византийским святым Николаем, епископом Мирликийским. Год рождения Снегурочки (не путать со Снегурочкой А.Островского!) известен точно. Это 1937-й, ведь именно тогда на первой разрешенной новогодней елке в Доме Советов в Москве Дед Мороз появился со своей внучкой. Уже позабытый сейчас «Новый годик» в виде ребенка – тоже советское нововведение, которого не знала дореволюционная царская Россия. Да и сейчас его уже не знают.

Первые десять лет советской власти никто рождественские елки и Деда Мороза не отменял. С 1917 по 1927 год наряду с новыми коммунистическими праздниками в официальном советском календаре продолжали существовать православные праздники – Рождество и Пасха. Эти дни являлись выходными. Но был восьмилетний – с 1928 по 1935 год – «полузапрет» на рождественские елки в СССР. В 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Чтобы встретить Новый год в идеологически верном ключе, вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда.

Елочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. В пособии был изменен и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трехпалые и белые — это символизировало святость всего того, что он дает из своих рук. Теперь же ему полагалось носить красные варежки. Первая советская елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме Союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР. Новый год перешел из неофициального статуса в статус государственного праздника, а с 1 января 1948 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года) первый день нового года стал нерабочим днем.

Артур АРТЕЕВ
Фото автора

P2100242 P2100246 P1080772P2100264

Explore eclectic genres and niche literature categories on Explore Genres on literus.net .

Оставьте первый комментарий для "Вечеринки и игрища в Усть-Сысольске"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.