Превентивный контроль

В новом году антимонопольщики часть своих полномочий передадут «смежникам»

В минувший понедельник руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская рассказала журналистам о нововведениях в антимонопольном законодательстве. В числе главных новинок: снижение административной нагрузки на бизнес и переход на предупредительный контроль. Также с 2016 года ведомство перестанет рассматривать обращения физических лиц.  

 

?????????????????????????????????????????????????????????

Встреча проходила под знаком 25-летия антимонопольного регулирования в России. Начав в связи с этим с небольшого экскурса в историю, Наталия Гуревская рассказала, что в нашей стране борьба с монополиями берет свое начало в 1990 году.

– Ровно 25 лет назад был создан госкомитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. С течением времени антимонопольный орган сменил несколько организационных форм и названий. В марте 1997 года его переименовали в государственный антимонопольный комитет, а уже в следующем году он был преобразован в министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В 2014 году министерство упразднили, на смену ему была создана Федеральная антимонопольная служба, – рассказала Наталия Гуревская.

Также она напомнила об основных функциях УФАС. Это поддержка здоровой конкурентной среды и защита малого и среднего бизнеса от монополистов.

– Результат нашей деятельности в этом направлении – сотни возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства. В первую очередь в сфере энергоснабжения и продажи нефтепродуктов. Полномочия УФАС России постоянно расширяются. Так, с 1995 года появилось законодательство о рекламе. С 2006 года начался контроль над размещением государственных и муниципальных заказов. Через два года нам поручили и контроль над осуществлением иностранных инвестиций, а в 2015-м передали полномочия для осуществления контроля уже в сфере гособоронзаказа, – отметила она.

Кроме того, Наталия Гуревская пояснила, что после упразднения федеральной службы по тарифам ее полномочия были переданы УФАС России. Новая структура по значимости для экономики будет сравнима с Центробанком, ведь вновь созданному «мегарегулятору» предстоит изменить систему отношений, сложившуюся между государством и естественными монополиями, привыкшими просить у правительства новых тарифных решений вместо того, чтобы сокращать издержки и повышать эффективность труда.

Антимонопольное законодательство все время совершенствуется и на сегодня соответствует лучшим мировым практикам. Так, 5 января 2016 года вступит в силу закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это и есть так называемый четвертый антимонопольный пакет.

По словам руководителя Коми УФАС России, два основных посыла нового закона – снижение административной нагрузки на бизнес и переход на предупредительный контроль. Во-первых, будет упразднен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35 процентов. Включение в этот реестр предполагает существенное ограничение предпринимательских прав и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Во-вторых, будет расширен институт предупреждения и предостережения, что приведет к значительному сокращению количества дел в отношении предпринимателей и освобождению их от административной ответственности.

– Институт предупреждений расширен практически по всем статьям. Исключения составляют лишь такие нарушения, как использование чужого товарного знака и установление монопольно высокой цены. С введением этого института бизнес получит возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов, ФАС – возможность возбуждать дела только после отказа хозсубъектов исполнять предупреждения, потребители – возможность эффективно и оперативно защитить свои права, для судов это означает резкое сокращение количества рассматриваемых дел. Кроме того, предупреждения и предостережения отныне будут выдаваться и органам власти. Если предупреждение не исполняется в добровольном порядке, то штраф для должностных лиц – до пятидесяти тысяч рублей, за повторное неисполнение – дисквалификация в судебном порядке, – сказала она.

Главным положительным моментом новшества Наталия Гуревская назвала то, что теперь дела не будут годами «вариться» в судах, а все нарушения  можно будет устранить в гораздо более короткие сроки. Такая инициатива, по ее словам, хороша со всех сторон, ведь в судах резко сократится и количество обжалуемых дел.
Другим важным нововведением станет механизм административного обжалования в сфере строительства.

– Это очень сложная сфера, в которой много административных барьеров и коррупционных моментов. Чтобы решить проблему, введен такой механизм: если госорган или естественный монополист задерживает выдачу документации на строительство, создает барьеры, то с нового года можно будет обратиться в УФАС России, и мы в течение десяти дней проверим их действия на предмет нарушений, оштрафуем виновных, – отметила она.

Еще одно интересное изменение: с 2016 года из-под антимонопольного контроля уходит защита интересов физических лиц, остаются хозяйствующие субъекты и неопределенный круг лиц. Защитой интересов отдельных граждан будут заниматься органы прокуратуры, Роспотребнадзора, жилищной инспекции.

– В целях разгрузки антимонопольных органов из-под нашего контроля уходят физические лица. Традиционно таких обращений очень много, скажем, в сфере электроэнергетики. Допустим, какой-то монополист не подключает электричество. Этот контроль с 1 января уходит в другие органы: если это ЖКХ, то в жилинспекцию, если это сфера защиты прав потребителей, то это Роспотребнадзор. Мы будем теперь заниматься только массовыми нарушениями, например, как это было со страховкой, когда шел целый поток, ущемлялись интересы неопределенного круга лиц, – добавила Наталия Гуревская.

Говоря об оптимизации в самой структуре, она сообщила, что произошли сокращения на 20 процентов: «Вакансии замораживаются, новых сотрудников набирать не можем».
Журналисты поинтересовались громкими делами последнего времени, в частности, повальными нарушениями в сфере страхования. Она ответила, что факты навязывания услуг доказаны, и по двум делам уже были привлечены хозяйствующие субъекты к административной ответственности. Например, Росгосстрах осознал, что наказание неотвратимо, и сейчас возвращает деньги потребителям, которые обращались с заявлениями.

– По одному факту на сто тысяч штраф, а таких дел будут десятки. Считаю, это довольно существенные санкции. Условно говоря, двадцать дел, если умножить на сто тысяч, то Росгосстраху светит более двух миллионов рублей. По республике заявлений было много. Это не только Росгосстрах, но и есть дела по другим страховщикам. Это так называемое навязывание путем отказа: либо берете дополнительную страховку, либо у нас нет возможности заключить договор страхования, – пояснила Наталия Гуревская.

Санкции кажутся большими, но суды назначают штрафы ниже низшего предела, и такая проблема очень остра, подчеркнула она. По словам руководителя УФАС, навязывание страховок происходило в массовом порядке на колоссальные суммы, однако суды снижают эти штрафы. Допустим, по одному факту нарушений было множество, а суд скостил для компании сумму штрафа с шестисот до трехсот тысяч рублей.

Спросили представители СМИ и о том, были ли массовые обращения в связи с повышением тарифов на тепло и горячую воду.

– Массовых не было, но порядка десяти обращений было по неправомерности выставления счетов за тепло в Сыктывкаре. Они поступили буквально недавно, и если мы не успеем их рассмотреть до января, то перенаправим в жилищную инспекцию, – заключила Наталия Гуревская.

Ярослав СЕВРУК
Фото Николая Антоновского, БНК

Добавить комментарий