Анатолий Чиканчи: «ГТО – первый шаг к развитию массового спорта»

Весной 2014 года президент России Владимир Путин подписал закон о возрождении спортивного комплекса ГТО. Закон вводит понятие комплекса «Готов к труду и обороне» и определяет полномочия по его реализации. Сейчас идет подготовительный этап к полномасштабной реализации этого проекта, и в полную силу он должен начать работать в 2017 году. В Коми внедрение комплекса набирает обороты и уже действует центр сдачи нормативов. Одним из первых от региона пробные нормы ГТО еще в прошлом году сдал многократный чемпион мира, старший тренер сборной России по тхэквондо ГТФ Анатолий Чиканчи. В своем интервью журналисту «Республики» он рассказал о том, какими видит перспективы комплекса, и поделился своим видением того, что еще нужно сделать для развития массового спорта в России.

IMG_8390

– Насколько правильным решением было возвращение старой доброй советской традиции сдавать нормативы ГТО?
– Возрождение комплекса ГТО – это правильное и своевременное решение. У нас есть хорошие традиции, есть отличные примеры. Есть та же самая пионерия. Все это нужно возрождать, потому что все хорошее не должно быть забыто. Мы должны идти проторенной дорогой. Основная сложность заключается в том, что сейчас рыночная экономика и многие предприятия занимаются непосредственно каким-то производством, бизнесом, не заботясь о здоровье своих сотрудников. Но на самом деле чем сотрудник здоровее, тем он, соответственно, лучше работает, меньше выходит на больничные. Серьезным импульсом была бы поддержка со стороны государства в том плане, чтобы подстегнуть предприятия к тому, чтобы им было интересно стимулировать своих сотрудников сдавать нормы ГТО, заниматься спортом. Если говорить о конкретных группах населения, то со школьниками и студентами проще, ведь принимать нормы можно просто в рамках уроков физкультуры. А вот на предприятиях должно быть так, чтобы люди, полюбившие спорт в школьные годы и в студенчестве, продолжали заниматься.
– Какие вы видите перспективы развития комплекса?
– Надеюсь, что он приживется в современной России. Комплекс нужен, и, повторю, необходимо мотивировать руководителей предприятий, чтобы они продвигали это дело на местах. Школьники и студенты – это одно, но возможности заниматься активно у тех же бухгалтеров, поваров просто нет. Можно связать это с больничными листами, чтобы был некий паспорт предприятия. Допустим, чтобы отследить, что на таком-то предприятии столько-то человек не болеет, чтобы оно могло получить некие дотации от государства в конечном счете. Опять же компании, где часто сотрудники выходят на больничные, как-то штрафовать, разбираться, почему так происходит. Надо выходить на руководителей, чтобы все строем занимались спортом.
– Как вы считаете, будет ли среди школьников это популярно, модно иметь золотой значок?
– Сейчас при поступлении в вуз добавляются баллы к ЕГЭ. Это очень хороший стимул для будущих студентов. Каждый родитель, каждый здравомыслящий человек это понимает. От государства это серьезное подспорье. Не знаю, станет ли это очень модно в школьной среде, но стимулировать школьников важно. Посмотрите, как построена система спорта в США. Там если ты талантливый спортсмен, то твои успехи – это большой плюс при поступлении в высшие учебные заведения. Если человек хорошо играет в баскетбол, за него вузы бьются, дают ему повышенную стипендию, и он всю студенческую жизнь играет, занимается. У нас этого нет, наоборот мы сталкиваемся с тем, что членам сборной России и Коми ставят тройки по физкультуре. Это происходит только в силу того, что он не выполняет те или иные нормативы. Ну понятно же, что человек, который занимается в той же ДЮСШ с нагрузкой 17-18 часов в неделю, постоянно выезжает на соревнования, имеет спортивное звание, если он напряжется, то любую физкультуру сдаст. Но чтобы напрячься и вникнуть в этот процесс, ему нужно от своего вида спорта отойти, а у него просто нет на это времени. Такой человек должен заниматься, потому что он представляет наши же интересы, это честь нашей республики, а мы его начинаем со школы гнобить. Нет пророка в своем отечестве, начинается зависть какая-то в школе, мол, он плохой, он спортсмен. Надо в корне такой подход менять.
– Когда я учился в школе, курение считалось признаком некой крутизны. Сейчас, наверное, так же. Изменится ли ситуация так, что круто – это сдать нормы ГТО, да и вообще вести здоровый образ жизни?
– Я бы не сказал, что ситуация сейчас настолько плохая. У нас, например, в «Школе боевых искусств» очень много детей школьного возраста. Всего по городу около пятисот человек занимается, девять-десять групп, которые в различных точках. Большой проблемой считаю множество гаджетов у ребят. Из-за этого концентрация у детей плохая, в любую свободную минуту они пытаются уйти от реальности, заглянув в свое какое-то устройство, живут в виртуальном мире. Враг-то наш сейчас по большому счету не табак с алкоголем, а в первую очередь мобильные устройства.
– Как детей оторвать от этого?
– Все начинается со школы, с детсада. Должен быть культ здорового образа жизни. Пока у нас его просто нет. Повторю, если человек чемпион, то все должны ему аплодировать. Примеры успешных людей должны быть у всех на устах. Тогда все будут к этому стремиться. Я говорю не только о спортсменах, а обо всех людях. Мы, например, в своей школе вообще отошли от принципа олимпизма, когда каждый непременно должен достичь высот в спорте ценой невероятных усилий, и прививаем ребятам прежде всего любовь к здоровому образу жизни. Тот же бизнес-тренер Брайан Трейси в своих трудах говорит о том, что прежде всего нужно внимательно относиться к здоровью. Успешный человек должен столько-то раз посещать фитнес-клуб и так далее. Нужно создать моду. Пока нет такой моды.
– Я некоторое время занимался карате, и это довольно жесткий вид спорта. Войти туда очень трудно. Тхэквондо ГТФ в этом плане отличается?
– Мы культивируем принцип открытых дверей. У нас люди есть и с ограниченными возможностями. Мы далеки от принципов спорта высших достижений, потому что это просто у многих развивает комплекс неполноценности. Скажем, пухленькую девочку мама привела на гимнастику, на нее посмотрели полгода и сказали, что она не подходит. В итоге у мамы стресс, у дочки тоже. Пошли они на плавание, тренер посмотрел и тоже сказал, что не подходит. В итоге у ребенка начинаются комплексы. В результате у человека вообще нет никакого интереса потом к спорту. Все это из-за того, что тренеры нацелены на то, чтобы достигать со своими воспитанниками именно спортивных результатов. Мы от этого отошли и прекрасно понимаем, что живем как бы в «аппендиксе», то есть чисто географически республика неблагоприятно расположена для развития спорта. Конкурировать в большом спорте мы не можем, и если мы будет отбраковывать людей, глядя на то, что один толстый, другой еще какой-то, то от этого ничего хорошего не будет. Поэтому и ГТО, поэтому и наша школа делает акцент на том, чтобы была физкультура, доступная для всех. Я вот сейчас занимаюсь с бабушками в проекте «Третий возраст», то есть все должно быть открыто и доступно для всех. Границы, которые у нас ставят тренеры, думаю, это происходит не от большого ума. У многих из них олимпийские кольца в глазах. Мы же не хотим, чтобы был один чемпион, а хотим, чтобы все ими были. Прежде всего каждый человек должен быть чемпионом в голове, а для этого очень большой акцент у нас, допустим, именно зиждется на психологической и эмоциональной подготовке, то есть люди должны быть довольны тем, чем они занимаются.
– Расскажите о проекте «Третий возраст». Я видел фото с полными залами бабушек, что за бум такой и почему среди них нет дедушек?
– Ну, потому что дедушки меньше живут (смеется). Если серьезно, то дедушки обычно чем-то занимаются: у них такие хобби вроде посадить картошку, кроликов развести, в шахматы поиграть. Вообще, дедушки у нас гораздо быстрее стареют и более замкнуты, а женщины любят общение, им интересна такая «движуха». Они активно занимаются, ходят на различные кружки, которые созданы в рамках проекта «Третий возраст». Вообще, они, конечно, молодцы. У меня более тридцати человек занимается. Есть такие бабушки, которые могут фору дать любой школьнице: и прыгнуть, и отжаться. Я просто удивлен. Интересно в том плане, что они очень благодарные ученицы, то есть виден прогресс. Мы хотим, чтобы эти женщины подключались активно к различным акциям, показательным выступлениям, как раз для популяризации в том числе и ГТО. Чтобы они своим примером показывали, что мы в таком возрасте можем, а вы, молодые, ходите с бутылкой пива. Вот такая идея в основе этого проекта.
– Среди этих бабушек есть такие, которые готовы сдать пусть не на золотой знак ГТО, но на бронзовый.
– Да я думаю, и на золотой там много кто сдаст. Нормы ведь по их возрасту не такие большие. Просто все это только зарождается, и нет пока этих значков по сути. Как только все это начнется, откроются площадки, то мы сразу подключимся.
– А что включают занятия? Я слышал, что вы бегаете в Мичуринском парке.
– Не бегаем, а просто ходим. В основном у нас такие оздоровительные вещи. Это дыхательная гимнастика, работа со зрением. Где-то какая-то разминка, растяжечка и элементы боевых искусств. Работа также идет с энергетикой: с травой, с водой и деревом.
– Как записаться, допустим, моей бабушке?
– У нас одна бабушка ведет группу «ВКонтакте», и можно написать непосредственно туда. Можно позвонить в «Единую Россию» (проект партии – авт.), а так мы каждый вторник и четверг ведем занятия в холодное время года в спортзале «Северной Олимпии». Вторник и четверг в одиннадцать часов. Двери для всех всегда открыты. Единственное – я частенько уезжаю на соревнования, и тренировки на этот период останавливаются, ведь чтобы кто-то это продолжал, надо пригласить человека, платить ему. Я занимаюсь этим на общественных началах. Для бабушек это все бесплатно. Спортагентство нам предоставило спортзал, и я, соответственно, посвящаю свое личное время, чтобы с ними работать.
– Вы говорите о массовом спорте. Сейчас президент Владимир Путин делает шаги именно к этому: появились народный спортивный канал «Матч ТВ», ГТО. Что еще нужно, чтобы люди начали атаковать спортзалы?
– Это действительно первые шаги, ведь массовый спорт у нас буксует. Прежде всего нужна доступность. У нас, к сожалению, с этим в Коми пока очень плохо. Что, в каждом дворе турник есть? Это же элементарно. Нет детских площадок во дворах. Детям негде гулять. Все идет с младых ногтей. Где можно родителям в Сыктывкаре время провести с детьми? Да, есть лыжная база «Динамо», русские горки, бассейн, скалодром. Но таких предложений должно быть гораздо больше. Все, что я сейчас перечислил, – это все частные структуры, а экономическая ситуация нестабильная. Надо понимать, что если мы захотим взять напрокат лыжи, то мы должны прийти и заплатить за это деньги. Затраты большие, то есть нет доступности для всех. Все в основном залы-то частные. Значит, чтобы снизить цены, нужны определенные дотации. Скажем, у вас в клубе занимается пятьсот человек или тысяча. Значит, государство вам компенсирует, допустим, сто человек, и пусть они занимаются бесплатно. В том же фитнес-клубе, еще где-то. Понятно, что сейчас государству и так тяжело, денег не хватает, но без этого, по моему мнению, дело не пойдет.
– Вам государство какие-то дотации выделяет? Условия здесь для занятий отличные, залы новые. Это ж какие затраты?
– Нет, нам ничего никто не выделяет.
– То есть вы больше вопреки, чем благодаря кому-то развиваетесь.
– Так у нас вся Россия вопреки развивается, весь бизнес. Благодаря у нас обычно сводится на «нет», потому что обычно все завязано на одном человеке. Исторически так сложилось, что все в нашей республике завязано на определенных личностях. Это касается всех наших профессиональных команд в Коми. Скажем, футбол был завязан на бывшем заместителе главы. Сейчас неизвестно, что с футболом будет в силу известных причин. Понятно, что, скорее всего, начнется дикий спад. Была прекрасная команда «Динамо-Вычегда». Где она? Был «Строитель» в элите хоккея с мячом, потому что был заинтересован в этом первый глава Коми Юрий Спиридонов. Когда идет инициатива сверху, когда одному человеку захотелось чего-то сделать, а завтра у него уже нет ни сил, ни желания, то образуется яма, безысходность у людей рождается.
– У нас есть карате, есть тхэквондо. Вы как-то мирно сосуществуете? Какие у вас взаимоотношения?
– Они нам не конкуренты. У нас, если говорить по-научному, разный сегмент рынка. Мы занимаемся маленькими детьми в основном. По большому счету, то, чем мы занимаемся в «Школе боевых искусств», это результат переоценки ценностей, которая произошла именно в моей голове. В структуре и в миссии школы. Если раньше мы думали, как бы нам привезти мастера спорта международного класса, как бы сделать чемпиона мира, то сейчас мы полностью на восемьдесят процентов переориентировались на то, чтобы у нас дети были просто довольны. Если кто-то хочет вырасти в чемпиона мира, то мы это можем, но каждый должен понимать, что будут определенные вложения: временные ресурсы, денежные. Нужно ребенка возить на соревнования, тратить свое и его время. Спорт высших достижений сейчас для нас не важен, важна именно физическая культура. Это наш основной приоритет. Маленькие дети с трех лет, бабушки. Взрослых у нас меньше. Они приходят в основном просто для того, чтобы вспотеть, поддержать мышечный тонус. Не все же любят «железо» тягать.
– Расскажите подробнее о тренерской работе в сборной. Как так получается, что вас назначили старшим тренером сборной России по тхэквондо ГТФ? Мы же привыкли, что все сконцентрировано в Москве, в Питере.
– В сборной старших тренеров несколько. По разным направлениям. Я курирую весь технический вопрос. Почему технику, а не поединок? Потому что поединок скоротечен. Человек может выступать пять-шесть лет, потом он закончит, и все, а техника на всю жизнь остается: что в шестьдесят лет, что в двадцать. Это близко философии нашей школы. Если ты много времени уделяешь технике, значит, у тебя хорошая осанка, а если хорошая осанка, соответственно, все органы расположены правильно. Ты нормально питаешься, ведешь здоровый образ жизни. Поэтому мы взяли на себя технические вещи. Я много ездил на разные семинары, много учился. Какой-то опыт у меня появился, и по большому счету мы это заслужили достижениями наших спорт-сменов. У нас более тридцати мастеров спорта в школе и пять мастеров спорта международного класса. Причем все это на самофинансировании.
– Надо же ездить на сборы. Насколько это тяжело отсюда постоянно выезжать?
– Сборная только на учебно-тренировочных сборах собирается и комплектуется из тех людей, которых мы видим на местах. Другое дело, что мы должны посетить соревнования всероссийские и посмотреть там на людей, выбрать их. Я регулярно езжу и уже к этому привык. Вот сейчас из Кирова приехал. Ездим, смотрим на людей, берем на заметку, потом смотрим на них на соревнованиях.
– На фоне всей России тхэквондо ГТФ у нас в регионе как выглядит?
– Мы вообще являемся регионом-лидером. Но сейчас тенденция идет такая, что лидерство мы постепенно будем отдавать. У нас сейчас прекрасные юниоры, но у них приоритет – школа, ЕГЭ. Я это хорошо понимаю, потому что дети должны учиться.
– Я так понимаю, что есть тхэквондо олимпийское, а ГТФ – это неолимпийский вид. Как-то эта ситуация будет меняться?
– Скорее всего, дистанция шестьдесят метров в легкой атлетике никогда не будет олимпийской. Много дисциплин. Есть популярные, есть не популярные. У каждого вида спорта есть своя медальная квота. Я вообще не очень хорошо отношусь к олимпизму. Это выжимание соков из человеческого организма, допинг, стресс. Никакого отношения к здоровому образу жизни это не имеет. Многие люди этого просто не понимают. Работа спортсмена – это тяжелый труд, связанный с большими опасностями. Мы этим не занимаемся. Я этим заниматься не хочу.
– Я знаю, что в 2014 году вы ездили в Анапу на Всероссийские юношеские игры боевых искусств, в рамках которых была показательная сдача норм ГТО. Расскажите об этой поездке.
– Это мероприятие проводится ежегодно. В рамках этих соревнований все виды единоборств собираются: бокс, тайский бокс и так далее. В Анапе очень хороший климат, классный стадион, много спортсменов съезжается туда ежегодно – в течение недели до трех тысяч человек, включая судей и официальных представителей. Много звезд нашего спорта там было. Соответственно дали возможность каждому апробировать этот комплекс, получить грамоты. Было здорово, интересно. Я, естественно, нормативы сдавал по своей возрастной категории, и мне они, честно говоря, показались очень легкими. Прыжок в длину, пресс, подтягивания. То есть это такие элементарные вещи, которые в принципе любой человек может сделать. В целом понравилось. Надо больше проводить таких акций, чтобы люди для начала просто узнавали, что такое вообще ГТО.
– У вас много титулов, много зарубежных поездок. Может, вспомните какой-нибудь интересный случай?
– Случаев очень много. Например, про корейцев можно рассказывать очень долго. У нас был семинар в Чанчжоу в 2010 году. Там собралось около трехсот человек. Нужно было пойти и быстренько взять кофе, потому что через пять минут семинар закончится и все пойдут пить и есть. Мы попросили знакомую, которая хорошо владеет английским, пойти взять на всех пять капучино. Деньги дали. Приходим в это кафе, а она чуть не плачет. Спрашиваем, что случилось? Оказалось, что она подошла к продавцам, сказала, что ей надо, а ей никак не продавали. Она долго общалась с ними, а все это время очередь ждала. Пришел менеджер и сказал, что мы не можем вам столько кофе продать, вы ведь от такого количества умрете. Причем у них постоянно такая штука. Вообще не принято покупать на кого-то.
– В плане подготовки спорт-сменов что бы вы у них взяли?
– Не знаю. Антропометрия у них и у нас очень разная. У корейцев короткие ноги и длинное тело. Если вы сядете с корейцем в бане, то в сидячем положении кореец будет выше вас, а если встанете, то будете выше на голову. Вот в чем фишка. На этом и стоит тхэквондо, ведь с короткими ногами гораздо легче контролировать свое тело. Они коротенькие, маленькие. Нам состязаться с ними очень трудно. Благо сделали более демократичные правила, введя удары руками. У европейцев руки длинные, и мы за счет этого еще можем конкурировать. А на ногах с ними просто невозможно соревноваться.
Ярослав СЕВРУК
Фото Дмитрия Напалкова

12397102-12397215

IMG_8284

IMG_8216

IMG_8386

Оставьте первый комментарий для "Анатолий Чиканчи: «ГТО – первый шаг к развитию массового спорта»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.