Павел Поташов: «Новой школьной организации нужны «локомотивы»

29 октября президент Владимир Путин подписал указ о возрождении пионерии. Правда, название у организации, которая займется воспитанием современного подрастающего поколения, будет иное – «Российское движение школьников». В ближайшее время «Росмолодежь» должна представить свои предложения по исполнению указа, а пока идет сбор предложений. Свою лепту в этот процесс готов внести сопредседатель республиканского штаба Общероссийского народного фронта, зампред Общественной палаты Коми Павел Поташов. О том, какой ему видится «пионерия в новом формате», он рассказал «Республике».

IMG_3324 Зильберг, Жиделева По большому счету мы берем все позитивное из того, что было в разные времена, и транслируем в сегодняшнюю действительность.

– Зачем возвращаться к хорошо забытому старому? Получается, что ничего принципиально нового нынешнее поколение придумать не в состоянии?
– Пионерия – это ведь не изделие Советского Союза, до пионеров были скауты. Я внимательно изучил историю скаутского движения. Еще в 1915 году член комитета общества «Русский скаут» Цытович придумал девиз: «Будь готов! Всегда готов!», который впоследствии переняли пионерские организации. В том же году Николай Адуев написал гимн скаутов «Будь готов!». Очень многое пионерскими организациями было взято от скаутов. Зачем же отказываться сейчас от того позитивного, что было прежде?
Как-то к Сталину пришли старые большевики и сказали, что недовольны тем, что им приходится ездить по царским железным дорогам и пользоваться царскими паровозами. Надо все это поломать и построить новые коммунистические железные дороги, пустив по ним новые локомотивы. Сталин в ответ написал статью, в которой обозвал этих людей коммунистическими троглодитами.
Истории свойственно повторяться. Когда в 1991 году к нам сюда приезжал один из идеологов новых преобразований Франц Клинцевич, я ему сказал, что нельзя откидывать все, что было хорошего в Советском Союзе. Но он ответил: «Нет, нам ничего этого не нужно». Сейчас идеология изменилась, и оказывается, что все нужно. По большому счету мы берем все позитивное из того, что было в разные времена, и транслируем в сегодняшнюю действительность.
– То есть новая организация не будет калькой с пионерского движения?
– Думаю, нет. В ближайшее время появится положение, которое будет предложено к всероссийскому обсуждению. На мой взгляд, туда должно войти все лучшее. И потом это не должен быть застывший документ. С течением времени он может постепенно видоизменяться – что-то прижилось, что-то не прижилось.
Самый главный посыл такой организации – воспитательный. Надо понимать, что в период взросления, когда подростки формируют свое мировоззрение, возрастает роль наставника. Если вспомнить старые дореволюционные времена, у ребенка в богатой семье был наставник – «дядька», который прививал определенные навыки. В бедных семьях подростков отдавали в ученики. А, скажем, в арабском мире мальчик воспитывается женщиной до девяти лет. С девяти лет его воспитанием занимается отец. Так и здесь. Скаутское либо пионерское движение – это возраст от десяти и старше лет, когда ребенку нужно некое утверждение в социуме. Если он в этом социуме не будет утверждаться, то он ничего не достигнет, не научится быть коммуникабельным. И вот законы скаутов и законы пионеров, перекликаясь, создают возможность реализовать себя в разных начинаниях.
Помните, у нас недавно был конкурс «Лучший призывник»? Там предлагались такие вещи, когда нужно было проявить лидерские задатки. Ребята едут на грузовике, который обстреляли. Кто-то должен выскочить и взять на себя командование, иначе просто всех по одному перещелкают. Это лидерские задатки, которые мы должны были выявить у 18-летних людей. А если начать выявлять их раньше, то лидеры появятся в благотворной среде очень быстро.
– Обходились же почти четверть века без такой организации, почему же заговорили о необходимости ее восстановления именно сейчас?
– Мы находимся в очень сложной экономической ситуации. Родители с утра до вечера работают, чтобы обеспечить семье определенный прожиточный минимум. А подростки вне школы предоставлены по большей части самим себе. И это в период, когда идет половое созревание, когда человек идентифицирует себя как личность. Именно в это время очень важно дать ему ценностные ориентиры. Ведь организация – это не просто коллектив, где ходят строем, отдают рапорты и так далее.
– Какой, по-вашему, должна быть идеология возрождаемой пионерии?
– Давайте сравним законы скаутов и юных пионеров: у первых долг перед богом, у вторых – верность рабочему классу. Но, повторяю, сейчас никто не говорит о воссоздании пионерской организации. Организация, которую предложено создать, называется «Российское движение школьников». Ты можешь быть иудеем, приверженцем ислама, буддистом или атеистом, но ты школьник. И объединение школьников формирует другой заряд, здесь будет меньше идеологии, чем было в пионерской организации. Я не думаю, что будут создавать пионерский лагерь по принципу «Делу партии Медведева будь готов!». Конечно, определенная идеологическая закваска будет, но в основе всего должен, на мой взгляд, быть патриотизм, воспитание любви к Родине. Пока это у нас слабое звено.
Патриотическое движение только начинает возрождаться. Вспомните, лет десять назад уклонение от армии считалось чуть ли не подвигом, если ты от армии уклонился – ты молодец. А сейчас даже появился конкурс в определенные войсковые части. Причина не только в материальной составляющей. Огромная масса молодых людей становятся волонтерами, потому что у них есть потребность быть кому-то полезным. На мой взгляд, у движения школьников и у волонтерского движения идеология будет схожей.
– В отличие от коммунистической партии и даже комсомола имидж этой детской организации почти полностью положительный. Может, стоит напомнить, что хорошего в себе несла такая система воспитания?
– Любая молодежная организация – будь то пионерская, комсомольская – всегда собирала вокруг себя людей инициативных и толковых. Но у нее был еще один ресурс, о котором мало говорят, – организация могла влиять на исправление подростков. Приведу пример из собственной жизни. Он связан не с пионерией, а с той деятельностью, которой я занимался: я создал и вел клуб юных собаководов. Если ребенок показывал мне дневник с двойками, я лишал его права посещения кружка. И это же правило действовало во многих спортивных секциях. Тренер для подростков был царь и бог. И когда я лишал ребят права приходить ко мне в клуб собаководства, они исправляли двойки молниеносно. Вот и здесь – организация должна быть настолько интересной, чтобы ребенок, преодолевая какие-то свои недостатки, желал быть ее активным участником. Это рычаг воздействия на него.
Чем можно напугать современного ребенка – отключением интернета, лишением сладкого. Это формирует протестное настроение по отношению к родителям.
Сейчас большинство кружков и секций направлены на то, чтобы выявить таланты. Но талант и гений – это как алмаз, надо пробурить и извлечь миллионы кубов породы, чтобы найти алмаз. И может быть, с этой точки зрения это и правильно. Но что делать толстому мальчику, что делать неуклюжей девочке? И потом, для чего мы собираемся формировать какие-то ценности у ребенка? Основная цель – вырастить из него хорошего родителя, ведь от нуля можно получить ноль, а если в ребенке мы закладываем определенные ценности, то и он, став взрослым, передаст эти ценности следующему поколению.
Не могу в этой связи не привести еще одну показательную историю. Было это, когда республикой руководил Владимир Торлопов, и мы бились вместе за отмену запрета ходить на озера ловить рыбу. Потому что у нас рыба мелкая, а в Северо-Двинском бассейне было нельзя ловить рыбу меньше 10 сантиметров. Что стали делать рыбаки? Они перестали ходить на озера, бурить лунки, произошел мор рыбы. Либо кто-то бурил лунки, но сыну говорил: «Вот тебе рыбка, ты пойди ее в кусты спрячь». И таким образом в маленьких детях формировался правовой нигилизм, протестная среда – «государство неправильно делает, а мы его обманем».
Ценности, которые должны сформироваться в детско-подростковой организации, – лояльность к государству и участие в управлении государством. Только через такие механизмы можно улучшить жизнь: если человеку что-то не нравится, он должен заявлять об этом. Мы же говорим маме, если суп пересолен, что есть его не будем. Но если нам платят маленькую зарплату или вводят какие-то законы, ущемляющие наши права, здесь молчим. Поэтому задача возрождаемой «пионерии» – формирование людей с активной жизненной позицией. Иначе мы так и будем все время управляемым стадом, которое будет кто-то куда-то вести.
– Главной задачей пионерского движения провозглашалось воспитание в духе преданности коммунистической партии. Чего стоит хотя бы клятва будущего пионера: «…жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». А сейчас вступающим в организацию ребятам тоже придется принимать клятву – на верность кому или чему?
– Я бы ушел от формирования каких-то штампов. Очень боюсь, что может повториться известный постулат Черномырдина: что ни делаешь – получается КПСС или хотели как лучше, получается как всегда…
У нас многоукладный, многоконфессиональный народ, и то, что привычно для жителей одного региона, неприемлемо для другого. Условно говоря, дача клятвы для Республики Коми не может быть повторена один в один в некой кавказской республике.
– А чем будут заниматься члены школьной организации и как будет происходить выявление лидеров?
– Когда я был пионером, то играл в войнушку. В пятом классе стал вожатым первого класса и повел детей играть в «Зарницу». Много времени мы провели в сугробах, и на следующий день половина ребят заболела и не пришла в школу. После этого меня лишили звания вожатого. Я это к чему – любой элемент игры позволяет выявить определенные лидерские качества. А как иначе можно выявить, кто в этой среде лидер? Проводить тесты?
– Хорошо, пусть игры, но почему обязательно военизированные?
– Ну давайте будем играть в городки, лапту. Любые игры, в которые играют детишки, – развивающие. Особенно подвижные, требующие принятия быстрых решений. Если, играя в них, ребенок научится отличать плохое от хорошего, умению защитить себя, свою семью, своих близких, разве это плохо? Через игру в городки этому, наверное, не научишься.
Кроме того, особо я бы хотел сказать о профильных лагерях, о которых недавно упоминал врио главы республики Сергей Гапликов. Раньше их было 12 видов: оздоровительные, санаторно-курортные, физкультурные, спортивно-трудовые, сельскохозяйственные, общетехнические и так далее. Объединяться по профилю интереснее.
К сожалению, мой личный опыт детских лагерей негативный. В нашу группу в пионерском лагере попали несколько детей, у которых отцы были местные кухонные хулиганы, и они эту культуру отношений перенесли в пионерский лагерь. И там была такая маленькая дедовщина. Почему нет дедовщины в боевых и строевых частях в той степени, в которой она есть в тыловых? Потому что когда ты с утра до вечера занят строевой и боевой подготовкой, когда копаешь окопы, совершаешь марш-бросок, то остается одно желание – поесть и поспать. А когда целый день из угла в угол ходишь, вечером начинается прессование молодежи. Так и здесь – если кружок научно-технический, кружок юных натуралистов, будущих космонавтов и так далее, и лидер, руководитель этого направления, – фанат своего дела, он будет заниматься с ребятами столько, сколько необходимо. Почему интересно в такие лагеря попадать – потому что там фанаты, дающие очень много интересной информации, которую дети не получают дома.
Говорю об этом не понаслышке. В свое время в Печоре я создал и руководил летним лагерем «Юный собаковод» на базе нашего кружка. На летнюю смену к нам приехали 11 московских подростков из кинологического кружка имени пограничника Карацупы. И столько же ребят было местных. Полдня мы работали в совхозе, чтобы заработать москвичам на обратные билеты, строили собакам вольеры, выступали в школах и на детских площадках.
– В этой связи возникает вопрос: где найти таких фанатов?
– Во-первых, из числа бывших военнослужащих. В свое время я написал письмо главе республики, в котором поделился своим видением, как можно организовать работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. И в частности, предложил привлекать в наставники, лидеры молодежных неформальных объединений возвращающихся «на гражданку» сержантов, которые получили сержантское звание именно в войсковой части, а не после «учебки». Военнослужащие этой категории, как правило, отличаются активной жизненной позицией, у них ясная цель в жизни, и по сути это лидеры войсковой среды. Вот они-то и могли бы заниматься с ребятами, вести различные кружки и секции по интересам, воспитывать подростков.
Такую же среду надо формировать в университетах, в институтах, отбирать активных людей из числа волонтеров, обеспечив соответствующими условиями. Если это целостный человек, настроенный на позитив, то надо его привлекать и помогать ему.
– Как вы считаете, эту идею поддержит население?
– Я посмотрел на разных сайтах комментарии. Те, у кого позитивное восприятие сегодняшней ситуации, кто считает, что «стакан наполовину полон», приветствуют предложение. Мы сейчас живем в очень сложное время, когда нужна консолидация общества. А поколение, которое растет, оно вне идеологии. Поэтому, думаю, общество расколется: кто-то скажет, что это нужно, кто-то с этим не согласится.
Сразу скажу, чего я не сторонник. Я не сторонник разборов полетов на совете отряда, дружины, как это делалось в советское время, когда провинившегося выставляли перед всеми и осуждали: почему плохо учишься или собрал мало металлолома… Такие чистки ни к чему.
Я сторонник того, чтобы школьники приходили в свою организацию по огромному желанию. А такое желание возникнет, если у истоков этой вновь создаваемой организации будут стоять люди фанатично заинтересованные в создании кружковой работы, секционной работы.
Помните, у нас гремела семья Никитиных? Родители воспитывали детей по своей методике. А знаете, чем там все закончилось? После смерти отца были суициды, кто-то из детей был посажен в тюрьму. Это говорит о том, что должна быть некая преемственность наставников, воспитателей. Или другой пример на эту же тему. Был в Сыктывкаре такой Валентин Лаврович Балашов, руководивший техническим клубом, – скольких ребят он спас от тюрьмы и так далее. На базе клуба был оперативный комсомольский отряд. То есть нужны ярко выраженные положительные лидеры этой среды. Почему в 90-е годы было много криминальных структур, заточенных под одного лидера? Занимались парни боксом, кто-то из лидеров пошел в криминал – и все за ним.
Сейчас первостепенная задача – выявление позитивных лидеров.
– Захотят ли эти люди работать на чистом благородстве?
– А почему нет? Есть движение отцов в Свердловске, есть человек, который занимается плохими дорогами Пскова, и есть неравнодушный житель Северной столицы, который занимается дырявыми крышами Санкт-Петербурга. На самом деле людей, у которых есть интерес и желание абсолютно бескорыстно предложить свои возможности государству, – масса. Другой вопрос, что чиновники в большинстве своем не очень хотят что-то делать, помогать им.
– Но согласитесь – это очень редкие примеры.
– Хорошие кадры отбираются по крупицам. Задача государства – создать такие условия, при которых этих крупиц золота будет много. Нужно создавать «обогатительную фабрику» под лидеров. Тогда придут люди, которым это будет интересно. И даже я в свои достаточно взрослые годы был бы здесь полезен.
– Вы упомянули о добровольности вхождения в организацию. Но ведь в этом случае широкого охвата школьников не будет, и значит, подростки с асоциальным поведением останутся вне этой воспитательной системы, и их социализации не произойдет. А вот в пионерию принимали всех.
– Вовсе нет, в классе всегда были два-три подростка, кто не удостаивался чести стать пионером. И исключали из пионеров за плохое поведение. Было и такое наказание – снимали галстук на неделю.
Я категорический противник принудительного и всеобщего вхождения в организацию. Должна быть создана система ценностей, при которых ребенка туда тянет, ему интересно. Еще раз возвращаясь к собственному опыту: в руководимом мной клубе собаководства в час ночи у меня сидела толпа подростков, и я писал справки: «Уважаемая Мария Петровна, сообщаю Вам, что Ваш сын, такой-то, находится в клубе собаководства до часу ночи». Подпись, печать. Родители твердо знали, что их ребенок находится в клубе, что все в порядке. У меня детишки задерживались до последнего автобуса и шли в Эжву пешком, умывались и шли в школу. Была создана такая ситуация, которая была детям настолько интересна, что их невозможно было оттуда выгнать.
Приведу пример, который не имеет отношения к пионерскому, школьному движению, но он знаковый. Был такой паровоз «Овечка», который из Царского Села тащил до Санкт-Петербурга вагончики. Росли железные дороги, увеличивались расстояния, появились другие паровозы. Современные локомотивы тащат уже по 150 вагонов. Вот и приложимо к школьной организации нужен локомотив. За нормальным локомотивом будут идти «вагоны». Вагон сам по себе движется только под горку, и то, если подтолкнуть. Поэтому если маленький локомотивчик «Овечка» поведет за собой десяток пацанов, то большой человек, выдающаяся личность, объединит вокруг себя много людей.
Детское увлечение собаками перешло в мою взрослую профессию и мой бизнес. Я всю жизнь занимался только тем, чем хотел. Может быть, создавая такие кружки по направлениям, мы формируем не только среду, но и помогаем человеку найти себя, заложить свое будущее. Мы тем самым создаем некий базис ценностей у ребенка, который завтра станет взрослым, и очень важно – каким.
Беседовала Галина Бобракова
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА, ridus.ru, rpo-ramenki.narod.ru

321f0aa36202c9e4ccc7f1e3611 Никто не говорит о воссоздании пионерской организации, но элементы атрибутики следует сохранить.

povjazyvanie Задача возрождаемой «пионерии» – формирование людей с активной жизненной позицией. Иначе мы так и будем все время управляемым стадом, которое будет кто-то куда-то вести.

Если маленький локомотивчик «Овечка» поведет за собой десяток пацанов, то большой человек, выдающаяся личность, объединит вокруг себя много людей.

1 Комментарий для "Павел Поташов: «Новой школьной организации нужны «локомотивы»"

  1. Кому нужно Microsoft Office 2007? Вот полный пакет Microsoft Office 2007 Enterprise + Visio Pro + Project
    всё работает как часы
    описание:
    Microsoft Office 2007 Enterprise + Visio Pro + Project Pro + SharePoint Designer SP3 RU RePack V16.1
    Разрядность программы:
    х86 (можно устанавливать на х64 системы)
    Язык интерфейса: Русский
    https://money.yandex.ru/embed/shop.xml?account=410011647920172&quickpay=shop&payment-type-choice=on&mobile-payment-type-choice=on&writer=seller&targets=Microsoft+Office+2007+Enterprise+%2B+Visio+Pro+%2B+Project&default-sum=50&button-text=01&fio=on&mail=on&successURL=https%3A%2F%2Fyadi.sk%2Fd%2F8Punt8PEjD8BV — отдаю за 50 руб
    срузу после оплаты автоматический переход на скачивание….

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.