Дальнобойщики осудили «Платона»

Общественники посчитали взимание новой платы с большегрузов непродуманной мерой

15 ноября вступят в силу новые правила взимания платы с большегрузов массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Постановлением правительства России от 18 мая 2015 года плата для такого транспорта установлена в размере 3 рублей 73 копеек за каждый километр пути. В предпринимательском сообществе новые поборы вызвали не просто неоднозначную оценку – уже повсеместно готовятся протестные акции. Например, в Москве 11 ноября водители фур грозят «итальянской забастовкой» – будут двигаться по дорогам столицы со скоростью 10 километров в час. Коми региональный штаб Общероссийского народного фронта организовал обсуждение этой животрепещущей темы, пригласив на встречу все заинтересованные стороны.


Встречу открыл модератор мероприятия, сопредседатель регионального штаба ОНФ, зампред Общественной платы РК Павел Поташов, который сразу предоставил слово уполномоченному по защите прав предпринимателей Игорю Бобкову. Омбудсмен сообщил, что к нему и в «ОПОРу России» в массовом порядке обращаются представители малого и среднего бизнеса, обеспокоенные новой статьей расходов.
– Сборы ведут к удорожанию стоимости перевозок. Средняя фура, перевозящая продукты питания, даст удорожание стоимости груза порядка 10 процентов. Кроме того, сегодня не совсем понятен порядок оплаты за нанесенный большегрузным транспортом ущерб федеральным дорогам, и хотелось бы в этом разобраться, – отметил Игорь Бобков.
Подробные разъяснения на протяжении всей встречи поочередно давали представители частной компании – обособленного подразделения в Сыктывкаре ООО «РГ-Инвест Транспортные Системы», которой государство перепоручило функции оператора системы «Платон», отслеживающей движение большегрузов. Как рассказали руководитель фирмы Анастасия Корникова и ее заместитель Антон Аннушкин, «Платон» расшифровывается как «плата за тонны». Это уникальная отечественная разработка, позволяющая сканировать госномера большегрузов, двигающихся по федеральным трассам, и списывать с лицевых счетов владельцев транспорта плату. Ее размер будет определяться двумя способами – с помощью маршрутной карты либо бортового устройства.
Делается это следующим образом. Сначала владелец транспортного средства должен зарегистрироваться в системе. Сделать это можно через сайт platon.ru, связавшись с оператором по телефону 8-800-550-02-02 либо в офисе ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», расположенном в Сыктывкаре в здании торгового центра «Майский». Там же либо через личный кабинет на сайте компании грузоперевозчику помогут оформить электронную маршрутную карту: зеленым цветом на ней обозначается движение по дорогам нефедерального значения, красным – по федеральной трассе. Плата рассчитывается только за федеральный отрезок, автоматически списывается с лицевого счета владельца большегруза и поступает в федеральный бюджет.
Бортовое устройство устанавливается в кабине автомобиля и позволяет определять маршрут движения грузовика при помощи технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Впрочем, техническая сторона дела вопросов почти ни у кого не вызвала. Разве что уточняющие: насколько надежна система и могут ли быть сбои? Куда больше всех волновало, насколько возрастут затраты предпринимателей, которые наверняка включат эти издержки в стоимость перевезенного груза.
– Создается ситуация, при которой автоперевозки становятся нерентабельными. В преддверии вступления в силу новых правил уже есть статистика, что транспортные затраты возросли, – внес затравку для дискуссии Павел Поташов.
– Сильные останутся, а слабые физлица с неправомерными действиями уйдут, – простодушно заявил Антон Аннушкин.
– Какую хорошую тему вы сейчас выдали. То есть прямо говорите: малому бизнесу в этом сегменте места нет, – укорил представителя компании-оператора сопредседатель штаба ОНФ.
Но, по словам Антона Аннушкина, нарушают – укрываются от уплаты налога прежде всего представители малого бизнеса. Теперь, в случае если они не будут зарегистрированы и грузовик массой свыше 12 тонн засекут на федеральной трассе, владельцу транспортного средства будет грозить солидный штраф – порядка 400 тысяч рублей.
Включившаяся в разговор член Общественной палаты Нина Шмарова поинтересовалась:
– Говорят, что теперь перевози-мый товар подорожает на десять процентов. Так своевременно ли вводить эту плату сейчас с учетом, что с деньгами у населения и так все не очень хорошо? Может быть, не взимать плату за грузы социальной значимости, те же продукты, стройматериалы?
– Под видом социально значимых будут перевозить все что угодно, – не согласился с общественницей Антон Аннушкин.
– Но тогда грузоперевозчики будут перекладывать нагрузку на население. Давно ли мы говорили, что цены должны быть под контролем? – продолжила настаивать на своем Нина Шмарова.
– 400 тысяч рублей штрафа – серьезные деньги для малого бизнеса. Почему нельзя предусмотреть преференции, ведь иначе социальная напряженность вырастет. И почему сначала не отремонтировать федеральные дороги, а потом уже взимать деньги? – поддержал коллегу по палате Павел Поташов.
Высказали участники обсуждения и сомнение по поводу того, что скоро не будут введены повышающие коэффициенты для большегрузов разной тоннажности. Пока такой градации нет, но нет и гарантии, что плата не будет неуклонно повышаться.
– Как быть, если машина, на которую оформлена маршрутная карта, сломалась, а груз надо доставить без отлагательств? – задал следующий вопрос Павел Поташов.
– Замена одного транспортного средства на другое возможна, если оно также зарегистрировано в системе «Платон». Мы поэтому рекомендуем владельцам большегрузов зарегистрировать весь свой автопарк, разделив его на две группы – основной и резервный. При этом бортовое устройство нельзя переносить на другое транспортное средство, – пояснил заместитель руководителя ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Юрист «ОПОРы России» Сергей Изъюров обратил внимание еще на один аспект.
– Прежде чем выехать на маршрут, надо оплатить счета авансом? – задал он уточняющий вопрос и, получив положительный ответ, продолжил: – Как заплатить и быть уверенным, что это не лохотрон?
– Уже появились сайты, предлагающие регистрацию транспортных средств за плату, – признал появление фирм, которые хотят погреть на этом руки, Антон Аннушкин. – У нас вся процедура абсолютно бесплатная.
Всех интересовало, сколько средств за год сможет собрать регион и пойдут ли эти деньги именно на содержание федеральной трассы «Вятка» – единственной, которая проходит по территории Коми.
Представители компании-оператора пояснений на сей счет дать не смогли, сославшись на конфиденциальность персональных данных, но озвучили общую цифру: за 2016 год в России планируется собрать 40 миллиардов рублей взносов с большегрузного транспорта.
В Коми, как сообщил исполнительный директор регионального союза промышленников, предпринимателей и работодателей Владислав Рудой, три тысячи фур.
– Надо убеждать людей, чтобы они регистрировались. Но боюсь, что будут волны недовольства, – отметил он.
– Россия перешла в режим сберегательной экономии. Люди перестали тратить деньги, покупают только дешевые товары. Перед Новым годом ситуация может обостриться, – продолжил мысль коллеги Павел Поташов. – Поэтому предлагаю ввести мораторий до весны. Сейчас экономически не то время, когда можно вводить такие меры. С этой инициативой мы хотим обратиться в федеральный штаб ОНФ.
Далее он напомнил, что получилось с регистрацией такси. Тогда законопроект тоже свалился как снег на голову, последовала бурная реакция таксистов, но к их доводам власти не прислушались. И теперь пять тысяч водителей такси зарегистрировались, а остальные продолжают работать нелегально и не платят налоги.
– Все играют в большую игру, – констатировал «фронтовик».
Еще эмоциональнее высказался Сергей Изъюров:
– Закон принят, и вы говорите, что ничего сделать уже нельзя. Но вы получаете за это зарплату, – обратился он к представителям компании-оператора системы «Платон». – А дальнобойщики против и будут бороться, так что трудно себе представить последствия. Ведь и Февральская революция тоже начиналась с «невинных» очередей. Откуда взялись именно такие цифры – 3,73? Скорее всего, разработчики посмотрели, сколько средств нужно автодору, и разделили эту сумму на количество грузовиков. Проблема не в том, что такую плату ввели, а в том, что ее будут повышать. Принимать решение, которое грозит социальным взрывом, вызовет социальное недовольство, нельзя. Мое предложение – отложить это дело.
После этой тирады слово попросил председатель общественного совета при Дорожном агентстве Коми, председатель республиканского профсоюза транспортников Иван Урсу. Он предложил взглянуть на проблему глазами дорожников:
– Сбор в Дорожный фонд республики – 3,5 миллиарда рублей, а нужно в несколько раз больше. Содержание одного километра стоит 1 миллион 300 тысяч. У государства нет денег. Это раньше 30 процентов консолидированного бюджета шло в Дорожный фонд, чего сейчас нет. Считаю, что правительством делаются правильные шаги. Надо объяснить перевозчикам, что сбор все равно необходим. При плате в 3 рубля 73 копейки за километр стоимость тонны повысится не больше чем на два рубля. Мы посчитали – повышение стоимости фуры с продовольствием из Москвы составит 1,9 процента.
Под занавес разговора высказала свое мнение председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Госсовета Нина Нестерова.
– Это все очень напоминает ситуацию с созданием фонда капремонта. Никто с людьми не советовался, мониторинг начался уже в процессе сбора средств. Сейчас еще один эксперимент на людях. Мы призываем и оператора, и органы государственной власти своевременно информировать людей о вводимых мерах. Это та тема, которая требует всестороннего анализа, – заключила парламентарий.
Завершая дискуссию, Павел Поташов предположил, что ситуация будет обсуждаться на уровне правительства. Предстоят консультации с профсоюзными организациями. Народный фронт будет настаивать на приостановлении этого закона.
– Экономика сегодня в тяжелой ситуации, и нет уверенности, что собранные деньги будут направлены именно на дороги, а не на проведение какого-нибудь чемпионата, – заключил он.
– А за счет чего тогда дороги делать? – спросил Владислав Рудой.
– Можно я отвечу? – вызвался Сергей Изъюров. – Дело не в источниках. Вспомните, какова коррупционная составляющая при ремонте дорог. Нужен не столько дополнительный сбор денег, сколько контроль над их расходованием.
Галина Бобракова
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА

Оставьте первый комментарий для "Дальнобойщики осудили «Платона»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.