Возвращение к жизни

Знание алгоритма оказания первой помощи может спасти человека

В школе республиканского Центра медицины катастроф идут занятия с интернами – выпускниками Сыктывкарского филиала Кировской медакадемии. Подопытные – «Оживленная Анна», «Мистер Харт», «Келли». Это манекены, на которых учащиеся школы отрабатывают навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП. Учеба здесь проходит под началом руководителя школы реаниматолога-анестезиолога Евгения Микуева. На занятиях побывали журналисты газеты.

IMG_5379

«Оживленная Анна» – манекен норвежского производства. Точно такой же находится и в распоряжении Сыктывкарской станции скорой медицинской помощи. И тоже без ног. Где находятся нижние конечности вполне симпатичной и, судя по всему, потенциально длинноногой Анны – неизвестно. Но места для них не находится ни в тесном учебном классе «скорой», ни в весьма скромных апартаментах школы ЦМК. «Оживленная Анна» (название дано производителем) – по сути женский торс. Манекен направлен на приобретение наработки мышечной памяти при легочной реанимации. Естественно, памяти тех, кто отрабатывает на манекене навыки оказания первой помощи: тридцать нажатий на грудь, два вдоха.
«Анна» подключена к компьютеру, и все манипуляции, производимые с ней, отражаются на экране. По диаграмме воспитанники школы могут корректировать свои дальнейшие действия.
По компьютеру видно, чтобы вернуть к жизни «Оживленную Анну», требуется немало усилий. Что немудрено: как пояснил «Республике» Евгений Микуев, цель уличной реанимации – не запустить мотор, а «поменять насос внутреннего сердца». Иными словами, до приезда скорой обеспечить кровообращение головного мозга, чтобы тот (при его наличии соответственно) не пострадал. Время уличной реанимации не ограничено – тридцать нажатий, два вдоха, тридцать нажатий, два вдоха. И хорошо, если возле пострадавшего находится несколько человек, которые бы сменяли друг друга. Производить действия по легочно-сердечной реанимации – не шутка. По стандартам объем вдыхаемого воздуха в легкие пострадавших должен быть не менее полулитра, а в лучшем случае – 800 миллилитров воздуха. И если в помещении вдох не требует гигантских усилий, то на улице это делать нелегко.
Отработка легочно-сердечной реанимации – часть программы для интернов по квалифицированному поддержанию жизни пострадавших при травмах и острых заболеваниях. Здесь же, в школе, интерны учатся останавливать кровотечения, дышать «мешком» при травмах дыхательной системы.
В базовую программу оказания первой помощи входят любые ожоги и обморожения, в частности и при ДТП. На дорогах может случиться всякое: заглохнет мотор в мороз на ночной трассе или водитель (пассажир), напротив, получит термический или кислотный (в случае повреждения аккумулятора) ожог.
Пока интерны поочередно вдыхают жизнь в «Анну», журналист «Республики» побеседовала с преподавателем.
– Какие травмы характерны при ДТП и существует ли сегодня единый алгоритм оказания первой помощи пострадавшим?
– Травмы могут быть разными, начиная от незначительных и заканчивая жизнеопасными. Сегодня алгоритм оценки травмы и оценки оказания помощи обозначен английскими буквами так называемого алфавита Питера Сафара – врача-реаниматолога, сформулировавшего основные принципы и методы сердечно-легочной реанимации. По сути – методические указания для врачей и среднего медперсонала в догоспитальный этап.
Кстати, искусственное дыхание «рот в рот», с легкой руки Питера Сафара названное «поцелуй жизни» («kiss of life»), было описано еще в Ветхом Завете («Пророк Елисей приложил уста к устам ребенка…»), однако техника процедуры была восстановлена лишь в 50-х годах прошлого века. Впоследствии Сафар совместил искусственное дыхание с массажем сердца в алгоритме АВСD.
Созданное Питером Сафаром в 60-х годах по предложению Всемирной ассоциации анестезиологических обществ первое обучающее руководство по сердечно-легочной реанимации было распространено огромным тиражом и переведено на 15 языков мира, включая русский, что закрепило в мировом масштабе принцип ABCD, отдающий первенство приемам респираторной поддержки: А (air open the way) – обеспечение проходимости дыхательных путей; В (breath support) – проведение искусственного дыхания; С (circulation support) – непрямой массаж сердца; D (defibrillation, drugs) – дефибрилляция, введение лекарств.
– Если у пострадавшего политравмы или пострадавших несколько, в какой последовательности оказывается первая помощь?
– Условно говоря, если в одном и том же ДТП пострадали несколько человек, при этом у одного травма дыхательных путей, у второго травма легких, у третьего кровотечение, а у четвертого – травма головного мозга, то в случае неоказания помощи погибать они будут именно в этой последовательности.
Сколько человек может прожить без дыхания? Минуту-полторы. В любом случае в первую очередь нужно определить, в сознании ли пострадавший. Посмотрите на грудную клетку, можно одновременно положить на нее руки, чтобы почувствовать движение. Отсутствие дыхания может быть вызвано запавшим языком, который блокирует верхние дыхательные пути. В этом случае необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, достаточно лишь поднять подбородок пострадавшего. Не сделайте вы этого, и человек может погибнуть в течение двух-трех минут с момента ДТП.
Самые простые действия спасают жизнь человеку, и без них никак нельзя. Не остановили кровь, не зажали рану, не согнули конечность – скорая, а она приедет через двадцать минут, застанет человека уже в состоянии глубокого шока в связи с большой потерей крови. А чем тяжелее шок, тем тяжелее будет его лечить.
– Что делать, если у пострадавшего бьет кровь из руки или ноги?
– Два стандартных метода: повреждена нога – накладываем жгут на бедро, рука – жгут на плечо. Нет жгута – давящую повязку на рану непосредственно, используйте вместо жгута брючный ремень, плотный шарф, рукав рубашки можно оторвать в конце концов.
– Понятно, что характер травм зависит от характера ДТП?
– Да, например, при лобовом столкновении характерны травмы груди. Если водитель пристегнут – от ремня, если нет – от рулевого колеса, но эта травма может оказаться смертельной. Травмы колена – от приборного щитка, в зависимости от того, из чего он сделан. Из-за него же могут быть и переломы бедер, вдавленный перелом таза. Не исключаются и черепно-мозговая травма: тело зафиксировано и оно уже приняло удар, а голова «идет» вперед, встряхивается.
Если машина получила удар сзади, то это, скорее всего, грозит травмой шейного отдела позвоночника. Боковое столкновение чревато переломом плеча, ребер, могут быть и ушибы головы.
Чаще всего при ДТП травмы не изолированные, а так называемые политравмы, когда повреждаются многие органы. Причем иногда целость костей не говорит ни о чем, кости обладают определенным запасом прочности. А находящиеся внутри органы могут быть ушиблены и необязательно разорваны, ведь ушибы – тоже серьезная травма. Ушиб сердца, например, равен инфаркту миокарда. Ушиб легкого, даже если не проявится сразу, вызовет пневмонию. За ушибом живота может быть все, что угодно: разрыв печени, внутреннее кровотечение и развитие перитонита, повреждение почек, разрыв селезенки. За небольшим синяком на животе пострадавшего могут стоять необратимые изменения в органах и тканях. Ушиб живота – самая тяжелая травма, которая ждать не может, такого пострадавшего как можно быстрее нужно доставить в больницу.
В связи с этим приведу пример, как в свое время решили вопрос быстрой доставки пострадавших в ДТП в Татарстане. Трассу от Казани до Набережных Челнов раньше называли трассой смерти, там жуть что творилось: машины постоянно бились, по нескольку раз в сутки, тяжелейшие травмы, смерти. Так было, пока не открыли три подстанции скорой помощи, «заточенных» только под эту трассу. Одна подстанция в Казани, другая – в Набережных Челнах, а посередине между ними пустили по КамАЗу с прицепами – реанимационными палатами. Плюс у них постоянно дежурит вертолет, который работает только на эту трассу. В результате всех принятых мер время эвакуации снизилось от четырех часов до десятков минут – и смертность от травм, в частности от травм живота, упала в десятки раз.
– Можно ли дать пострадавшему в ДТП до приезда скорой помощи обезболивающий препарат?
– Если речь идет о травме живота, обезболивающее не рекомендуется. Единственный способ облегчить страдание – холод и придание человеку соответствующего положения. Как бы ни было написано в книжке, но если пострадавший человек сам стремится принять определенное положение, не стоит ему мешать. Значит, ему так легче. Единственное, что стоит сделать, – положить ему валик под колено и слегка приподнять голову.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

IMG_5355

Оставьте первый комментарий для "Возвращение к жизни"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.