В мечтах о небе

живут учащиеся двух школ Сыктывкара

Специализированные авиационные классы для старшеклассников начали действовать в двух учебных заведениях столицы Коми с 2013 года. Будущих пилотов и штурманов готовят в десятых и одиннадцатых классах школ №25 и №12. Эта инициатива реализуется под эгидой регионального авиаперевозчика – компании «Комиавиатранс». Журналисты «Республики» отправились в альма-матер будущих летчиков, чтобы выяснить, как проходит этот необычный эксперимент.

IMG_5071

Смотрите
только вверх
Учебная программа в спецклассах с летным уклоном содержит углубленный курс английского языка, уроки астрономии, строевую подготовку, а также дополнительные учебные часы по физике. Особое внимание уделяется спортивной подготовке потенциальных воздушных асов. Обучаясь в этих классах, школьники получают целый ряд бонусов в виде экскурсий, бесед с пилотами, красивой формы, бесплатного питания и возможности попасть по целевому набору в институты и училища гражданской авиации. Но по условию договора, отучившись, целевикам надо будет еще отработать пять лет на «Комиавиатранс».
Побывав в школе №25, журналисты «Республики» поприсутствовали на уроке астрономии
11 «в» класса, пообщались с ребятами и руководством школы. Еще до начала занятия во время разговора с учителем физики и астрономии Николаем Белым стало ясно, что подход к реализации проекта в школе очень серьезный.
– У этих ребят три часа в неделю физика, а у остальных два. Плюс астрономия, которой у других нет вообще. Тут мы больше времени уделяем предмету. Грубо говоря, на одну и ту же проблему стараемся смотреть с двух сторон. В обычных классах идем нога в ногу с программой, а тут можно расширить знания: даю им много практических работ, лабораторных. Когда я учился в школе, у нас не было астрономии, и уже в институте у меня проснулась любовь к этому предмету. Мы же привыкли ходить и смотреть под ноги, а если посмотреть вверх? Теперь я всегда говорю ребятам, не смотрите все время вниз, а чаще смотрите в небо, и тогда у вас все получится, – рассказал Николай Белый.
По словам преподавателя, в этом классе из двадцати трех человек семнадцать сдают ЕГЭ по физике, и подход у них к этому предмету весьма серьезный.
Помимо белоснежной формы ребят, первым удивлением на астрономии стало хоровое армейское приветствие преподавателя: «Здравия желаем, товарищ учитель». Выяснилось, что в классе даже есть свой так называемый командир отделения. Им, как ни странно, оказалась хрупкая девушка.
– 11 «в» класс в количестве двадцати человек построен. Командир отделения Мария Морошкина, – отрапортовала она в начале урока.
К занятию авиашкольники подготовили презентации по различным темам. Выходя к доске по двое, они рассказывали о том, зачем нужна астрономия, о современных достижениях в космонавтике, сообщали последние новости с орбиты. В конце каждого доклада учитель спрашивал у класса, есть ли вопросы к докладчикам, и кто-нибудь из одноклассников задавал один несложный вопрос.
После очередного доклада журналисты пошли на небольшую провокацию, задав вопрос не по теме (ученики рассказывали о последних открытиях в области космонавтики):
– Ребята, а каких космических туристов вы знаете?
Задумавшись, дети так и не смогли вспомнить ни одного из них, забыв даже о существовании первого в мире космического туриста 75-летнего Денниса Тито. В 2001 году американский бизнесмен, заплатив двадцать миллионов долларов, слетал на Международную космическую станцию в составе экипажа российского корабля «Союз ТМ-32».
Девушки
рвутся в пилоты
На перемене ученики рассказали, что попасть в авиакласс было непросто – шел серьезный отбор. При этом в этих классах есть ребята и из других школ. Зная о программе компании «Комиавиатранс», многие родители, естественно, стремятся определить своих детей именно в такие элитные классы.
– Мечтаю связать свою жизнь с небом. Хочу стать пилотом, буду поступать в питерский университет гражданской авиации по целевому направлению от «Комиавиатранса». Учиться мне здесь очень нравится. В аэропорт ездили на экскурсии, посещали музей авиации, смотрели, как работают диспетчеры. Здорово. И потом, в других классах нет астрономии, а узнавать о звездах интересно, – рассказал Николай Решетник.
В начале месяца четверо ребят вернулись из Звездного городка, где проходил всероссийский слет «ЮНИСПАС-2015».
– Там было более десяти команд со всех республик и областей. В каждой команде по пятнадцать-двадцать человек. Проходили соревнования, были экскурсии в сам Звездный городок, нас водили заниматься на тренажерах, – рассказал Никита Лучкевич. – Мы приехали одни такие из авиакласса, в основном там были школьники из обычных кадетских классов. Пообщались с космонавтом Олегом Навицким, который недавно вернулся с МКС.
– Он делился впечатлениями, мы даже сфотографировались с ним, – дополнила рассказ Мария Морошкина.
Подобные выезды, как за пределы республики, так и просто посещения сыктывкарского аэропорта, «Комиавиатранс» организует для ребят регулярно. Однако во второй год обучения этих экскурсий становится гораздо меньше. Объясняется это тем, что школьникам в выпускном классе надо усиленно готовиться к сдаче ЕГЭ, и они больше акцентируют внимание на общеобразовательной программе.
Школьники также рассказали, что во время дополнительного часа по английскому языку они изучают различные авиационные термины. Отвечая на вопрос о том, какие термины они знают на международном языке общения, ребята совместными усилиями вспомнили: «air-traffic-controller» (диспетчер).
Говоря о том, куда пойдет учиться после одиннадцатого класса, Никита Лучкевич пояснил, что хочет пойти по стопам отца и собирается поступать в ульяновскую летную академию:
– У меня отец диспетчер, и я точно знаю, что там очень хороший преподавательский состав. Там есть военная кафедра, что тоже немаловажно.
Девушки, смущаясь, сначала сомневались, хотят ли стать стюардессами, а потом, вспомнив, что выпускница школы №12 Анастасия Пискунова поступила в прошлом году на пилота, почти хором ответили, что тоже хотят управлять самолетами.
Задача –
дать ориентиры
Директор школы №25 Виктор Вахнин отметил, что доволен сотрудничеством с «Комиавиатрансом».
– Конечно, нельзя говорить о том, что все эти ребята пойдут дальше в авиацию, да такого и быть, наверное, не может. Но эти беседы, встречи, поездки имеют большое значение даже для общего развития. Дети познают ту область, которая для тех, кто не пойдет в авиацию, скорее всего, осталась бы неизвестной, – рассказал Виктор Вахнин. – Приходят специалисты различных служб, наземных и воздушных, беседуют с ними один раз в неделю, а во второй половине года это экскурсии. Им это очень интересно, да, я думаю, и большинству взрослых это было бы интересно. Я бы сам с удовольствием эти экскурсии посетил (смеется) чисто в познавательных целях.
В свою очередь генеральный директор компании «Комиавиатранс» Александр Пономарев рассказал «Республике», что тоже доволен тем, как проходит эксперимент с авиаклассами. По его словам, всего в прошлом году на авиа-
направление из региона пошли более тридцати человек, и почти половину из этого числа дали именно спецклассы.
– Я не могу сказать, сколько еще это будет продолжаться, ведь мы никогда не говорили о том, что готовим здесь ребят только для поступления, и всегда настаивали на том, что готовим именно для того, чтобы люди просто знакомились с авиацией, развивались и не только рвались в экономисты и юристы. Мы даем ориентиры, это профориентационный класс. Этими классами мы пытались и пытаемся просто развить у ребят интерес к образованию, к учебе. Ну а если кто-то выбрал для себя авиационную стезю – это вдвойне приятно. Всем вне зависимости от того, поступили или нет, эта родившаяся любовь к авиации в жизни точно поможет, – сказал Александр Пономарев.
– Одной из главных задач было утоление кадрового голода?
– Упаси бог. Это слишком долгий временной отрезок, чтобы мы смогли утолить кадровый голод. Это совершенно не так. Мы начинали это больше двух лет назад. Тем, кто пошел дальше, в авианаправлении учиться еще пять лет. Поэтому думать об утолении кадрового голода смешно. Он утоляется перекупкой готовых специалистов. Поймите, авиаклассы – это работа на очень далекую перспективу, – ответил генеральный директор регионального авиаперевозчика.
Ярослав СЕВРУК
Фото Дмитрия Напалкова

«Республика» благодарит за оказанную поддержку в работе над материалом заместителя директора школы №25 Наталью Садкову.

IMG_5153

IMG_5233

IMG_5109

IMG_2332

Оставьте первый комментарий для "В мечтах о небе"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.