Следствие по «делу Гайзера» отрабатывает версию по хищению госсредств при строительстве санатория
Президент Владимир Путин отправил арестованного главу Коми Вячеслава Гайзера в отставку. Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, указ о досрочном прекращении полномочий Вячеслава Гайзера Владимир Путин подписал в связи с утратой доверия.
Тем временем следствие по делу главы Коми взялось за так называемых «финансистов-технологов».
Как сообщают «Известия», сейчас проверяется деятельность бизнесменов Антона Фаерштейна и Валерия Веселова, которые, по версии следствия, курировали в организованном преступном сообществе схемы по хищению госсобственности и отмыванию денег, в том числе через подконтрольную им строительную компанию «Комижилстрой».
«Ревизоры Счетной палаты уже находили многомиллионные финансовые нарушения при исполнении госконтрактов этой фирмой, но тогда это не имело для бизнесменов никаких последствий, – пишут далее «Известия». – Так, при строительстве крупнейшего в республике санатория «Серегово» силами «Комижилстроя» нарушения потянули на 205 миллионов рублей. Следователи не исключают, что часть средств оседала в ОПС.
Крупнейший в Коми государственный бальнеологический (водо- и грязелечебного профиля) санаторий «Серегово» появился еще в 1929 году. К концу советской эпохи он морально устарел, и в 1986-м совет министров Коми АССР решил его возвести с нуля.
Реально строительство началось только в конце 1990-х, но из-за отсутствия финансирования затянулось почти на четверть века. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2011 году, когда Коми возглавил Вячеслав Гайзер. Тогда же все выгодные контракты на строительство санатория и других объектов стало получать ЗАО «Комижилстрой» — фирма, которой руководят нынешние фигуранты «дела Гайзера» Валерий Веселов и Антон Фаерштейн. Голосующим пакетом акций этой компании в 22,9 процента владеет супруга Фаерштейна — Татьяна.
Всего с 2011 по 2015 год ЗАО «Комижилстрой» участвовало в 23-х различных тендерах на строительство и ремонт, всегда одерживая победы. За это время компания получила из бюджета более пяти миллиардов рублей.
Госзаказчиком строительства «Серегово» стало специально созданное ГБУ «Инвестстройцентр», которым через республиканское минархитектуры владела администрация Коми.
Бюджет проекта оценивался в 2,4 миллиарда рублей. В 2012 году должны были быть построены спальный комплекс на 250 мест, общественный корпус, водогрязелечебница, столовая и 60-квартирный жилой дом для персонала. А второй спальный корпус, бассейн и 18-квартирный дом должны были построить в 2013 году. В 2012 году «Комижилстрой» получил по контрактам два миллиарда рублей, однако сроки сорвал. Начиная с 2012 года сроки сдачи санатория неоднократно переносились, а стоимость строительства росла. В 2013-2015 годах «Комижилстрой» получил еще около двух миллиардов. По состоянию на март 2014 года готовность объекта была 65 процентов, а летом 2015 года говорилось о 80-процентной готовности.
В 2011-2012 годах проект «Серегово» проверяла Счетная палата, которая обнаружила там нарушения на 205 миллионов рублей.
– Ненадлежащая работа ГБУ «КР Инвестстройцентр» привела к нарушению градостроительных законов и необоснованному расходованию бюджетных средств, – рассказал «Известиям» источник в Счетной палате.
По его словам, строителей уличили в несоответствии объектов проекту. Например, высота некоторых помещений санатория должна была быть 2,6 метра, а в реальности составила 2,3 метра. Следователи считают, что на этой разнице могли быть похищены бюджетные средства.
Как выяснилось, акт о приемке работ на 159,4 миллиона рублей «Инвестстройцентр» подписал еще до того, как работы были выполнены. Еще 23,3 миллиона рублей попали в разряд «потраченных с нарушениями»: выяснилось, что строительно-монтажные работы на эту сумму проходили вообще без разрешения на строительство. Также заказчик оплатил неизвестные работы на 19 миллионов рублей, которые контрактом вообще предусмотрены не были. Никто не проводил госэкспертизы ценообразования, из-за чего бюджет переплатил за стройматериалы три миллиона рублей.
Также выяснилось, что из плана строительства исчез 18-квартирный дом для строителей и обслуживающего персонала, но при этом сумма сметы не изменилась.
– Исключение жилого дома привело к проблемам с жильем для обслуживающего персонала и, соответственно, проблемам с дальнейшей эксплуатацией объекта, – рассказали «Известиям» в Счетной палате.
В связи с этим у следователей появились вопросы к руководству «Инвестстройцентра», которое принимало работу и оплачивало контракты.
Следователей также интересуют многомиллионные контракты на оказание консультационных услуг и техническое сопровождение строительства санатория, которые «Комижилстрой» заключал с субподрядчиками. Не исключено, что их стоимость искусственно завышена, а сами субподрядчики были аффилированы с «Комижилстроем».
Например, за технадзор в санатории некое ООО «Акрон» получило по трем контрактам от «Комижилстроя» 67,3 миллиона рублей. Примечательно, что глава этой компании с 10 октября 2010 года стал директором «Комижилстроя». За несколько дней до того, как занять эту должность, он продал свою долю в 40 процентов в уставном капитале ООО «Акрон».
Эксперты видят в этой истории признаки аферы.
Также компания Фаерштейна и Веселова выигрывала тендеры на благоустройство и развитие инфраструктуры Усть-Вымского района. Только в 2014 году она получила по этому контракту из бюджета 123 миллиона рублей.
По материалам СМИ
Фото из архива «Республики»
Тем временем сразу несколько федеральных изданий сообщили о том, что к арестованным фигурантам «дела Гайзера» не допускают адвокатов. Это стало одной из тем общения правозащитников с Владимиром Путиным 1 октября на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
В СИЗО нанятых арестантами адвокатов не допускают без разрешения следователя, а следователь отказывает – ведь есть адвокаты по назначению. Это противоречит конституционным принципам. Обвиняемый имеет право выбирать себе защитника, поскольку защита по назначению часто оказывается очень слабой. Владимир Путин отреагировал на это с крайним удивлением и пообещал рассмотреть мнение адвокатского сообщества о безобразиях, с которыми оно сталкивается в правовой практике.
Оставьте первый комментарий для "Добрались до «Серегово»"