Что принесет с собой «варяг»?

По сообщениям федеральных СМИ, которые ссылаются на источник в администрации президента страны, временно исполняющим обязанности Главы РК может быть назначенец из другого региона. Мы спросили известных в Коми людей – политиков и общественников, как они относятся к тому, что республикой, возможно, будет руководить человек со стороны.
IMG_9599

Евгений Вологин, политолог:
– В том положении, в котором оказалась республика – а оно, к сожалению, ужасно, и, как я понимаю, точку в этом деле ставить рано, – это оптимальное решение. Человек со стороны – я надеюсь, что он будет связан со спецслужбами, во-первых, будет иметь колоссальное преимущество равноудаленности и непричастности к тому, что здесь происходило. Он сможет без страха и упрека разобраться в ситуации и стабилизировать ее.
Во-вторых, я не открою большого секрета, что многие персоны, относящиеся к исполнительной власти, находятся сейчас в состоянии не самом лучшем. Поэтому понадобится масштабная кадровая чистка. И, очевидно, человеку со стороны будет проще со всех точек зрения эту чистку провести. И, кроме того, надо иметь в виду, что этот человек придет не один. Не только доверие президента будет в его активе. Наверняка он придет со своей командой, со своим отношением к республике. Скорее всего, он имел или имеет некое отношение к нашему региону – в качестве наблюдателя или знатока. Совсем уж несведущего в республиканских делах человека сюда не пришлют. Другое дело, что человек со стороны в данном случае будет означать, что он свободен от каких-либо обязательств, связей, пристрастий и так далее. Людей такого ранга не назначают без команды, то есть подразумевается, что у этого потенциального назначенца уже есть с кем зайти на территорию.
Мы оказались в такой ситуации, когда действительно только Москва может решить нашу участь. Я не представляю, кого именно можно назначить из более-менее известных в республике людей. Во-первых, из какой партии этот человек? Если из «Единой России», то она полностью дискредитирована. Из других партий? Согласитесь, они не обладают таким кадровым потенциалом, и всем известно, что представители этих самых партий, за исключением «Родины», были теснейшим образом связаны с Желтым домом. В общем, сейчас та самая ситуация, когда только «варяга» и приходится ждать.
Это нормальная практика. Даже Москвой руководит не москвич. Нормальная практика любого государства, когда уроженцев разных регионов перебрасывают на иное место работы. Население примет любого человека, который не противоречит каким-то базовым ценностным установкам. Он – гражданин этой страны, он никогда не скажет плохого слова в адрес республики. Населению остается довериться воле президента, в конце концов мы этого президента все вместе выбрали, и по поводу легитимности Путина, мне кажется, сомнений никаких быть не может. Их нет даже у оппонентов Путина. Поэтому все нормально, работает процедура кадрового назначения в демократическом государстве.
Надо иметь в виду, что этот человек наверняка будет временно исполняющим обязанности. У нас будет возможность его избрать. Когда произойдут эти выборы? Очевидно, через год, в единый день голосования. Думаю, тот высокий рейтинг, который все еще имеет Владимир Путин, сыграет успокаивающую конструктивную роль.
Дмитрий Несанелис, генеральный директор ООО «Фонд «Региональная политика»:
– Хотел бы еще раз специально для вашего издания сказать, что я очень высоко ценил и продолжаю высоко ценить профессионализм и гражданскую позицию Вячеслава Михайловича Гайзера. У нас были приятельские отношения, которые были основаны именно на взаимном уважении и профессиональной, гражданской позиции, и это никуда не пропало.
Если будет назначен исполняющий обязанности губернатора из Москвы или других регионов, то в этом на самом деле есть логика. У нас, конечно, есть достаточно достойные люди, которые могли бы возглавить регион. Это Владимир Тукмаков, Марина Истиховская и другие. Я понимаю, что к ним по разному относятся комментаторы и наблюдатели, но это вполне достойные, разумные люди с кругозором и государственной ответственностью. Но объективная холодная логика подсказывает, что исполнять обязанности будет человек из другого региона, а может быть, из Москвы. Вполне возможно, что этот человек будет носить высокие погоны на плечах – либо из силовых структур, либо аффилированное лицо. Нам это может быть неприятно, но логика в этом есть.
Важно, чтобы у нового руководителя был сильный финансово-экономический блок. Времена сейчас очень трудные, кризисные, а в ноябре-декабре будет еще хуже и труднее в силу многих причин. Чтобы удерживать республику в каком-то относительно благополучном состоянии, понадобятся очень сильные финансисты, экономисты, и я надеюсь, что в этом смысле новый руководитель будет опираться на местные кадры, которые знают местную специфику и имеют опыт, кругозор и так далее.
Галина Киселева, председатель Общественной палаты РК:
– Человек со стороны всегда будет восприниматься настороженно. Кто он, что из себя представляет, с какими целями он сюда пришел? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно время. Человек, который знает республику и станет сегодня у руля, думаю, более готов к тому, чтобы продолжить хорошо зарекомендовавший себя курс развития Республики Коми. Вместе с тем ему, конечно, очень сложно придется – предстоит преодолеть некий скепсис населения и пройти серьезную проверку на то, чтобы завоевать доверие людей. В любом случае очень надеемся, что на это место придет человек, заинтересованный в том, чтобы в республике сохранялась стабильность, чтобы люди ощутили настоящую заботу. То, что происходит в нашей республике, должно волновать нового руководителя до глубины души. Завоевывать внимание и доверие в любом случае придется любому – хоть земляку, хоть «варягу».
Роман Койдан, адвокат, заместитель председателя Общественной палаты РК:
– Не делю людей на «варягов» и на «не варягов». «Своих» или «не своих». Для меня приоритет – это отношение к жителям республики. Предлагаю оценивать людей по их действиям, а не по месту жительства или рождения.
Григорий Добромелов, директор Института прикладных политических исследований:
– В ситуации, когда оказалось дискредитированным все высшее руководство республики, было бы неправильно ожидать от федерального центра высокого уровня доверия к местным кадрам. Кроме того, объективно кадровая скамейка в республике не такая большая, поэтому сейчас с 90-процентной вероятностью республику возглавит условно «варяг». При этом надо понимать, что круг этих фигур достаточно небольшой, потому что это не может быть совсем человек со стороны, он должен все-таки понимать северную специфику.
Что касается тех механизмов и перестановок, которые произойдут в республике в результате назначения человека со стороны, мне представляется, что здесь крайне важно было бы сохранить костяк нынешней управленческой команды. Не случайно на федеральном уровне все подчеркивают, что претензий к экономическому блоку республики нет. Изменения коснутся политического блока. Основной блок управленческой команды необходимо сохранить, потому что они успешно справляются с ситуацией в условиях экономического кризиса. И экономика, и промышленность республики находятся в неплохом состоянии, заложены основы для разработки новой стратегии экономического развития региона, реализуются крупные инфраструктурные проекты, планируются проекты по созданию кластеров, промышленных технопарков, территорий опережающего развития. Поэтому новому исполняющему обязанности главы Коми было бы целесообразно опираться на внутренние кадры. Представляется, что правительство в нынешнем виде с небольшими перестановками, в первую очередь в социальном блоке, сохранится. Скорее всего, врио с собой привезет нового руководителя администрации, что вполне логично. Также возможна перестановка на посту постпреда, опять же в силу того, что чаще всего это доверенное лицо нового главы. Но при этом, повторяю, правительство в целом, наверное, сохранится.
Что касается среднего управленческого звена, то проблема таких кадров в республике очень острая, и здесь этим людям просто нет замены.
Опыт регионов, где предпринимались попытки делегировать полностью внешнюю команду, показывает, что это очень негативно сказывается на социально-экономическом развитии этих территорий.
Михаил Брагин, депутат Госсовета РК, координатор КРО ЛДПР:
– Назначение на должность и.о. главы человека из другого региона вполне ожидаемо в нынешней ситуации, и я отношусь к этому совершенно спокойно. Сейчас важно, чтобы это был честный и ответственный человек, профессиональный руководитель с большим опытом работы, который будет учитывать мнение всех без исключения партий, представленных в парламенте.
Олег Михайлов, депутат Госсовета РК, первый секретарь рескома КПРФ:
– Часто, особенно в период предвыборных кампаний, у нас любят говорить, что не нужны нам никакие «варяги», нужно выбирать своих земляков. Мое мнение – у нас в республике, если хорошо поискать, наверное, можно найти людей, которые способны выполнять функции исполняющего обязанности Главы Республики Коми, по крайней мере, на ближайшее время. А если говорить о присланном из другого региона, надо представлять, о ком речь. Конечно, бывают случаи, когда из одного региона перекидывают руководителей в другой, но это не всегда положительно сказывается на жизни людей, на экономике этого региона. Поэтому я бы посмотрел кандидатуры. В первую очередь надо понимать, кто это. Если это человек, который никогда не имел никакого отношения к Республике Коми – а наш регион – специфический, регион – донор федерального бюджета, то нужно подходить очень взвешенно к такого рода назначениям.
Алексей Канев, депутат совета Сыктывкара, председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия»:
– Ситуация очень сложная. Понятно, что в силу того, что здесь все поле, грубо говоря, вытоптано, и в силу того, что президент в данном случае имеет доверие только к своему окружению, будет, конечно, назначен какой-то «варяг». Но нужно, чтобы этот «варяг» опирался на многолетний опыт Республики Коми, на местные кадры, среди которых есть очень достойные и грамотные люди. Чтобы этот человек активно поработал в этом отношении и действительно сформировал сильную патриотичную команду. Причем надо иметь в виду, что в силу последних событий должны быть максимально задействованы все партии, которые избраны в Госсовет. У нас есть сильные кадры, есть они и у ЛДПР, и у коммунистов, и «Единой России», чтобы был полный консенсус. Вообще, очень сложная задача у нового руководителя – консолидировать общество Республики Коми, все политические силы для того, чтобы создать условия для стабильного развития нашего региона. Правда, сейчас в определенном отношении авторитет «Единой России» подпорчен, но мы не отказываемся от того, что «ЕР» тоже должна принимать участие в формировании новой власти, нового руководства республики. Чем больше будет представителей в законодательном и в исполнительных органах власти представителей разных политических предпочтений, тем более легитимным и работоспособным будет это руководство.
Максим Сурайкин, председатель Центрального комитета партии «Коммунисты России»:
– Это практика последнего периода, когда губернаторов ставят из других регионов с целью противодействовать местным контр-элитам и коррупции. Но на самом деле эта схема имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, плюс, что человек со стороны не связан с местными элитами, тем более с местными коррумпированными структурами. С другой стороны, конечно, человек, который приезжает откуда-то, не знает досконально республику, что может повлечь неправильные решения. Наша партия могла бы предложить на пост губернатора нашего кандидата Леонида Литвака. Я думаю, что он был бы блестящим губернатором, его знают в республике как честного человека, он имеет большой хозяйственный опыт и при этом не замешан в никаких коррупционных схемах. Если на месте есть подходящая кандидатура, человек вне коррупции, то это всегда более эффективно для управления регионом.

Оставьте первый комментарий для "Что принесет с собой «варяг»?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.