Четыре месяца в пути

Лыкас Костровой приплыл в Коми из Иваново на байдарке
Путешественник Лыкас Костровой (Дмитрий Супонькин) совершил необычный заплыв: из родного Иваново в столицу Коми он приплыл на надувной байдарке. Ивановец начал свой путь первого мая и через четыре месяца, пришвартовавшись в Заречье, посетил редакцию «Республики», чтобы подробно рассказать о своем путешествии.

Лыкас Костровой на своей байдарке, второе подаренное в Великом Устюге весло

Перекусим, наслаждаясь видами Сухоны с обрыва

Блины на костре – что может быть лучше?

Самодельное весло в момент потери2

Самодельное весло выручило.

Блины за костром на Сухоне, что может быть лучше7
Тянет на приключения
Говоря о преодоленном маршруте, Лыкас Костровой отметил, что в дорогу собрал все необходимое, включая столько продуктов питания, чтобы не умереть от голода в первый же месяц пути. В итоге рюкзак с провиантом весил около шестидесяти килограммов.
– Первоначальный паек был на месяц. В остальном где-то что-то раздобудешь, снасти были, но самое интересное, что рыбачить мне не приходилось. Тут палка о двух концах: либо рыбачить, либо грести. Так как я в прошлом заядлый рыбак, то рыбалка как таковая мне не столь интересна, а уха, кстати, быстро надоедает. Но с рыбой проблем вообще-то не было, потому что во время путешествия постоянно угощали встречные рыбаки. В своем походе я пек себе блины и лепешки – все необходимое для этого у меня было с собой, – рассказал путешественник.
Сам маршрут Лыкас начал с канала Волга – Уводь. Плывя по Волге, он свернул на Костромское водохранилище и вышел на реку Кострому, которая течет почти через всю Костромскую область.
– У Костромы есть приток Монза, который выходит на нефтепровод Ухта – Ярославль. От Монзы у меня остались жуткие воспоминания. Это ручеек очень узкий. Метра три-четыре шириной. Там двести метров плывешь, триста тащишь байдарку за собой из-за отсутствия нужной глубины. В самом диком месте доходило до того, что я в день проходил всего лишь по два километра. Тогда я плюнул на это и километров двадцать до нефтепровода прошел пешком. По нефтепроводу идет дорога до реки Сухоны, куда мне надо было попасть для продолжения маршрута. Там я встретил геодезистов, которые подкинули меня на машине, провезли километров тридцать. В своих путешествиях стремления идти назад у меня нет, есть желание двигаться только вперед, и раз подкинули, то подкинули, – признался Лыкас Костровой.
Как отметил ивановец, войдя в воды реки Сухоны, он выполнил одну из главных целей своего путешествия: перешел из южного бассейна рек в северный. Далее, плывя по реке, он вышел на Малую Северную Двину, с которой соединяется Вычегда.
– Свернул на Вычегду и плыл до Сыктывкара. Сысолу я не считаю, потому что плыл по ней всего два-три километра, – сказал путешественник.
Рассказывая о том, откуда появился такой интерес к путешествиям, Лыкас Костровой отмечает, что это не первое его путешествие и «все идет с детства».
– Меня всегда тянуло и тянет на приключения. Обычно детишки играют на площадке, а меня несет вечно куда-то на окраины: на болота, на пруды, в лесочек, на поле. Каждую букашку надо поймать, рассмотреть. Когда повзрослел, начал лазить по карьерам, увлекся рыбалкой. Потом начались походы. Сейчас мне двадцать восемь, и вот уже лет десять, как я каждое лето пропадаю в каких-то путешествиях. Меня постоянно тянет на волю, то есть, возвращаясь из какого-то похода, я не могу долго сидеть дома в четырех стенах, – рассказал гость из города невест.
По поводу средства передвижения ивановец пояснил, что на байдарке сплавляется всего лишь первый год, а до этого плавал на обычной лодке. Байдарка «Налим Н 150», как отметил собеседник, это дешево и сердито, но все испытания она выдержала. Байдарка потребовалась ему, потому что предстояло много плыть против течения, и обычная лодка с этим бы не справилась. Даже на байдарке, по его словам, плыть было сложно. Вообще же на данный момент это его самое сложное путешествие. Вдохновил Лыкаса пример известной путешественницы-экстремала Марины Галкиной, которая в одиночку пересекла Чукотку с юга на север, преодолев за два месяца более тысячи километров.
Отвечая на вопрос о том, не страшно ли было плыть в одиночку, Лыкас пояснил, что на самом деле реки, по которым он плыл, были не такие уж крутые, да и течение терпимое – «выплыть всегда можно».
Познал загадочную республику
Одной из главных целей путешествия Лыкас Костровой называет желание «повидать северный народ». О красотах рек и поселений Республики Коми он может говорить часами. Во время своего путешествия Лыкас не только плыл, но и посещал музеи, узнавал историю тех поселений, которые были на его пути.
– Мне хотелось посмотреть север, и ради этого я преодолел полторы тысячи километров. Задачи плыть на скорость не было. Все только от души, по настроению. Есть настроение – плыву много километров, нет – встаю и выхожу гулять по населенным пунктам, захожу в музеи, узнаю что-то новое. Больше, конечно, общаюсь в своих путешествиях с рыбаками и охотниками. Лесным людям всегда есть о чем поговорить. У меня есть интерес к географии, но знаю я в основном только то, где был. Новые области остаются для меня некоторой тайной, – рассказал в интервью «Республике» Лыкас.
– Есть ли у тебя специальная подготовка?
– Ни в каких клубах никогда не занимался. Сам где-то что-то посмотришь-почитаешь. Ну и опыт у меня очень большой, в лесу и на воде я практически как дома. То есть там я не пропаду. У меня есть распечатки гугловских карт, и по ним я ориентируюсь, всегда знаю, где нахожусь. Я веду свой бортовой дневник и снимаю все на фотоаппарат в своих путешествиях. Видео не записываю, потому что мне больше нравится статическое изображение.
– Принципиально ли плыть именно одному?
– Нет. Я пытался пригласить своего друга в путешествие, но он то ли сдрейфил, то ли еще что-то.
Говоря о своем необычном имени, путешественник рассказал, что «Лыкас» со старинного новгородского наречия переводится как «волк», а фамилия Костровой появилась потому, что самые теплые впечатления у него от костра.
Делясь впечатлениями от Республики Коми, путешественник сказал, что Сыктывкар ему показался достаточно крупным, живым городом. Тут он с удовольствием посетил экскурсию по музею Института естественных наук СГУ имени Питирима Сорокина.
– Для меня это было очень интересно. До этого я был в костромском музее природы, но там все подзапущено, хотя и крупных чучел животных там больше. В СГУ же есть часть морской фауны и экзотические экспонаты, а в Костроме только лесная фауна области. Директор института Ирина Юранева, напоив чаем, любезно предоставила мне доступ в святая святых, – рассказал Лыкас Костровой. – Экспонатов много, за ними трепетно следят одни из лучших таксидермистов. В музее  можно разглядеть то, что в природе редко попадается на глаза, причем это не открытки или фотографии, а настоящее и наглядное. Скажем, на одной и той же полке можно оценить размеры всех птиц и их различия сразу, а в природе на это ушла бы целая уйма времени.
Понравился путешественнику
из города невест и заплыв по реке Вычегде, по которой он плыл около месяца против течения, а из населенных пунктов больше всего запомнились Айкино, Семуково и Усть-Вымь. В своих путешествиях Лыкас любит совмещать визуальные впечатления с познанием истории. Так, например, в селе Усть-Вымь он заходил в церковь и узнал, что в XIII-XIV веках именно оттуда Стефан Храп (позднее епископ Пермский) начал распространять христианство среди языческого населения Коми.
Испытания водой
Подводя итоги своего путешествия, Лыкас Костровой отметил, что в конце августа добрался до Иваново из Сыктывкара автостопом, потому что заплыв обратно изначально не входил в его планы.
– Северный маршрут реализован. Дальше я не могу точно сказать, когда и куда поеду, но следующим летом обязательно что-то будет. Скорее всего, это Урал или Карелия. Мне интересно будет «прогуляться» в Карелию, потому что Сухону я не всю прошел, а в верхнем течении она другая, русло с малым уклоном, и временами она может течь назад. Выйду через нее на Карелию, а там меня ждет новый, по сравнению с Ивановской областью, ландшафт – с валунами и карстовыми явлениями по пути, – делится планами Лыкас.
В конце беседы путешественник дал советы для всех любителей сплавляться по рекам на примере своих приключений в пути. Так, однажды он потерял весло, забыв закрепить его в лодке. После чего ему пришлось смастерить самодельное и доплыть до Великого Устюга, где ему подарили новое. А в Коми на участке между населенными пунктами Эжолты и Усть-Пожег он и вовсе потерял лодку:
– Там дикое место, где есть только рыбаки. Утром я встал на привал, чтобы приготовить блины, потом собирался плыть. Решил перебрать снасти, обернулся, а лодки нет. Первая мысль: если унесет по течению, то это край. У меня остались в ней все средства к существованию. Без промедления метнулся искать пропажу, пройдя пять километров вниз по течению берегом. Думаю, сейчас мне придется жить, как Беару Гриллсу (известный путешественник и телеведущий, прославившийся своим шоу о выживании в дикой природе, – авт.). В пути с берега я орал в сторону одной моторки, но кричал против ветра, и они меня не услышали. Потом услышал мотор второй, и меня подобрал Андрей Самохин. Вместе с ним мы в итоге нашли лодку, но только на следующий день. Кстати, этот рыбак был из Эжвы. Всем советую, даже если останавливаетесь на пять минут, – всегда привязывайте лодку и закрепляйте весло.
– Ты плывешь, видишь все эти красоты, закаты. А о чем думается, когда плывешь?
– Снов я не видел уже давно. Это уже просто образ жизни. Не могу сказать, о чем конкретно думается. Просто находишься в своей тарелке, и все. Дорога – это жизнь, – сказал путешественник.
Ярослав СЕВРУК
Фото из личного архива
Лыкаса Кострового

Оставьте первый комментарий для "Четыре месяца в пути"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.