Евгений Рыбин: «Пока в России нет идеального велогорода»

Вчера в Сыктывкар прибыл известный велопутешественник Евгений Рыбин. Он преодолел десятки тысяч километров по дорогам Индии, Турции, Камбоджи, Вьетнама и многих других стран. Для Евгения этот визит в Коми стал уже третьим. В интервью «Республике» велосипедист рассказал о своих впечатлениях от развития велодвижения в столице Коми и поделился планами на будущее.

– Вы уже в третий раз в Коми. Откуда такая любовь к нашей республике?

qJPo5Zk1iR8

– В первый раз я был у вас лет десять назад. Ехал автостопом из Лабытнанги и случайно заехал. В прошлом году был по приглашению друзей и знакомых. Меня пригласили, отлично встретили. Вот сейчас они же меня и позвали в третий раз (местные велолюбители приглашают Евгения для проведения мастер-классов – авт.). Путешествовать я люблю, и если меня зовут в гости, то я откликаюсь всегда с удовольствием.

– Если сравнить Сыктывкар десятилетней давности и сегодняшний, то многое изменилось?

– А мне кажется, что тогда вообще ничего и не было в России. Десять лет назад я не помню, чтобы вообще видел у вас хотя бы одного велосипедиста в городе (смеется). В те времена если человек проезжал в шлеме на велосипеде, то он уже нестандартно смотрелся. Это считалось каким-то детско-юношеским увлечением, а сейчас стало хобби большинства людей нашей страны и в какой-то степени это способ самореализации. Сейчас люди взрослые ездят на велосипедах, и уже те, кто на джипах, покупают велосипеды. Положительная тенденция коснулась всей России и Сыктывкара в том числе.

– Приезжаете в столицу Коми тоже на велосипеде?

– Нет. В основном я путешествую осенью и зимой, поэтому и выбираю южные направления. Хотя очень хотелось бы поколесить по России. У нас есть масса интересных мест, включая и Коми. Это очень интересное направление для велотуризма на самом деле. А так я приезжаю на поезде, и мне выдают велик. После этого катаюсь по городу. Так уж у меня получается. Это связано с работой: занимаюсь интернет-торговлей, сейчас в основном уже только велоаксессуаров. Вообще, могу этим заниматься, находясь в любой точке мира, где есть интернет, но весной и летом я все-таки должен быть в России.

– Как оцениваете наше вело-движение, инфраструктуру в Сыктывкаре?

– От велопрогулок по Сыктывкару у меня, конечно, только положительные впечатления. Единственное, что город так расположен, что когда выезжаешь за его пределы, то чувствуешь дикую природу. Особенно те люди, которые живут в Москве и области, очень удивляются. Там же концентрация людей очень большая, а в Сыктывкаре, когда выезжаешь на загородную трассу, становится безлюдно, и постоянно ожидаешь появления каких-нибудь медведей (смеется). То есть полное ощущение дикой природы, будто сейчас вот-вот медвежата выбегут. Опять же для туристов это весьма любопытно.

Очень здорово, что у вас проходят «Велоночи». Причем количество участников действительно впечатляет. Я слежу за всем, что в этом плане происходит у вас в городе, и в июне было около трех тысяч человек на «Велоночи». Это очень круто, если учесть, что в Москве такие события собирают по пятнадцать-двадцать тысяч, и посмотреть на процентное соотношение жителей Москвы и Сыктывкара. Если говорить об инфраструктуре, то у вас есть много велопарковок. Это, конечно, во многом заслуга одного местного предпринимателя, у которого большой веломагазин. Замечу, что так происходит по всей России: если в городе есть один-два заинтересованных человека, а в основном это, конечно, дальновидные предприниматели, то велодвижение развивается. Ведь сами бизнесмены заинтересованы в том, чтобы было много велопарковок, причем с рекламой их же магазинов.

В том же Екатеринбурге есть такой товарищ, который ездит на BMW X6 и у которого самый простой Stels, а он развивает там велоинфраструктуру, потому что это просто ему выгодно. Он предприниматель, занимается продажей велосипедов и сам велолюбитель.

Скажем, в Амстердаме это много лет делалось, а у нас пока все в состоянии зародыша. Там все заборы увешаны велосипедами, то есть место найти для парковки – проблема. Думаю, с годами велодвижение и у нас только будет набирать обороты. Главное отличие нас, россиян, от тех же европейцев в том, что мы любим все самое дорогое. Европейцы ездят на работу на своих ашанбайках (максимально дешевые велосипеды – авт.) и не боятся их оставлять на парковках, а наши люди покупают самые дорогие модели, потом боятся на них ездить.

Нам надо планомерно развиваться, и нельзя просто брать и слепо копировать европейский опыт. Надо делать поправку на особенности нашей страны. Пока в России нет такого города, о котором можно было бы сказать, что тут все удалось, все есть для велосипедистов и нет мест на парковках от их количества. Таких городов нет пока. Посмотрим через лет пять-десять, может быть, тогда они появятся.

– Когда вы увлеклись велопутешествиями?

– В 2007 году. У меня был велосипед «Салют». Родом я из Кургана, и там по Зауралью катался на «Салюте», брал его на Черное море, там ездил. Потом уже пошло-поехало. Исколесил весь Урал, потом перебрался в Московскую область, появились деньги и возможность совершать более глобальные путешествия: Европа, Азия. Сейчас катаюсь по разным странам, радуюсь жизни, и мне это в кайф.

– Я знаю, что у вас в планах книга о велопутешествиях. Будет ли там глава о Коми?

– Книга – это, конечно, большой труд. Если ее издавать даже тиражом в одну тысячу, то надо же будет и продавать, а прежде где-то хранить. Пока не готов что-то издавать, потому что стараюсь, чтобы вещей у меня было очень мало. Я хочу, чтобы моя книга была на основе записей в моем «Живом Журнале» и «ВКонтакте». Пока не знаю, будет ли сама книга, а уж будет ли там глава о Коми тем более.

– В одном из ваших интервью прочитал, что Россия самая дорогая страна для путешествий, а в том же Вьетнаме за десять дней потратили около четырех тысяч рублей. Это почему так?

– Во Вьетнаме можно очень классные апартаменты снять за триста-четыреста рублей в сутки. Где у нас найдешь такие цены? Плюс еда. У нас, чтобы нормально поесть, нужно минимум сто пятьдесят – двести рублей, а во Вьетнаме можно на доллар объесться. Это я говорил год назад. Тогда можно было однозначно так сказать, а сейчас курс доллара все-таки изменился.

Трудно сказать, почему Россия дорогая для велопутешествий. Могу назвать основные наши минусы. Это проще. Во-первых, в дороге, чтобы поесть, выбор очень мал. Допустим, если я еду из Кургана в Екатеринбург, то у нас первая кафешка только через сто километров от города, и если тебе там не понравилось, то следующая через пятьдесят километров. Во Вьетнаме эти кафешки друг за другом идут: едешь, выбираешь из десятков. Во-вторых, гостиниц нет. Можно проехать двести-триста километров и не встретить ни одной гостиницы. В Азии и в Европе этой проблемы нет. Там эти гостиницы даже в самом захолустье, где две тысячи население, есть. Еще такая проблема: у нас автомобилисты очень быстро ездят. Даже тракторы у нас с бешеной скоростью носятся.

– Вы говорили, что с английским языком проблемы. Как общаетесь за рубежом?

– Да, у меня с английским плохо, но вопреки сложившемуся мнению могу сказать, что во всем мире у людей тоже плохо с ним. Конечно, мы не берем англоязычные страны. Хочу всем сказать, что можно смело ехать и не бояться того, что не знаешь английского. Если вы приедете в какой-нибудь маленький город, где нет туристической инфраструктуры, то там никто не будет на английском хорошо изъясняться. В той же Турции проще турецкий выучить, там английский особо не поможет ничем.

– Есть ли в планах США на вашей туристической карте? Мне кажется, это очень интересное направление.

– Да, у меня вообще в планах кругосветка. Придется и в США заехать. Будет повод английский подтянуть.

– По поводу Индии тоже интересный ваш рассказ читал. Что там постоянно приходилось есть желудочные таблетки, потом кончились деньги, и помогли спонсоры. Кстати, как удалось найти спонсоров?

– Я работаю в велобизнесе и лично знаю многих людей. Меня спонсирует крупная велокомпания Stinger. Давно их знаю, продаю велосипеды их фирмы, то есть у нас взаимовыгодное сотрудничество. Просто как-то попросил их, мол, ребята, дадите велосипед, будет круто, а если еще поможете деньгами, то будет вообще супер. Они с удовольствием приняли эту идею. Дали велик, кучу шмоток и денег. Когда я был в Индии, как раз начал скакать курс доллара, а у меня большая часть денег была в рублях на картах, и получился напряг с финансами. Надо было пережить декабрь. А в ноябре и декабре интернет-продажи самые минимальные, идет большой провал. Я попросил помочь, и они помогли мне. Таблетки пил, потому что там очень грязно. Антисанитария. Для нас там непривычно. Хотя у меня и сильный желудок, но даже он не выдержал.

– А как впечатления от местного велодвижения?

– Да какое там велодвижение (смеется). Люди просто живут ради жизни. Они ездят на великах не от того, что это им в кайф, а просто потому, что надо ехать на работу, а пешком далеко. Они ездят на самых простых односкоростных велосипедах типа наших «Уралов». У них других просто нет. Они не думают о велоинфраструктуре на самом деле.

– В целом, несмотря даже на проблемы с желудком, впечатления от Индии остались хорошие?

– Ну как? Когда оставалось дней десять до отъезда из Индии, я просто уже считал дни, когда оттуда уеду. Очень долго я переваривал эту страну и сейчас только созрел до такой мысли, что было бы неплохо еще раз туда съездить. Оттуда я, кстати, очень много постов делал в ЖЖ (дневниковые записи обо всех путешествиях Евгения можно прочитать по адресу rybinzone.livejournal.com – авт.).

– О каком путешествии, если брать те, которые уже были, вы можете сказать, что вот это самое крутое?

– Камбоджа. Там, как и в Индии, относятся к велосипеду не как к понту, а как к средству передвижения. Это очень интересная страна.

Ярослав СЕВРУК

Фото vk.com

Оставьте первый комментарий для "Евгений Рыбин: «Пока в России нет идеального велогорода»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.