Бьют по карману и по психике

В Общественной приемной главы республики состоялась прямая линия, посвященная финансовым услугам.  Во время мероприятия звонки поступали один за другим, подтверждая актуальность выбранной темы.

Житель Сыктывкара Сергей рассказал о том, что неизвестные похитили с его счета при помощи  банковской карты крупную сумму. При этом владелец карты не давал ее в руки посторонним, деньги  поступили на счет и тут же исчезли, перед этим приходило какое-то странное sms-сообщение. Сергей  спросил, как поступать в таком случае.

Заведующая сектором надзора за кредитными организациями отдела банковского надзора отделения  Нацбанка в Коми Ирина Адаменко посоветовала сыктывкарцу заблокировать карту, чтобы исключить  дальнейшее списание средств, написать претензию руководству кредитного учреждения, в котором  открыт счет, и обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Сергей заверил, что все эти  действия он уже выполнил: карта заблокирована, заявление в полицию написано, претензия в банк тоже  направлена. Тогда, по словам Ирины Адаменко, осталось только ждать результатов.

Но надежд на возвращение похищенной суммы владельцу мало. Банк вернет деньги только в том случае,  если незаконное списание средств произошло по вине самого кредитного учреждения. Однако практика  показывает, что в 99 процентах случаев деньги исчезают со счетов из-за действий мошенников. В этом  случае банк возмещать потери не будет. Можно, конечно, добиваться возмещения ущерба в суде, но  прогнозировать итог такого судебного разбирательства специалисты, участвовавшие в прямой линии, не  стали. Также мало шансов и на то, что афериста, обчистившего счет, полиция отыщет и преступник  хотя бы по решению суда вернет деньги. Самый лучший вариант – предотвращать совершение подобных  преступлений.

По данным МВД региона, только за одну неделю июля в Коми было зарегистрировано 19 фактов  неправомерного списания денег с банковских карт на общую сумму 176,5 тысячи рублей. Установлено,  что основной причиной списания денежных средств является действие вредоносных программ, которые  попадают в телефоны держателей банковских карт, например, когда человек скачивает из интернета  различные приложения, в том числе онлайн-игры. Или переходит на неизвестные веб-страницы. Еще один  способ – sms-рассылки, когда абонент получает sms-сообщение со ссылкой. Если перейти по такой  ссылке, то в телефон закачивается вредоносная программа.

Попадая в мобильное устройство, вредоносные программы похищают конфиденциальную информацию и  переводят средства на счета злоумышленников. Для предотвращения совершения преступлений  специалисты рекомендуют устанавливать на мобильных устройствах лицензионное программное  обеспечение и регулярно его обновлять, а также не переходить по сомнительным ссылкам на  неизвестные сайты и не открывать sms-сообщения от незнакомых пользователей.

Еще одна жительница республики поинтересовалась, страхуются ли вклады граждан в микрофинансовые  организации. Сотрудники таких организаций обещают большие проценты и утверждают, что вклады в их  фирмах застрахованы, поэтому клиент не потеряет деньги даже в том случае, если «контора» прекратит  свое существование.

И.о. начальника отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров  отделения Нацбанка в Коми Наталья Юрченко сообщила, что для подобных фирм обязательное страхование  вкладов законодательно не предусмотрено, поэтому на слово сотрудникам таких организаций верить  нельзя. Надо внимательно изучить договор страхования, уточнить, от каких рисков застрахованы  вклады и есть ли среди этих рисков неисполнение финансовой организацией взятых на себя  обязательств. Но в любом случае к предложениям организаций, которые обещают подозрительно высокие  проценты по вкладам, стоит относиться с осторожностью.

– Брала кредит в организации, которая предоставляет микрозаемы. На каком-то этапе не смогла  платить взносы, за короткое время «наросли» огромные проценты, сейчас я должна выплатить в  несколько раз больше, чем брала, сумма просто астрономическая. Можно ли попросить реструктуризацию  долга? – с таким вопросом обратилась к специалистам еще одна сыктывкарка.

Наталья Юрченко подчеркнула, что в данном случае клиент может попросить организацию о  реструктуризации долга, но фирма не обязана это предложение принять. При этом, обращаясь с  предложением о реструктуризации, надо указать объективные обстоятельства, из-за которых человек не  может платить: болезнь, потеря работы и так далее. Но и в этом случае нет гарантии, что кредитор  пойдет навстречу.

Заемщица откровенно призналась, что без реструктуризации этот долг ей просто не потянуть. Проблем  добавляют и коллекторы, которые звонят каждый день, требуют вернуть долг, угрожают, обещают  развесить в подъезде должницы порочащие ее листовки. Дело дошло до того, что женщина боится  оставаться дома одна: вдруг, мол, придут и выбьют дверь?

Наталья Юрченко объяснила, что звонить коллекторы могут лишь в период с 8 до 22 часов, а по поводу  угроз надо обращаться в полицию. С кредитором же в любом случае придется договариваться, и  желательно с переговорами не затягивать.

Светлана СОЛОВЬЕВА

Оставьте первый комментарий для "Бьют по карману и по психике"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.