Дети попадают в беду из-за беспечности родителей, считают медики
Ежедневно в Коми четыре ребенка попадают с травмами различной степени тяжести в стационар Республиканской детской больницы. В прошлом году по этой причине в РДБ было госпитализировано 1418 несовершеннолетних, за шесть месяцев этого года – 667. Порядка тридцати процентов детей, попавших в реанимацию в прошлом году, скончались в результате тяжелых травм. Причины детского травматизма стали главной темой встречи специалистов РДБ и представителей СМИ в минувшую среду.
По словам главного врача РДБ Игоря Кустышева, статистика по детскому травматизму весьма устойчива как в республике, так и в целом по России. В последние годы эта проблема стала носить межведомственный характер. Сегодня ответственность за детский травматизм с министерством здравоохранения разделяют министерство образования, министерство труда и социального развития, комитет по обеспечению гражданской защиты, агентство по физкультуре, спорту и туризму.
Тем не менее прежде всего, и это стало основной темой встречи, ответственность за безопасность ребенка должны нести родители. Именно родительская беспечность, невнимание, недосмотр на фоне детской любознательности и подвижности в большинстве случаев являются предпосылкой для детской травмы, а в ряде случаев и смерти.
За шесть месяцев этого года от внешних причин погибло 19 детей в возрасте от года до 17 лет, до года – четверо малышей. Один младенец умер в результате синдрома внезапной детской смерти. В нескольких случаях причиной гибели стало отравление угарным газом во время пожара, пятеро детей погибли в результате ДТП, семь человек – от поражения электрическим током. Остальные причины – гибель на воде, механическая асфиксия или асфиксия в результате падения тяжелого предмета, суициды, огнестрельное ранение, кататравмы (падение с высоты).
Немалый процент среди всех травм занимают ожоги. Этой темы коснулись практически все специалисты, участвующие в пресс-конференции. По словам заведующего отделением реанимации № 1 Романа Шелегина, полученные ожоги – это огромная, а подчас и пожизненная проблема не только для ребенка и его родителей, но и ежечасный труд врачей разного профиля, а также многомиллионные финансовые вливания государства. Тем не менее от 15 до 18 процентов всех детей, прошедших травматологию, составляют пациенты с ожоговой травмой. Большая часть из них – дети до трех лет.
Практически в ста процентах случаев ожоги дети получают по причине недосмотра. Беспечные мамы пьют горячий чай с малышом на руках, в результате дите получает большое количество термических ожогов. Один из недавних случаев: мама наклонилась над кипящей картошкой с ребенком на руках, в результате нога малыша погрузилась в кипяток. Дети находят бензин, как следствие – тяжелые термические ожоги с поражением от 50 до 80 процентов тела и длительное лечение в федеральных медицинских центрах. Множество смертей – следствие тяжелых химических ожогов.
Как отметил главный детский хирург Вячеслав Сварич, в прошлом году в отделение поступило порядка 69 пациентов разного возраста с химическими ожогами пищевода и дыхательных путей, а также инородными телами в желудочно-кишечном тракте. За шесть месяцев этого года с такими проблемами в стационар поступило уже 39 пациентов. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 30 процентов.
Медиков поражает беспечность родителей. Ребенок проглотил батарейку от машинки, в результате электроожог с последующей перфорацией кишечника и тяжелейшим перитонитом. Дети глотают все что угодно: нательные крестики, монетки. Четырехлетний ребенок недавно проглотил кулон с часами. Смертельно опасны ожоги уксусной кислотой, а ведь в последнее время бутылочки с этой приправой стали яркими и столь привлекательными для ребенка. Чрезвычайно опасен препарат «Крот» для чистки труб, содержащий концентрированную щелочь. Оказывается, бывали и такие случаи. Одному ребенку, глотнувшему эту химию, приходится на протяжении нескольких лет бужировать пищевод – удалять рубцы. В это время питается ребенок через гастростому – искусственно созданное отверстие в брюшной полости. Практически все маленькие пациенты с подобными ожогами были прооперированы, одному ребенку пришлось удалить пораженный пищевод, заменив его толстой кишкой. Уже шестнадцать лет в Коми республиканской больнице и в федеральных клиниках проходит лечение юноша, который в годовалом возрасте получил ожог, оказавшись в проеме между кроватью и батареей центрального отопления. Мама ненадолго вышла, оставив ребенка одного. В результате – страшные ожоги предплечья и лица, десятки хирургических операций на протяжении жизни. В позапрошлом и прошлом году в Нижегородском институте травматологии и ортопедии погибли двое детей, поступивших из Коми с ожогами от 50 до 70 процентов поражения.
Притчей во языцех уже стали травмы от падения (кататравмы). Дети выпадают из окон, оперевшись на москитную сетку. Немало случаев, когда родители падают вместе с детьми на лестнице. И все это – итог взрослой беспечности, а в ряде случаев и незнания каких-то важных вещей.
Например, по данным исследования, проведенного сыктывкарским филиалом Кировской медакадемии, 50 процентов мам малышей до года не знают, что такое синдром внезапной детской смертности (СВДС) – внезапная смерть от остановки дыхания внешне здорового младенца, при которой вскрытие не позволяет установить причину летального исхода.
Между тем, как отметил главный неонатолог республики, заведующий отделением недоношенных и новорожденных РДБ Андрей Кораблев, проблема СВДС становится все актуальнее.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Оставьте первый комментарий для "Травматический синдром"