Он сам пришел

Ижемец Дмитрий Канев рассказал «Республике», как защитил дом от лесного хищника

В ночь с 15 на 16 июня на окраине села Ижма местный полицейский-водитель Дмитрий Канев застрелил медведя. Как мы уже сообщали, лесной хищник уже во второй раз за месяц забрался во двор полицейского и пытался убить сидевшую на цепи охотничью собаку. Несколькими днями раньше хозяин тайги уже растерзал у ижемца охотничьего пса. На минувшей неделе корреспондент «Республики» побывал на месте этого чрезвычайного происшествия.

 

Дом Дмитрия Канева находится в новом районе села – в переулке Радужном. Это всего в нескольких метрах от вековечной тайги. Забора нет, и границы участка обозначены редкими столбиками. Рядом с лесом стоит и собачья конура.

– Ягоды и грибы можно собирать, почти не выходя со двора, – отметил некоторые удобства жизни на окраине Дмитрий. –  В лесу протекает река Куча, а зимой проходит лыжная трасса.

У Дмитрия и его жены Татьяны трое ребятишек: старшей дочке Амалии восемь лет, средней Есении – шесть, а младшему сыну Олегу всего полгода от роду.

– В ту ночь я был на дежурстве, – вспоминает Дмитрий Канев. – Вернулся домой уже за полночь, но поспать спокойно не удалось. Под утро во дворе залаяла собака. Я выскочил на крыльцо и увидел, что за псом по кругу бегает матерый медведь. За несколько дней до этого, когда у меня также было ночное дежурство, медведь уже утащил одного моего пса в лес. Жена и дети тогда всю ночь дрожали от страха. Потом мы по кровавым следам нашли место, где хищник съел собаку. Это примерно в трехстах метрах от дома. От домашнего любимца Аслама, который шесть лет верно служил нам, не осталось даже костей и шкуры. В лесу нашли только цепь и ошейник. Вот они висят на крыльце.

Дмитрий Канев уже после первого нападения хищника на собаку сообщил об этом  сотруднику охотуправления и сотрудникам сельской администрации. Но выслеживать медведя никто не стал. Тесть подарил Дмитрию двухлетнего кобеля Буча, но косолапый пришел и за ним. Видимо, ему пришлась по зубам легкая добыча – собака на цепи.

– К счастью, на этот раз я был дома, – продолжил рассказ Дмитрий. – Увидел, что медведь вот-вот убьет пса, заскочил в дом, схватил охотничье ружье и стал стрелять в разъяренного хищника. Медведь сразу же пошел на меня. Целился в голову, и только после четвертого выстрела хищник упал в трех-четырех метрах от меня.

Как и большинство ижемцев, Дмитрий занимается охотой. Но выслеживает не медведей, а охотится на дичь и зайцев. Столь крупной добычи, как медведь, среди его трофеев никогда не было.

– Спустя пару часов после того, как медведь был убит, я позвал знакомых, и мы отвезли тушу в лес, – рассказал «Республике» Дмитрий. – Тяжелого медведя грузили на машину и тащили втроем. В лесу мы закопали тушу на глубину полтора метра. Мне от медведя ничего не было нужно, он сам пришел. Поэтому я не стал оставлять себе шкуру или мясо. Да и больной это был медведь. Был бы здоровый, охотился бы в лесу, а не стал бы приходить в село и нападать на собак.

Хорошо знающий закон полицейский утром сообщил о происшествии государственному охотинспектору, а также написал рапорт на имя руководителя.  И чуть было не поплатился за это. Сотрудники охотуправления хотели привлечь Дмитрия к административной ответственности за нарушение сроков охоты и обязать возместить причиненный природе ущерб – 150 тысяч рублей.

Но полиция не нашла состава преступления в этом происшествии.  Проверка показала, что в действиях Дмитрия Канева отсутствует состав преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ (незаконная охота). По закону охотой считается поиск, выслеживание, преследование, добыча зверя, его первичная переработка и транспортировка. Дмитрий Канев медведя не искал, не выслеживал и не преследовал. Медведь сам заявился к нему во двор. Поэтому проверяющие пришли к выводу, что Дмитрий Канев действовал в состоянии крайней необходимости, когда жизни и здоровью людей угрожала опасность, устранить которую иными средствами было невозможно. А по статье 39 УК РФ в данном случае его действия преступлением не являются.

– Когда во время проверки выкопали и измерили медведя, то оказалось, что это был матерый шестилетний хищник, – рассказал Дмитрий. – Его длина превышала два метра, а ширина лапы – четырнадцать сантиметров. Жители нашей окраины все очень довольны и благодарят меня за то, что я избавил их от страшного соседства с хищником.

Лидер общественного движения «Изьватас» Николай Рочев в беседе с корреспондентом «Республики» заявил, что все обвинения в адрес Дмитрия Канева – это абсурд, поэтому если их снова предъявят, то  ижемцы готовы встать на его защиту, собрать подписи и устроить акцию протеста. По мнению Николая Рочева и его земляков, хищник, который повадился в село, это прямая угроза жизни, и Дмитрий Канев поступил правильно, застрелив опасного зверя.

Кстати, это далеко не единственный случай в республике, когда сельчанин застрелил медведя во дворе собственного дома. Так, в августе 2014 года в селе Мутный Материк Усинского района местный житель убил годовалого медведя.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Он сам пришел"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.