Торговля на доверии

Санитарные требования стали одной из причин исчезновения уличных кафе в столице республики

Вопросы организации общественного питания и уличной торговли в летний период стали предметом обсуждения в ходе прямой линии, состоявшейся 25 июня в Общественной приемной главы республики. На звонки граждан отвечали специалисты регионального управления Роспотребнадзора и управления экономики и анализа столичной администрации.

IMG_0055

– В городе началась сезонная уличная торговля. Но иногда палатки ставят в таких местах, где  необходимо вообще запретить торговать. В частности, в микрорайоне Кочпон – Чит овощная палатка стоит прямо у дороги, где ходят большегрузные машины с  песком,  лесом,  навозом. Неужели нельзя как-то ужесточить контроль над местами торговли? – поинтересовалась дозвонившаяся сыктывкарка. – Не каждый продавец представит покупателю документы на разрешение торговли, придумайте хотя бы какие-нибудь эмблемы для них, чтобы сразу было видно, от какой он организации и законно ли занимает место.

По словам главного специалиста отдела предпринимательства и торговли управления экономики и анализа столичной администрации Любови Салиженко, схема расположения мест нестационарных торговых объектов утверждена постановлением мэрии города,  придорожные точки в нем не предусмотрены. В полномочия специалистов администрации входит выявление случаев торговли в неустановленных местах. Специалисты выезжают, составляют протоколы. Но всех сразу все равно не поймаешь, к тому же некоторые торговцы иногда меняют дислокацию. По закону у них должна быть полная и достоверная информация о том субъекте, который осуществляет деятельность. Эту информацию покупатель вполне может затребовать. И соблюдать санитарные требования продавец тоже обязан. Если он стоит без вывески, значит, стоит несанкционированно. Обо всех подобных случаях следует сообщать в администрацию Сыктывкара по телефонам: 294-180 и 294-165. По звонку специалисты выедут на место с проверкой.

Как уточнила в разговоре с журналистами главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора управления Рос-
потребнадзора Светлана Новикова, согласно закону даже специалистами их ведомства любые внеплановые проверки осуществляются только по письменному заявлению граждан либо по требованию прокуратуры:

– Если к нам приходит требование прокуратуры, то наш специалист идет не как проверяющий, а только в помощь прокурору.

Еще одна позвонившая женщина интересовалась, можно ли продавать разрезанные арбузы и дыни, и если можно, то при каких условиях.

– Согласно санитарным правилам для организаций розничной торговли продажа бахчевых частями и с разрезами не допускается. В супермаркетах такая продажа возможна, если арбузы и нож предварительно были вымыты, – ответила Светлана Новикова.

Однако на вопрос, как можно узнать, вымыты ли арбуз и нож, специалист Рособрнадзора ответить не смогла. В этом случае, впрочем, как и во всех других, связанных с системой общественного питания или фасовкой продуктов в магазинах, все основывается только на доверии. Если у покупателя есть сомнения или он был свидетелем нарушения санитарных норм, он может пожаловаться в Роспотребнадзор, и специалисты выедут с проверкой. Хотя доказать подобные факты бывает непросто.

– Кто следит за качеством кваса, который реализуется из бочек? Ведь наверняка не каждый день продают всю бочку до конца. И что, потом свежий квас доливают во вчерашний? – беспокоилась сыктывкарка, назвавшаяся Еленой Петровной.

Светлана Новикова пояснила, что изготовителем кваса является ОАО «Сыктывкарпиво», оно и должно осуществлять надзор за качеством продукции. Доливать в бочку с остатками вчерашнего кваса свежий квас они не могут, остатки продукции должны выливаться в канализационную систему. Ответ женщину не очень устроил. По ее мнению, вряд ли кто-то будет выливать остатки кваса в канализацию. На что ей ответили, что, если у нее есть информация о конкретных фактах такого смешивания, она может сообщить об этом в Роспотребнадзор, который инициирует проверку.

Еще одну позвонившую женщину интересовал вопрос качества фруктов и овощей, реализуемых через предприятия торговли.

– Деньги-то за них отдаем большие, а на вкус фрукты и овощи совершенно ненастоящие, есть их невозможно. Проверяются ли они на содержание нитратов?

– Фрукты и овощи должны продаваться только на основании документов, соответствующих требованиям. При проверках мы запрашиваем эти документы. Иногда отбираем для исследования продукцию. До сих пор нашим специалистам не попадались образцы с завышенным содержанием нитратов и пестицидов. Может, такие и есть, но нам не попадались, – ответила Светлана Новикова.

Еще один звонок касался качества продаваемых в супермаркетах салатов: насколько свежие в них ингредиенты, выдерживаются ли сроки их хранения?

– Супермаркетам доверять можно. У них хорошие цеха. К нам поступала жалоба на салаты с истекшим сроком. А когда мы вышли на проверку, эта жалоба не подтвердилась. Потому что все салаты имеют маркировку, где указаны дата и время изготовления и информация о составе. Кроме того, контейнеры, в которых хранятся салаты, стоят в холодильниках. Салаты делаются в небольшом количестве, – ответила главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Татьяна Вялкова.

– А вот в магазинах бывают акции, когда колбасу или сыр продают по заниженной цене. С чего бы это? Может, срок годности приближается к концу? – был задан еще один вопрос.

– Акция – это маркетинговый ход. Почему именно сыр или колбасу, например, продают по акции? Да всякие могут быть причины. Может, закупили большую партию и могут какую-то часть продать подешевле. Продавец ведь понимает, что, придя за колбасой и сыром, покупатель возьмет еще кучу всяких продуктов, и то, что куплено по акции, магазину окупится все равно, – ответила Татьяна Вялкова.

Одного из присутствовавших на прямой линии журналистов интересовало, почему в летних павильонах «Сыктывкарпиво» продают шашлыки, а руки помыть негде.

– Почему же? Там есть биотуалет с рукомойником, – возразила Любовь Салиженко.

Однако, по мнению задавшего вопрос, биотуалеты содержатся в таком неопрятном виде, что совершать там гигиенические процедуры не хочется. Чтобы такие туалеты соответствовали нормам, нужно, чтобы там так же, как в больших городах, сидели кассиры, берущие плату и следящие за чистотой.

Как отметила Любовь Салиженко, санитарные требования стали одной из причин исчезновения уличных кафе в столице. Для сравнения: летом 2008 года в Сыктывкаре было открыто 50 летних кафе. В этом году их всего два на весь город.

– Потому что требования жесткие, – пояснила она. – Нужно все разрешающие документы получить, обеспечить санитарные условия. А лето-то у нас уже в июле заканчивается. Видно, невыгодно это предпринимателю. К тому же если раньше люди шли на нарушения, то сейчас штрафные санкции возросли.

Галина ГАЕВА

Фото из архива «Республики»

Оставьте первый комментарий для "Торговля на доверии"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.