Искусство текущего момента

В Сыктывкаре открылась выставка молодых

Порядка пятидесяти художников республики представили свое творчество на выставке в Национальной галерее «Мы молодые». Название выставки говорит само за себя: в экспозиции – работы художников от 18 до 35 лет.

IMG_2583 IMG_2590

Эта выставка – возрожденная форма некогда популярных и регулярно проводившихся выставок молодежного объединения Коми отделения Союза художников России. Первая выставка прошла в 1966 году. Последняя, организованная именно Союзом художников, – в 1987 году. Речь идет о тех выставках, на которые работы отбирались выставочным комитетом союза. Свободных же молодежных выставок, не проходящих «профессионального» сита, было достаточно.

Наряду с молодыми, но уже состоявшимися мастерами современного искусства республики, в числе которых – Анастасия Денисова, Екатерина Хоменко, Татьяна Сердитова, в экспозицию вошли работы студентов и выпускников колледжа искусств, Сыктывкарского университета, художественных вузов Санкт-Петербурга. Питерское студенчество представили Вера Петровская, Анастасия Разманова, Наталья Мелькова, Татьяна Ракина, Дмитрий Стрелков.

Выставка получилась весьма разножанровой. Искусство текущего момента молодые отразили как в произведениях классического толка, так и в постмодерне. Экспозиция отличается количеством участников и диапазоном представленных жанров и техник.

По мнению председателя Союза художников Коми Фарука Бурангулова, особенность проживания молодых авторов в современном мире в том числе нужно искать и в интернете, благодаря которому искусство сегодня в немалом сегменте развивается инкогнито.

– Современное творчество тонет в никах. Собственно, это не так уж и плохо, ведь благодаря этому художник имеет возможность сохранить свое имя в тайне, со стороны наблюдая за реакцией своего зрителя. А вообще многие нас поразили. Мы увидели потенциал молодых ребят, которые, находясь у нас под боком, за последний год поразительно изменились, ушли вперед, – отметил Фарук Бурангулов.

Еще одна особенность «текущего момента»: в конце ХХ – начале ХХI века современное искусство переживает небывалый интерес к мифу. Последствием этого можно считать появление неомифологизма. Это концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления. Молодые художники пробуют свои силы в книжной графике. Это иллюстрации Виктора Лемешко, созданные по мотивам американского писателя, сочинявшего в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, Говарда Лавкрафта. Или графика Елизаветы Лебедевой к коми сказке Олега Уляшева «Невидимка». Сюда же можно отнести и впечатляющую работу Андрея Ретанова «Личинка общества» – с чудовищем, по описаниям в литературе похожим на Левиафана, упоминаемого в Ветхом Завете.

Художники обращаются ко многим видам эстампа: линогравюре (Дмитрий Стрекалов), монотипии (Екатерина Попова), воскографии (Кристина Овсянкина).

По-прежнему молодые авторы проявляют большой интерес к прикладному творчеству: гобелену, батику, керамике. Немалый интерес проявили первые посетители выставки к работам Анастасии Юрьевой. Кажется, что в этих фигурках – «Наташка с пташкой», «Жмурки» – живет сама душа, детская, радостная, обнаженная, открытая.

Выставка получилась очень «мыслящей», наполненной, большинство работ хочется не просто созерцать, а «прочитывать». В этом плане, как отметила одна из организаторов выставки Анжела Разманова, художественное пространство и искусство в республике переживают необратимые перемены.

Ряд произведений с экспозиции будет рекомендован для экспонирования на выставке «Молодые художники России» в Москве.

Марина Щербинина

Фото Дмитрия Напалкова

Добавить комментарий