Цена печатному слову

Писатели республики радуются и печалятся по поводу тенденций нового времени

Печатное слово обесценилось. Молодежь с головой ушла в гаджеты и перестала читать книги. Методика преподавания чтения в младшем звене школы – вредная. В олбанском языке нет ничего страшного… Эти и многие другие темы поднимались на тринадцатом съезде писателей республики, прошедшем во вторник в зале республиканского парламента.

34

Тон форуму задал народный поэт республики Владимир Тимин, подчеркнувший, что живой интерес к литературе сегодня не выдерживает конкуренции с телевидением, из-за чего в последнее время произошло падение спроса на печатную продукцию.

– Мир меняется чрезвычайно стремительно. Еще наш соотечественник Александр Солженицын отмечал, что сегодня в России воцарилась анархия свободы слова, которое ни на кого не влияет и ничего не весит. Слово обесценилось как рубль. Еще как-то держится на плаву детская и юношеская литература, находят спрос отдельные издания. Да, наша литература пополняется молодыми, но порой они не задумываются, о чем пишут, – посетовал народный поэт.

Темы спроса на детскую и юношескую литературу коснулась в своем выступлении и председатель Союза писателей Коми Елена Козлова. Так, в рейтинге самых издающихся детских писателей республики была отмечена Елена Габова, у которой за период между съездами, то есть за пять лет, в Москве и Сыктывкаре было издано 19 книг. Неудивительно, что писатель стала лауреатом премии Игоря Бажова и премии Юрия Рытхеу.

О каждом из членов союза было сказано немало хорошего. Несколькими литературными премиями была отмечена народный поэт Коми Надежда Мирошниченко, стихи которой известны сегодня всей России. В прошлом году в свет вышел трехтомник ее произведений, в который вошла и поэзия гражданского толка, и пронзительные обращения – признания своим близким.

К слову, сама Надежда Мирошниченко за трибуну не выходила, так как была избрана в президиум съезда. Тем не менее ее активное участие и реплики с места заметно оживляли весь процесс. Так, например, она без протокола предложила министрам культуры и национальной политики привлекать писателей к работе различных комиссий, в том числе наградного порядка. Народный поэт сообщила, что Союз писателей Коми не может добиться соответствующих наград и званий достойным и давно того заслуживающим писателям. Речь шла о Владимире Подлузском, которого постоянно публикуют в российских изданиях, и стихи которого были опубликованы в антологии «Русская поэзия. XXI век». Помимо того, за роман в стихах «Тарас и Прасковья» поэт был удостоен Национальной литературной премии «Щит и меч Отечества». Второй писатель, который, по мнению Надежды Мирошниченко, заслуживает более высоких наград и признаний, чем имеет, – Андрей Канев, издавший за период между съездами восемь книг.

Практически все члены Союза писателей Коми так или иначе отметились на литературном поприще России в последние годы.

Сергей Журавлев за роман «Зырянский крест» получил Гран-при премии Юрия Рытхеу, произведение было переиздано в Москве. Помимо того, автор повести «Вертикаль абсурда» вошел в число победителей международного конкурса горного фонда России.

А бывший десантник, удорский писатель Алексей Вурдов отметился ценой своего здоровья. Прошлым летом – «по своей воле и от сердца» он служил в ополчении на юго-востоке Украины. Во время службы написал цикл очерков «Донецкие рассказы», был ранен, вернулся домой.

Участников съезда поздравили министр культуры Анастасия Прокудина и министр национальной политики Галина Габушева. Несколько служителей литературы были отмечены почетными грамотами и благодарственными письмами.

Автор известных книг-учебников «Читайка» и «Грамотейка», создатель своей методики чтения Тамара Ломбина сообщила, что огромная беда российской педагогики сегодня в том, что учителя заняты не служением профессии, а оказанием услуг. А методика, по которой дети обучаются чтению, в конце концов делает их безграмотными. В качестве примера Тамара Ломбина привела чтение на скорость, в момент которого ребенок становится транслятором, не понимающим, о чем он, собственно, читает.

В результате – тотальная безграмотность. Больше половины абитуриентов, поступающих на факультет журналистики МГУ, заваливаются на диктанте.

– Гаджеты убивают наших детей, сама основа слова «гадж», «гад» – говорит о многом, – взволнованно заключила Тамара Ломбина.

А вот писатель Григорий Спичак сообщил, что более оптимистично смотрит на происходящие процессы в обществе, связанные с языком и чтением.

– Разве мы стали меньше читать? Нет, просто большинство читают в интернете, – поведал он.

Далее писатель провел небольшой, но весьма емкий экскурс в эволюцию книги, в ореол которого были привлечены Церковь, Христос, переписка Александра Пушкина с министром народного просвещения Уваровым и так далее.

– Мы живем в уникальнейшее время уже хотя бы потому, что это время, когда появились раскольниковы – люди, болеющие совестью, позже это назовут духовным миром. Что сегодня происходит на наших глазах? Родился виртуальный мир, на нас обрушился информационный шторм, последствия которого не известны. Тем не менее язык продолжает жить и развиваться. Разве тот же олбанский язык – это минус? Кто сказал? Не бойтесь за русский язык, мы не распяли его, а дали второе дыхание, – эмоционально заключил Григорий Спичак под аплодисменты коллег.

В финале съезда в результате перевыборного голосования был продлен срок полномочий действующего председателя Союза писателей Елены Козловой.

Марина Щербинина

Фото Юрия Кабанцева, БНК

 

1 Комментарий для "Цена печатному слову"

  1. Писателям надо в народ выходить ,а не в президиумах сидеть, идти корреспондентами в районые газеты.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.