«Волки и овцы» в атмосфере стимпанка

Новый, 95-й сезон Академический театр драмы имени Виктора Савина начал с классики. 13 и 14 сентября зрителям представили первую премьеру – сатирическую комедию «Волки и овцы» по одноименной пьесе Александра Островского.

В центре сюжета пьесы – противостояние двух сильных личностей. Действие комедии происходит в небольшом губернском городе в 1870-е годы. Молодая и богатая вдова Евлампия Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг нее. Многим не дает покоя ее богатство – огромные лесные угодья, красивейшее имение. Властная и честолюбивая помещица Меропия Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путем обмана Мурзавецкая пытается женить на ней своего беспутного племянника Аполлошу. Для этого ей приходится пойти на ряд некрасивых поступков, подлогов и лжи. Но появляется более хитрый, более расчетливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и ее капиталы, – это Василий Беркутов, сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками – Мурзавецкой и ее окружением и побеждает.

– Вот уже почти полтора века пьеса ставится в театрах и до сих пор остается актуальной, – отметил на пресс-конференции, предшествовавшей премьере, директор театра Михаил Матвеев. – В нашем театре ее ставили в 1970-х годах на коми языке. Нынешний спектакль поставлен на средства гранта Главы Коми Владимира Уйба и будет показан в других городах региона. Художник-постановщик Полина Карпухина учла пожелания и создала декорации, применимые практически на всех сценах.

Выпускница Российского института сценических искусств – автор сценографии и костюмов к постановке «Волки и овцы» Полина Карпухина уже знакома нашему зрителю по спектаклю «Довлатов. Роман особого назначения» Молодежного театра Коми.

– В декорациях металлоконструкции, архитектура того времени – выставка в Париже, Эйфелева башня. Костюмы – это не документальная реконструкция России, а скорее впечатление от викторианской эпохи, – отметила художник.

Как рассказал главный режиссер театра – постановщик спектакля Денис Рассыхаев, в театре сохранили весь текст пьесы Островского.

Драматургия Островского сегодня в числе самых востребованных. Академический театр драмы имени Виктора Савина неоднократно ставил спектакли по пьесам Островского. Это «Снегурочка», «Тувсовъя мойд» («Весенняя сказка»), «Лес», «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Збыльыд бур – шудыд бурджык» («Правда – хорошо, а счастье лучше») и другие.

– Это умная сатира. Мы пытались не развеселить публику, а заставить ее задуматься. В постановках по Островскому невозможно врать, его истории – жизненные, биографичные, – подчеркнул он. – Как известно, в основу пьесы легла нашумевшая в России история игуменьи Митрофании. В октябре 1874 года в Московском окружном суде слушалось дело по обвинению ее в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества. «Волки и овцы» должны быть в репертуаре каждого театра, поскольку всегда актуальны.

Денис Рассыхаев также отметил, что время действия комедии – это эпоха индустриальной революции. Появляются паровые машины, поезда, теплоходы, техническая революция постепенно доходит и до русской провинции. Поэтому в оформлении спектакля сделан акцент на стимпанк (от англ. steampunk: steam – «пар» и punk – «панк» – направление фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновленное технологиями XIX века, в первую очередь паровыми машинами). Также в постановке использованы известные брехтовские зонги. Для них переложили на музыку басни Ивана Крылова. В финале звучит «Болеро» Мориса Равеля, который при создании этого музыкального произведения был вдохновлен работой сталелитейного производства.

– Понятно, что прогресс сметает с пути «хлам» из чувствительности, доброты и чистоты, но он еще выделяет людей не только со средствами, но и с умением ставить цели и желанием достичь их, – отметила в разговоре с журналистом «Республики» театральный критик Вера Морозова. – Это люди сильные и азартные. Побеждают слабых духом именно они – «волки». Не могу забыть мизансцену финала: Мурзавецкая сидит совершенно «убитая» случившимся, думает о том, что же будет с ее непутевым племянником, как и на что теперь жить? Не удалось ей удержать бразды управления «овцами». А все потому, что совесть и воспитание не позволили переступить последней черты к подлости. Потенциал энергии ее не черного цвета. Вот у Беркутова мощи звериного качества на все хватит, раз уж он обвел всех провинциалов вокруг пальца, даже будучи некоторым образом влюбленным. Великолепно задумана и выполнена сцена презентации вышколенности его деловой свиты: молодые люди, одетые и причесанные «под копирку», демонстрируют чудеса ловкости, скорости выполнения приказов – до автоматизма. Вот где подрастают молодые волчата.

Премьера стала бенефисом заслуженной артистки России Галины Миковой, которая уже более полувека на сцене театра. За пятьдесят три года она сыграла в десятках постановках. В «Волках и овцах» исполнила роль Мурзавецкой.

– Я в третий раз сталкиваюсь с материалом Островского, но никогда мне не приходилось работать над такой ролью, – рассказала Галина Микова. – До этого были Параша в «Горячем сердце» и Мавра Барабошева в «Правда – хорошо, а счастье лучше». Все мои прежние героини были положительными, а тут пришлось выступить совсем в другом качестве. Мурзавецкая – очень современный человек, она умеет плести интриги, зарабатывать, она настоящий мафиози в своем деле.

На бенефисном показе зрители узнали много интересного про Галину Микову. В частности, что студенткой она снялась у режиссера Владимира Рогового в эпизоде фильма «Офицеры».

Планируется, что «Волки и овцы» после премьеры покажут в Ухте, Усинске и Воркуте, а также за пределами республики.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

 

Оставьте первый комментарий для "«Волки и овцы» в атмосфере стимпанка"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.