Из дефицита в профицит

Министр финансов рассказал, как и почему постоянно корректируется бюджет региона

Почему минфин Коми сразу стремится увеличить расходы бюджета при получении дополнительных средств, а не гасит дефицит казны, за счет чего в прошлом году удалось достичь профицита и снижения госдолга, что несут региону налоговые новшества – обсуждалось на «Часе с министром» в Общественной палате республики. О работе с бюджетом рассказал руководитель регионального министерства финансов, заместитель председателя правительства Коми Владимир Казаков.

Для встречи с общественниками министр выбрал несколько иной формат выступления, чем тот, с которым он обычно участвует в бюджетных слушаниях в Госсовете Коми: куда менее официальный, с дополнительными пояснениями по разным направлениям работы.

– Со стороны кажется, что доклад министра финансов – один из самых скучных. Ну, так оно и есть, – пошутил Владимир Казаков в начале встречи. – Множество цифр, из которых одни иногда не корреспондируют с другими, потому что в республиканский бюджет вносятся изменения в течение года. Может показаться, что в этом очень трудно ориентироваться.

Министр предложил участникам мероприятия не останавливаться подробно на результатах прошлого года, все-таки уже 2023-й в разгаре. Поэтому о 2022-м рассказал достаточно конспективно, напомнив, что в финансовом плане был он непростым и для страны, и для республики, и для отдельных граждан. Но правительству региона удалось удержать сбалансированность бюджета.

– Изначально бюджет принимался с предельным дефицитом, – сообщил Владимир Казаков. – Но в 2022-м мы собрали рекордное количество налогов на территории республики – 526,5 миллиарда рублей. Это очень значительная сумма.

В результате бюджет-2022 стал профицитным. Ясно, что это будет именно так, стало уже ближе к концу третьего квартала, тогда и принимались решения по дополнительному финансированию некоторых направлений, по строительству социально важных объектов, например. Кроме того, удалось сократить объем госдолга с 34,4 миллиарда до 32,6 миллиарда рублей.

В 2021 году, для сравнения, налоги составили 371,4 миллиарда. Рост прошлого года во многом обусловлен повышением цен на энергоресурсы (углеводороды).

77 процентов от упомянутых 526 миллиардов ушло в федеральный бюджет, 23 процента осталось в регионе. В 2021 году было 73 и 27 процентов соответственно. Основную долю поступлений в казну обеспечивают налог на прибыль организаций, налог на доходы физлиц и налог на имущество юрлиц. Это более 80 процентов от всей доходной части.

По итогам оценки, проведенной в 2022 году Минфином России, Республика Коми – субъект с высоким уровнем долговой устойчивости. Это позволяет на выгодных условиях получать кредиты, участвовать в различных концессиях. Но, по словам Владимира Казакова, с последним, с учетом того, что у нас уже есть действующая дорожная концессия, регион пока спешить не будет, поищет другие финансовые пути решения насущных задач.

Кроме того, существуют безвозмездные поступления из федерального бюджета – дотации на разные цели, субсидии, субвенции и прочее. В 2022 году они составили 19 миллиардов рублей.

Максимум расходов бюджета из года в год приходится на социальную сферу, в 2022 году они составили 88 миллиардов рублей (68 процентов казны). Для сравнения: на национальную экономику направили 17,2 миллиарда (13 процентов), причем здесь был прирост, пару лет назад, по словам министра, соответствующие расходы в общей структуре составляли порядка девяти процентов. Но и отдача по вложениям в национальную экономику есть в виде увеличения числа рабочих мест.

– Коми – один из немногих российских регионов, где не допустили высвобождения работников в 2022 году, – добавил Владимир Казаков, пояснив, что в соседних регионах были глобальные проблемы, связанные с приостановкой лесопромышленных предприятий. В республике же, по его словам, реализовался комплекс мер поддержки в виде различных выплат, например, чтобы сохранить за людьми рабочие места.

Министр напомнил об изменениях налогового законодательства, которые вступили в силу с 1 января 2023 года. В частности, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, теперь будет полностью зачисляться в местные бюджеты региона (раньше было 50 процентов). Сделано это с целью укрепления базы муниципальных доходов, теперь местные главы должны быть более заинтересованы в увеличении числа налогоплательщиков на управляемой ими территории. Владимир Казаков отметил, что для Коми это непростое решение, республиканский бюджет таким образом лишился примерно миллиарда рублей. Но для самостоятельности, развития муниципалитетов это очень важно. Также прекратили свое действие договоры о создании консолидированных групп налогоплательщиков (такая практика в России велась около десяти лет). Министр назвал это «не самым ожидаемым для нас решением», которое может повлечь по итогам года снижение налога на прибыль порядка 9-10 миллиардов. Кроме того, доходы бюджетов впервые формировались в условиях уплаты единого налогового платежа. С внедрением этого новшества было немало сложностей, связанных в том числе с переплатами, в результате по стране произошли сбои по срокам выплаты различных пособий. Но сейчас ситуация, по уверениям федеральных чиновников, уже выправилась. Владимир Казаков, впрочем, отметил, что у возглавляемого им ведомства еще остаются вопросы, касающееся этого нововведения. Есть пожелание, которое нашло поддержку на уровне Совета Федерации, – вывести из единого платежа НДФЛ.

Также министр рассказал о бюджете на нынешний год. Запланирован он, как обычно, исходя из минимальных ожиданий, так что вероятные доходы региональной казны указаны ниже, чем были в прошлом году, – 95,3 миллиарда. А расходы – 107,5 миллиарда. То есть бюджет опять с предельным дефицитом – больше 12 миллиардов рублей, соответственно, ожидается рост госдолга. Но в реальности поступления в бюджет выходят больше, чем запланированные, но и расходы по разным направлениям увеличиваются.

– Страшными эти цифры со стороны кажутся, но, как мы уже говорили, в 2022 году мы закладывали дефицит 10,9 миллиарда, а закончили с профицитом 13,9 миллиарда. Когда мы принимали поправки уже к бюджету этого года, многие депутаты Госсовета на заседаниях комитетов спрашивали, мол, вы «рисуете» дополнительные доходы и тут же на такую же сумму расходы, а дефицит уменьшить не хотите? – рассказал министр.

По его словам, сейчас уже есть понимание, что к концу года казна по доходам-расходам должна как минимум «выйти в ноль» (то есть дефицита не будет). А скорее всего, по доходам даже будет плюс, то есть опять профицит. Поэтому, по выражению Владимира Казакова, «сидеть и бояться», экономя средства ради снижения дефицита, в данный момент не нужно хотя бы потому, что перед правительством региона стоит немало важных задач, в том числе по завершению разных строек. Также нужно улучшать оснащение детсадов, школ, других объектов, а это тоже требует больших затрат, при том, что выросли в цене стройматериалы, импортное оборудование.

Тем не менее министр отметил, что в прогнозах по налоговым доходам сейчас стоит быть осторожнее, чем в прошлом году. Как и в принятии новых расходных обязательств.

Что касается задач, которые ставит перед собой министерство на этот год, то в их числе обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов республики, не только регионального, но и муниципальных. А также изыскания источников для решения задач, поставленных правительством Коми. Кроме того, необходимо продолжать полноценную реализацию национальных проектов. И, наконец, нужно продолжать практику вовлечения граждан в бюджетный процесс, повышение финансовой грамотности населения и открытости бюджетных данных. Инициативное бюджетирование сейчас вообще тема актуальная и полезная в условиях ограниченности бюджетных ресурсов: граждане сами должны определять приоритетные направления, которые требуют финансирования, контролировать расходы.

– На самом деле это очень интересно, многие муниципалитеты этим пользуются. Очень активны в этом плане Прилузье, Усть-Куломский район, – рассказал министр финансов Коми, отметив, что лучше всего, как правило, новыми возможностями пользуются на тех территориях, где бюджеты поскромнее. А там, где ситуация получше, рассуждают, что «нам и так хватает». Но, по словам Владимира Казакова, реальность последних лет показывает, что финансов не хватает никому. Так что игнорировать шансы получить дополнительные средства на благоустройство территорий по линии того же «Народного бюджета» не стоит.

Анна ПОТЕХИНА

Фото vk.com/oprkomi

Оставьте первый комментарий для "Из дефицита в профицит"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.