Машиностроитель Победы

В конце прошлого года, 16 декабря, исполнилось 120 лет со дня рождения наркома танковой промышленности и первого министра транспортного машиностроения СССР Вячеслава Малышева. Республика Коми к этой дате имеет непосредственное отношение – будущий Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-танковой службы родился в Усть-Сысольске, и сейчас одна из улиц Сыктывкара носит имя Малышева. Жители Курска Виктор и Сергей Рассохины, авторы книг и очерков о танкостроителях и героях бронетанковых войск, подготовили материал о славном наркоме и отправили его в Сыктывкар. Авторы считают, что статья о судьбе этого человека должна быть опубликована на его родине.

Есть люди, без которых нельзя представить славное и трагичное былое Отчизны. Таким был и навсегда останется в истории XX века Вячеслав Александрович Малышев.

Сын Александра Николаевича и Елены Константиновны Малышевых – Слава был четвертым ребенком в семье. Он появился на свет в Усть-Сысольске 3 (16) декабря 1902 года. Отец окончил Санкт-Петербургский институт учителей, работал преподавателем биологии и не скрывал своего атеизма. Мать (урожденная Попова) происходила из мещан – семьи служащего земства. Всего в семье родилось шестеро детей.

Через три года после рождения Вячеслава, в разгар Русско-японской войны, семейство Малышевых перебралось в Великие Луки.

Два старших сына – Авенир и Леонид Малышевы – стали художниками, а вот Вячеслав, сохранив семейную тягу к творчеству, предпочел сугубо материальную сферу деятельности. На выбор жизненного пути повлияли расположенный рядом железнодорожный узел и почет труда железнодорожников. После школы юноша устроился на работу в локомотивное депо, а приобретя бесценный опыт обслуживания пассажирских и грузовых паровозов «В», «С», «О», «Щ», «Э», в 1920 году поступил в Великолуцкое техническое железнодорожное училище. Здесь он возглавил студенческий комитет и научно-технический кружок, который сам же и организовал. Любопытны темы его докладов – «Радий и его свойства», «Будущее тепловозной тяги». Через два года Вячеслав уже работал помощником машиниста на Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Вступил в ряды ВКП(б), служил по призыву в Красной армии, где был политруком и секретарем партбюро.

Демобилизовавшись, работал машинистом Московско-Курской железной дороги, числясь в депо Подмосковная и Люблино. Одним из первых освоил вождение тепловозов.

Осенью 1930 года Малышев снова стал студентом – по партийному призыву поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ имени Баумана). В 1934 году вместе с дипломом МВТУ молодой специалист получил направление на один из лучших машиностроительных заводов СССР – Коломенский паровозостроительный. Здесь он последовательно прошел все карьерные ступеньки – работал конструктором, заместителем главного конструктора, заместителем и начальником цеха, главным инженером и, наконец, возглавил предприятие. На каждом из постов способный и ответственный специалист заслужил уважение рабочих и руководства. В последующем задел коломенских машиностроителей позволил вовремя наладить выпуск «Катюш», бронекорпусов танков Т-60, авиабомб и снарядов, зенитных платформ.

Далее его карьера пошла стремительно вверх. 5 февраля 1939-го Вячеслав Малышев был назначен первым наркомом тяжелого машиностроения СССР. Прежде это был наркомат машиностроения, который возглавлял Виктор Львов. Руководитель нового наркомата отвечал за обеспечение оборудованием горнодобывающей и металлургической отраслей. Здесь начинается удивительный политехнизм Малышева. Позднее один из его подчиненных, известный металлург Коробов, отметил: «Металлургия, нефнебуровое хозяйство, энергетика, химия, легкая промышленность – Малышев удивительным образом знал все отрасли через оборудование, изготовлявшееся машиностроительными заводами».

Едва возглавив наркомтяжпром, Вячеслав Малышев выступил на XVIII съезде ВКП(б) с докладом о подготовке промышленности к предстоящей войне. Будущее представлялось как война моторов – танковых, тракторных, автомобильных. Неслучайно тогда же началась подготовка и испытание первых серийных образцов новых танков с дизель-моторами и пушками разных калибров.

Следующие должностные перемещения Вячеслава Малышева были связаны с изменениями государственных приоритетов – он всегда находился там, где решалась судьба страны.

В октябре 1940 года заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР был назначен на пост наркома среднего машиностроения. И сразу же внес массу предложений по действительной и грядущей проблематике ВПК. В подчинении Малышева были новейшие автотракторные заводы и предприятия Главспецмаша, то есть танкостроение. Первые нуждались в ускоренной перестройке на военные рельсы, вторые – в освоении поточно-конвейерных методов производства танков новых типов, прежде всего Т-34.

Через двое суток после начала Великой Отечественной войны Малышев уже докладывал членам Политбюро ЦК ВКП(б) о состоянии отрасли – новейших легких, средних, тяжелых танках, об их бронезащите, моторесурсности, пушках и пулеметах, о перспективах массового обеспечения танкоиндустрии дизелями конструкции Вихмана, Чупахина, Трашутина, Челпана. Прозорливый Малышев предрекал чрезвычайную важность государственной – поддержки танковых конструкторских бюро Кошкина, Морозова, Кучеренко, Троянова. Нарком знал на зубок нюансы конструкций бронетехники Котина, Астрова, Духового, Горлицкого. Помнил о проблемах, стоявших перед «пушкарями»: Грабиным, Петровым, создателями автоматического оружия Дегтярёвым, Шпагиным и другими оружейниками.

Танкостроитель в кругу семьи

В первые дни войны глава наркомсредмаша, отлично знавший все недостатки и техническое состояние танкового парка РККА, направил докладную записку Сталину о необходимости перевода дополнительных заводов на выпуск танков. Этому вопросу были посвящены первые два постановления нового высшего органа управления СССР – Государственного комитета обороны.

Вячеслав Александрович в числе первых государственных деятелей денно и нощно ратовал за понятие «Танкоград», вызванное крайней и срочной необходимостью эвакуации танковых, моторных, смежных заводов за Урал и в Поволжье. Стальной характер и волю проявил он, отстаивая сохранение массового выпуска Т-50, Т-34, КВ-1.

В начале осени все танковые заводы были эвакуированы, отрасль пришлось по существу создавать заново. 11 сентября Малышева назначили руководителем вновь образованного наркомата танковой промышленности. На новых местах танкостроение изначально устраивалось под применение самых прогрессивных поточно-конвейерных методов и технологий. К примеру, приказ о всеобщем внедрении автоматической сварки при изготовлении бронированных корпусов нарком подписал уже 6 ноября 1941 года.

Расчеты наркома и его команды по достижению максимальной производительности труда оказались правильными. Попытка добиться большего путем силового и идеологического нажима, приведшая к временному уходу с поста наркома (с июля 1942 по июнь 1943 года), ни к чему в итоге не привела. Малышев вернулся на свое место, а Сталин больше никогда не сомневался в его выводах.

На западе страны еще шли бои, а в наркомтанкпроме уже задумались о восстановлении народного хозяйства. Во второй половине 1944 года наиболее мощные и современные заводы поточно-конвейерного типа начали подготовку производства тепловозов, вагонов, гусеничных тракторов. В октябре 1945-го все они были выделены во вновь образованный наркомат транспортного машиностроения, который с марта 1946 года стал министерством. Его возглавил Вячеслав Малышев.

В послевоенное время заместитель председателя СНК СССР встал во главе транспортного машиностроения державы. Находясь до и после назначения в непростых отношениях с элитой наркоматов – Ванниковым, Тевосяном, Шахуриным, позднее с Устиновым и Косыгиным, генерал-полковник инженерно-танковой службы возводил будущий Уральский электрохимический комбинат. Параллельно был членом инженерно-технического совета предприятия №813.

В апреле и сентябре 1945 года наркома отметили орденами Кутузова и Суворова I степени.

Талантливый организатор и взыскательный администратор награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Затем третий нарком танковой промышленности СССР стал первым наркомом транспортного машиностроения страны, совмещая эту работу с обязанностями зампреда Совмина СССР. Его бывшая должность была упразднена, а на новом посту Малышев отработал с октября 1945-го по март 1946 года.

В январе 1950 года состоялось новое важное назначение. Поскольку СССР не имел не только океанического флота, но и достаточного количества кораблей береговой обороны, особенно на Дальнем Востоке, а США располагали подавляющим превосходством на море, в стране была принята программа создания «Большого флота». Ее возглавил новоиспеченный министр судостроительной отрасли Вячеслав Малышев.

За большой вклад в это дело дважды лауреат Сталинской премии, почетный машиностроитель СССР был награжден четвертым орденом Ленина.

В день смерти генералиссимуса Малышева назначили министром транспортного и тяжелого машиностроения при главе правительства Георгии Маленкове. Однако эксперимент создания сверхмасштабного министерства оказался неудачным. Правда, крах затеи произошел уже при другом руководителе, потому что Малышев к этому времени был министром среднего машиностроения, то есть атомной промышленности.

Надо сказать, что в атомном проекте он принимал участие давно – с ноября 1945 года. По инициативе Малышева в новую отрасль в массовом порядке переводились танкостроители-конструкторы, технологи, руководители серийного производства. И именно под его руководством минсредмаш освоил серийный выпуск атомных и ядерных боеголовок различного назначения.

В испытаниях атомной бомбы в 1953 году Вячеслав Малышев принимал непосредственное участие, по сути, находился в эпицентре ядерного взрыва и заработал лучевую болезнь.

В мае 1955 года бывший министр вернулся на пост главы возрожденного Госкомитета по новой технике, в конце года стал еще и заместителем председателя экономической комиссии Совмина СССР по текущему планированию народного хозяйства.

Однако долго работать уже не получилось. 20 февраля 1957 года Вячеслав Малышев скончался в возрасте 54 лет. Трудно назвать тому главную причину – лучевая болезнь, два десятилетия немыслимого по напряжению труда без выходных и отпусков или же отношение к хрущевским реформам и роспуску союзных министерств.

Прах выдающегося организатора, внесшего неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне Вячеслава Александровича Малышева покоится в некрополе у Кремлевской стены на Красной площади Москвы.

Подготовила Лина ПЕРОВА

Фото из открытых источников

 

Оставьте первый комментарий для "Машиностроитель Победы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.