Елена Ильиных: «Мы хотим готовить хороших врачей, а не кого угодно»

Глобальная конкурентоспособность и высокое качество российского образования – главная цель нацпроекта «Образование». При этом особую актуальность эта цель приобретает в тех отраслях профессионального образования, которые напрямую связаны с жизнью и здоровьем человека и где психология «троечника» может обернуться большой бедой. О проблемах вузовской подготовки будущих врачей в Коми в целом и в условиях пандемии в частности в интервью «Республике» рассказала доцент кафедры терапии мединститута СГУ имени Питирима Сорокина практикующий терапевт Елена Ильиных.

– Пандемия коронавируса вынудила многие образовательные учреждения перейти на дистанционное обучение. Практика этих месяцев показала, что такой образовательный формат возможен, но без острой необходимости нежелателен. Но если для школьников он еще приемлем, то как можно в таком формате обучать будущих врачей, особенно старшекурсников, у которых в программе преобладают практические занятия?

– Дистанционное обучение – это вынужденная мера, но его можно сделать эффективным, даже в медицинском образовании. Например, мы сейчас записываем наши лекции и практические занятия в Zoom или проводим лекции и занятия в Moodle, при этом сохраняя обратную связь со студентами, ведя непосредственный диалог с ними. Сложнее контролировать эффективность усвоения знаний, но и это вполне выполнимо. Надо сказать, что в этом семестре у нас не было полного дистанционного обучения. Часть дисциплин с практической направленностью проходили очно. Но студенты 4, 5 и 6 курсов были выведены на дистанционное обучение с октября, поскольку большинство из них снова трудоустроились в больницы и поликлиники Республики Коми, когда резко выросла потребность в среднем медицинском персонале из-за эпидемии коронавирусной инфекции. У нас небольшие курсы – по 50-60 студентов. И сейчас работают почти все, в том числе в «красных» зонах.

Конечно, совмещать работу, дежурства и учебу им очень сложно. И мы искренне благодарны нашим студентам, что они пришли на помощь здравоохранению в этот непростой период. Для них это важная практика и клинический опыт, они общаются с тяжелыми пациентами и участвуют в оказании им медицинской помощи. Мы надеемся, что эпидемия не затянется на несколько лет, и мы сможем вернуться к формату наших практических занятий на клинических базах, когда мы вместе смотрели пациентов, проводили клинические разборы, обсуждали клинические ситуации.

– В марте, когда в республике появились первые больные коронавирусом, атмосфера была очень тревожная, люди панически боялись заразиться. Это не испугало работающих студентов-медиков?

– Когда республика переводилась в режим самоизоляции в конце марта, мы, как и все медицинские вузы, получили информационное письмо Минздрава России по вопросу привлечения студентов к оказанию медицинской помощи в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Студентам пятого курса было предложено выйти на практику в поликлиники, где стало остро не хватать медицинского персонала. Они почти все вышли на практику, хотя им был предоставлен выбор: можно было пройти практику в другое время. Некоторые из них сразу трудоустроились в инфекционную больницу. Студенты третьего курса в это время в круглосуточном режиме дежурили в ТЦМК на «горячей линии». Среди старшекурсников не было особого страха перед неизученной еще инфекцией. На тот момент уже была понятна статистика, что у молодых людей их возраста болезнь протекает без серьезных осложнений. Переживали только те, кто проживал вместе с пожилыми родственниками, поэтому часть студентов прошли практику позднее. Несколько студентов, работавших с самого начала в инфекционной больнице или на скорой помощи, серьезно переболели коронавирусной пневмонией и были госпитализированы. Но сейчас все поправились и снова работают.

Елена Ильиных окончила Кировский мединститут в 1996 году. Три года обучалась в аспирантуре. Кандидат медицинских наук. С 2000 года работает в Республике Коми, преподает терапевтические дисциплины будущим врачам. В апреле 2020 года, когда республику накрыла первая волна коронавируса, добровольно пришла работать в «красной» зоне Республиканской инфекционной больницы с больными COVID-19. Вместе с ней работали студенты-старшекурсники мединститута.

– Профессия врача, пожалуй, одна из наиболее ответственных. Пациенты ему доверяют свое здоровье и жизнь. И если в других институтах еще допускается «тащить студента за уши» к диплому, то по отношению к будущим врачам это неприемлемо. Как вы оцениваете качество знаний поступающих в мединститут абитуриентов? И каков отсев среди будущих медиков?

– Отсев студентов в медицинских вузах всегда был достаточно большой, даже в те времена, когда при поступлении был реальный конкурс четыре-пять человек на место. Сейчас конкурс в медицинские вузы очень условный, поскольку на бюджетные целевые места конкурс практически отсутствует. Например, если региональный минздрав выдал 55 целевых направлений на 50 целевых бюджетных мест, то поступят почти все, даже с минимальными проходными баллами ЕГЭ. На общий конкурс выделяется только 10-20 процентов всех бюджетных мест, и именно на эти места появляется настоящий конкурс, до десяти человек на место. Получается, что большая часть абитуриентов поступает в медицинский институт без конкурса. Наверное, излишне говорить, что медицинское образование очень сложное и крайне ответственное. Надо уметь учиться, чтобы выжить в медицинском институте.

Нам бы очень не хотелось решать проблемы низкой успеваемости студентов отчислением. Мы понимаем, как переживают сами студенты и их родители, когда сталкиваются с этой ситуацией. Но в основном отчисляются студенты, которые систематически не посещают занятия либо практически не готовятся к ним. Некоторые студенты уходят сами, понимая, что учиться очень сложно, а им медицина по-настоящему не интересна. В этом году у нас был очень маленький выпуск – 36 студентов, а на первом курсе их было 70. В 2021-м планируется выпустить 49 студентов.

– Ваши выпускники вынуждены уезжать в ординатуру в другие города. Планируется ли у нас в перспективе открыть свою?

– Мы планируем лицензировать ординатуру в 2021 году пока по двум направлениям: по терапии и кардиологии. Мы раньше занимались последипломным образованием врачей – до 2017 года, когда существовал Коми филиал Кировской медакадемии, у нас была интернатура по 20 специальностям. Но с 2017 года интернатура как последипломная подготовка врачей была полностью упразднена. И сейчас по новому образовательному стандарту студенты, обучающиеся по программе «Лечебное дело», либо сразу идут работать участковым терапевтом, либо поступают в ординатуру, которая в этом году была почти вся целевая. Мы очень надеемся, что сможем создать на базе медицинского института свою систему последипломной подготовки врачей.

– Обучаясь в ординатурах в других медвузах, они получают возможность сравнивать уровень медицинского образования. Что они об этом говорят?

– Мы всегда рады встрече с выпускниками и стараемся быть в курсе, у кого как проходит ординатура. Кто-то нам пишет в соцсетях, кто-то заходит в институт, когда находится в городе (часть ординаторов проходит практику в больницах Сыктывкара). Большинство наших выпускников учится в ординатуре в Кирове и в Архангельске. Несколько человек уехали в Санкт-Петербург и в Москву. Не знаю, может ли это являться объективной оценкой, но все, с кем удалось пообщаться, утверждают, что были приятно удивлены, что их уровень знаний оказался достаточно хорошим в сравнении с другими. Удивлены – потому что в сознании многих сегодня закрепилось представление, что хорошие знания можно получить только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. У нас в институте работает коллектив настоящих профессионалов, и мы хотим готовить хороших врачей, а не кого угодно.

С другой стороны, мы поддерживаем связь с коллегами – преподавателями и врачами Архангельска и Кирова, где учатся в ординатурах наши выпускники. Они тоже подтверждают, что уровень знаний наших выпускников достаточно высокий. Будем надеяться, что все, кто сейчас уехал учиться в ординатуру, вернутся в республику.

– Много ли выпускников медицинского института остается работать в Коми и вообще остается в медицине?

– У нас пока было два выпуска врачей – в 2019 и 2020 годах. Половина выпускников сейчас учится в ординатуре, остальные работают участковыми терапевтами. Уехали из Коми только два человека. Из выпусков Коми филиала Кировской медакадемии 90 процентов врачей остались работать в республике, и многие из них стали замечательными профессионалами.

С одной стороны, наш институт – самый молодой в СГУ, был открыт в 2013 году. Но поскольку мы большей частью были реорганизованы из Коми филиала КГМА, то можем считать себя достаточно опытным медицинским вузом. У истоков организации высшего медицинского образования в 90-е в Коми стояли замечательные преподаватели СГУ и наш первый директор Коми филиала – Валентин Владимирович Гладилов.

– Вы уже двадцать лет преподаете в вузе. Нередко у преподавателей с большим стажем случается профессиональное выгорание, чувствуете ли вы что-то подобное?

– Я, даже не задумываясь, скажу, что мне очень нравится работать со студентами. Нравится делать для них медицину понятной. Я сама прошла через такой этап, когда учишься в медицинском институте, много-много занимаешься, а ничего не понятно, особенно на третьем курсе. И вдруг в какой-то момент словно дверца приоткрывается, а там – свет. Со мной это произошло на шестом курсе, где у меня были замечательные учителя и появились отличные переводные учебники по медицине. И когда я начала преподавать, то окончательно разобралась с тем, что мне самой было когда-то непонятно. Сейчас у меня есть доступ ко всем основным англо-язычным учебникам по внутренней медицине. И я вижу, насколько может быть современным изложение материала в учебнике и при этом очень понятным. Больше всего мне нравится отвечать на вопросы студентов, они часто задают очень умные вопросы, которые показывают, что они действительно хотят разобраться с той или другой медицинской проблемой. Несмотря на все современные технические средства обучения, ничто не заменит диалог со студентом, мне всегда нужна обратная связь.

По поводу профессионального выгорания. Это неизбежно в любой профессии, связанной с общением с большим количеством людей. Но пока дни, когда не хочется идти на занятия, бывают нечасто. Наверное, в дальнейшем придется ограничиться нагрузкой в одну ставку (у меня это 850-900 часов в год). При работе на 1,5 ставки остается очень мало времени на создание новых лекций, методических пособий, практически не остается времени на научную работу. Кроме того, преподавателям клинических дисциплин необходимо ведь совмещать работу со студентами и врачебную практику.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото vk.com

Оставьте первый комментарий для "Елена Ильиных: «Мы хотим готовить хороших врачей, а не кого угодно»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.