Пером о том, что срублено топором

Традиционно в Коми крае большинство строений было возведено из древесины – от лесной избушки охотника до сельской церкви. И до сих пор в сельских районах сохранилось немало памятников деревянного зодчества. Им и посвящена книга научного сотрудника отдела этнографии Национального музея Коми Евгения Худина. Презентация книги «Памятники деревянного зодчества Коми края» прошла 3 декабря в Сыктывкаре.

В книге рассказывается о традиционном доме коми, древних деревянных храмах и наиболее интересных памятниках общественно-хозяйственного и торгового назначения. Источниками для написания книги послужили полевые исследования автора, архивные материалы, а также непосредственное участие в сохранении некоторых памятников деревянного зодчества.

До сих пор стоят на берегах рек деревенские дома, способные украсить любой музей деревянного зодчества. Избы Важгорта, Большой Пыссы, Муфтюги, запечатленные на полотнах живописца Владимира Стожарова, вызывают восхищение ценителей живописи.

– Ежегодно наши сотрудники готовят и выпускают издания, посвященные разным аспектам народной культуры коми, – отметила на презентации директор музея Ирина Котылева. – И вот сейчас вышла книга о традиционных постройках. Деревенские избы на нашей северной земле строятся и сегодня. Так что, можно сказать, деревянное зодчество – это не ушедшая, а живая культура. И новая книга не только о прошлом, но и настоящем и будущем.

Директор Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН, историк Игорь Жеребцов напомнил, что когда-то его отец, известный этнограф Любомир Жеребцов также занимался изучением традиционного коми жилища, защитил на эту тему кандидатскую диссертацию и издал книгу о деревянном зодчестве в Коми крае.

Еще в 1969 году Любомир Жеребцов вместе с коллегами-этнографами и его близкими друзьями Яковом Безносиковым и Юрием Гагариным разработали принципы и задачи организации в Коми республике музея под открытым небом, в котором были бы собраны традиционные жилые и хозяйственные постройки коми и русского населения республики.

– К сожалению, эта идея тогда не была реализована, – посетовал Игорь Жеребцов. – Быть может, настало время вернуться к ней в наши дни? Первая книга Любомира Жеребцова «Памятники народного зодчества Коми АССР», вышедшая в 1961 году, неожиданно подверглась резкой и несправедливой крике за то, что в ней будто бы «искажалась советская действительность». Некоторых горе-читателей разочаровали фотографии старинных коми домов: в качестве памятников зодчества они хотели бы видеть новейшие каменные здания, построенные в Сыктывкаре.

Как рассказал историк, несмотря на все усилия научного сообщества защитить книгу, почти весь ее тираж был уничтожен. Сохранились до наших дней лишь отдельные экземпляры, которые на свой страх и риск спас от гибели директор Коми книжного издательства Степан Раевский. Только десять лет спустя уничтожение той книги было признано ошибкой, и Любомиру Жеребцову удалось в том же Коми книжном издательстве опубликовать новый труд «Крестьянское жилище в Коми АССР», посвященный богатству коми народной архитектуры, своеобразию местного зодчества, раскрывавший читателям особенности жилища коми народа.

Заместитель начальника республиканского управления по охране объектов культурного наследия Сергей Павлюшин рассказал о том, что Евгений Худин не только ученый-теоретик, но и волонтер, который с топором в руках много лет помогает сохранять и восстанавливать старинные дома и часовни.

– У автора книги, наверное, самый большой фотоархив старинных часовен и домов, – рассказал Сергей Павлюшин. – Евгений всегда и везде все старается запечатлеть. А на реставрационных работах он показал, что и может отлично работать и руками.

В свою очередь, Евгений Худин представляя книгу, отметил, что большая часть работы – это все-таки грустный реквием по уходящей культуре народного зодчества. Буквально на глазах исчезают такие памятники архитектуры, как вымская деревня Кони, которую называли нашими Кижами. Исчезают уникальные удорские дома с фронтонами, расписанными львами.

– И только на Ижме древние традиции живут и поныне, – отметил ученый. – Здесь и современные дома стараются украсить резными наличниками, находят для окраски домов яркие краски. Поэтому за будущее ижемцев я спокоен. А вот за другие сельские районы республики душа болит.

В ижемской деревне Мошъюга сохранился дом Екатерининской эпохи. Удивительно, что построенное еще в 1790 году здание не разрушилось, не обветшало и главное – по-прежнему обитаемо. И живут в нем прямые потомки того самого крестьянина, который в годы царствования Екатерины II возвел себе эти хоромы. Несколько лет назад журналист «Республики» побывали в гостях под крышей этого 230-летнего «чуда». В книге Евгения Худина этот дом только упомянут.

Дом, построенный Феофаном Филипповым, ныне один из самых древних известных жилых деревянных домов в России. А в Республике Коми вообще больше нет ни одного деревянного здания восемнадцатого века. При этом архитектурный старожил практически ничем не выделяется от соседних домов на деревенской улице и не производит особенного впечатления.

За прошедшие два века дом неоднократно перестраивался и обновлялся. Он наполовину обшит вагонкой, обновлен и, по мнению специалистов, обезображен крыльцом-тамбуром. Только присмотревшись, замечаешь его необычность, непохожесть на более поздние типы домов. Обычно крытый двор располагается за жилой частью избы – уходит в глубину двора. У дома Филиппова жилая часть и крытый двор со взвозом построены по торцовому фасаду, причем комнаты смотрят на более светлую и теплую южную сторону.

Здание построено из отборной лиственницы. По семейному преданию, которое нынешний хозяин дома Андрей Канев слышал от своего деда Федора, бревна для дома заготовили на берегах реки Айюва (сейчас это Сосногорский район). Качество каждого бревна определяли звоном от удара обухом топора по стволу. Бревна сплавили по реке Ижме.

Точную дату постройки сохранило не только семейное предание. Она была вырезана на одном из бревен ската крыши с внутренней стороны. К сожалению, во время небольшого пожара в прошлом веке этот участок крыши выгорел, и надпись не сохранилась. Второе документальное свидетельство – это изданный в 1946 году портрет Александра Грибоедова. На обратной стороне репродукции кто-то написал «Дом построен в 1790 году».

Дом разделен на жилую и хозяйственную половины. В жилой три комнаты: две большие и за печкой одна маленькая. Интересно, что высота потолка в комнатах разная. В доме две печи. В прошлом веке их построили на месте старых. Над коровником расположен сеновал. Чтобы было теплее, полы во всем здании расположены высоко над уровнем земли. Удивительно, но более чем за два века дом нисколько не просел. Фундаментом для него и для печей служат большие валуны. Из каменных плит выложена и площадка перед высоким крыльцом. Маленькая дверь около крыльца ведет в подклеть. Здесь также расположено большое помещение с двухметровым погребом-ледником. Во второй погреб можно попасть из жилой комнаты.

Дом Филипповых относится к древнейшему из известных типов печорского жилища. Известный архитектор и исследователь деревянного народного зодчества Иван Маковецкий назвал этот тип постройки домом-кошелем. В архитектуре «кошель» подразумевает параллельное расположение жилой и хозяйственной зон, находящихся под одной крышей. В музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи сохранился один дом кошелем, но он почти на сто лет моложе ижемского. А в Мошъюге через улицу стоит еще один такой дом, лишь немного «помоложе». В девятнадцатом веке тип дома «кошелем» был практически повсеместно вытеснен традиционными пятистенками и шестистенками.

Книга издана небольшим тиражом в двести экземпляров при поддержке регионального управления по охране объектов культурного наследия, и адресована широкому кругу читателей, неравнодушных к истории и традициям мастеров плотницкого искусства Коми края.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Пером о том, что срублено топором"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.