Пятнадцать работ Василия Кандинского

В Сыктывкаре открылась выставка известного художника-абстракциониста

В преддверии празднования Дня республики в Национальной галерее Коми открылась выставка «Василий Кандинский и Россия». Пятнадцать работ всемирно известного художника-абстракциониста, чьи картины наравне с работами Ван Гога являются самыми дорогими на мировых аукционах, впервые привезли в Сыктывкар из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Шедевры Кандинского из Русского музея часто экспонируются за рубежом, в Москве, Санкт-Петербурге. В других российских городах крайне редко. Исключение для Сыктывкара было сделано из-за особого отношения художника к коми-зырянам. Одним из источников вдохновения для его творчества стало путешествие в Коми край. Сюда будущий художник приезжал в 1889 году, будучи еще студентом-юристом Московского университета.

Открывая выставку, министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов отметил, что 21 августа в культурной жизни региона стало важным днем.

– Сегодня мы все почувствуем второе дыхание, ведь мы возвращаемся к культурной жизни, открываем театры и филармонию, а главное – открываем новый творческий сезон, приуроченный к 99-летию Республики Коми, – сказал министр.

Вход в галерею был украшен арками, стилизованными под абстракционизм. Красная ковровая дорожка вела вверх по лестнице, по краям которой посетителей встречали живые статуи – девушки, расписанные «под Кандинского». В фойе звучала живая музыка скрипичного квартета. Художницы в шляпах дорисовывали стоящие на мольбертах «картины» Кандинского. А сам художник (которого изображал актер республиканского драмтеатра) в старомодном костюме и в круглых очках задумчиво бродил по залам галереи.

Представляя экспозицию, ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов отметил, что на ней показаны разные периоды творчества Кандинского. Самые ранние произведения на выставке – это пейзажи 1901-1903 годов. Затем идут два этюда, написанные в немецком городе Мурнау, и логически завершают выставку беспредметные произведения: «Импровизации», «Композиции» и «Импрессии». Также представлены картина «Святой Георгий» и несколько работ на стекле. Дополняют выставку народные прялки, игрушки, пояса, портреты Василия Кандинского и выдержки из его книг и дневников, снимки крестьян из Архангельской губернии и лубочные картинки.

На пресс-конференции в ТАСС в Санкт-Петербурге и.о. заместителя генерального директора Русского музея по развитию и связям с общественностью Мария Дмитренко также отметила, что выставка в Коми является комплексной, на ней представлены различные виды искусства, связанные с личностью и творчеством Кандинского:

– Мы даем зрителю возможность увидеть предметы народного искусства, которые столь ярко отразились в творчестве Кандинского. На выставке и ранние пейзажи, которые носят реалистический характер, вещи на стекле, очень яркие, контрастные, никого не оставляющие равнодушными. Выставка показывает весь спектр, характерный его искусству.

Основной целью поездки Кандинского в Коми край в 1889 году был сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. Самой дальней географической точкой в этой экспедиции стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя. В некоторых путеводителях позапрошлого века село Усть-Кулом называют «вратами смерти». Это один из вариантов перевода коми названия Усть-Кулом на русский язык. В 2017 году Национальный музей Коми сделал восемнадцатиминутный фильм «Путешествие Кандинского к «вратам смерти». В отделе этнографии музея можно увидеть коллекцию старинных коми прялок и других предметов деревенского быта, традиционные расписные узоры на которых вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста. Особенно это заметно на примере рисунка мирового древа на привезенной из верхневычегодского села Парч старинной дверце в голбец или на прялке из села Керчомъя.

Спустя годы после своей юношеской поездки Василий Кандинский в статье «Ступени. Текст художника», анализируя свой путь становления как художника, отметил, что «особенно сильными впечатлениями моего студенческого времени, также определенно сказавшимися в течение многих лет, были Рембрант в петербургском Эрмитаже и поездка моя в Вологодскую губернию».

Эту же мысль будущий основатель абстракционизма подчеркивал в переписке со своим другом, известным русским этнографом Николаем Харузиным.

«Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить, – писал Кандинский. – Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавка, огромная печь, шкафы, поставцы – все это было расписано пестрыми размашистыми орнаментами. По стенам лубки… Когда я вошел в горницы, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно. Несколько лет занимало меня искание средства для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся».

С собой в дорогу московский студент взял почитать первое отдельное издание полного русского перевода текста «Калевалы», вышедшее в 1888 году. В пути Василий Кандинский вел дневник. Некоторые свои рисунки на его страницах он подписывал коми словами и названиями. Например, под зарисовкой бани было указано, что это «пывсян», а под овином – «рыныш». Студента интересовал коми язык, и он отмечал в дневнике, что на коми языке морт – это человек, а войтыр – люди. Сейчас рукопись дневника с этими записями хранится в парижском музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду.

«Охваченный чувством, что еду на какую-то другую планету, – описывает свой маршрут Кандинский, – проехал я сначала по железной дороге до Вологды, потом несколько дней по спокойной, самоуглубленной Сухоне на пароходе до Усть-Сысольска. Дальнейший же путь пришлось совершить в тарантасе через бесконечные леса, между пестрых холмов, через болота, пески…»

Поездка Кандинского по Коми краю проходила в начале лета и была непродолжительной: всего неделю – с 19 по 26 июня. И за этот короткий срок местные жители буквально «влюбили» в себя будущего художника.

«Я положительно влюблен в зырян, – подчеркнул он в своем дневнике. – Зыряне – премилый народ».

В одном месте дневника его автор с восторгом написал, что в Усть-Куломе «Бог чудов найден!». Что он имел в виду, так и осталось неясным. Еще в Усть-Куломе студент приобрел ружье за три рубля. Может, это было интересное старинное оружие, а может, он купил его на случай встречи с хищниками.

В дальних селах студент-этнограф записывал старинные песни, загадки. Ездил верхом и на тарантайке в Богородск, Подъельск, а на лодке плавал в некий Шой-яг. В этом селении, которое отсутствует на современных картах, по его словам, жили «совершенные дикари», которые смотрели на приезжего как на нечто чудесное и никогда не виданное: «Кто посмелее, те трогали мои очки, а робкие издали тыкали пальцами и быстро тараторили». Современные исследователи так и не смогли определить, что за поселение автор дневника назвал Шой-ягом.

Северные дома и предметы зырянского быта вызывали у московского студента восхищение. Он пишет: «Мне впервые удалось увидеть народное искусство в естественной среде и на собственной его почве. В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ… Никогда не забуду большие, покрытые резьбой деревянные дома. В этих чудесных домах я пережил то, чего до сих пор не испытывал».

Итогом поездки Кандинского стала его статья «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)». В этой работе он упоминал языческих богов Чурилу, Войпела, Йомалу, лешака-морта, полудницу и предвестника смерти – орта. Также студент написал рецензию на книгу Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык». А вот записи коми песен, которые он делал во время поездки, бесследно исчезли.

Но главный итог экспедиции на север – это то, что будущий правовед стал художником и одним из основателей нового направления в искусстве – абстракционизма.

Путь-дорога художника через северную тайгу вполне может стать интересным маршрутом для развития внутреннего туризма в республике. В конце 2018 года даже прошло его апробирование. Поездка была организована региональным минкультом совместно с Национальным музеем Коми.

Приехавший на открытие выставки в Сыктывкар советник генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени Рудомино Мигель Паласио отметил, что в рамках празднования столетия республики такой культурный маршрут был бы уместен, Совет Европы бы им заинтересовался. При этом, как он добавил, маршрут мог бы охватывать несколько российский регионов и европейских стран.

Выставка «Василий Кандинский и Россия» в Национальной галерее Коми будет открыта до 11 октября.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Пятнадцать работ Василия Кандинского"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.